Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: Санкт-Петербург,
Набережная канала Грибоедова, д. 123
Дни и часы приёма декана СПб школы социальных наук и востоковедения: каждый вторник, с 10:00 до 12:00 по предварительной записи
Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения — международный центр образования и науки в области изучения обществ и государств. Она объединяет четыре направления — востоковедения и африканистики, государственного администрирования, политологии и социологии, где в общей сложности работают более ста высококлассных исследователей и практиков. На четырех бакалаврских, пяти магистерских и двух аспирантских программах обучаются 1600 студентов из более чем двадцати стран мира.
Ermolin I., Krever V., Ivannikova T. et al.
M.: WWF Russia, 2020.
Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2020. № 4. С. 125-136.
Kivinen M., Maslovskiy M.
In bk.: Russian Modernization: A New Paradigm. Abingdon: Routledge, 2021. Ch. 1. P. 1-29.
An Archive for Preprints in Philosophy of Science. PhilSci-Archive. Center for Philosophy of Science, University of Pittsburgh, 2020
Культурные институции постсоветской России можно разделить на две большие группы: государственные музеи и частные проекты — лофты, выставочные пространства, креативные кластеры. Чтобы выделить особенности организации труда в этих группах, социолог провела 26 глубинных интервью с петербургскими арт-менеджерами и кураторами. Исследовательницу интересовали вопросы из нескольких категорий: процесс трудоустройства, условия труда, карьерные траектории и профессиональная идентичность информантов.
Оказалось, что в государственные музеи новые сотрудники зачастую попадают прямиком с институтской скамьи: с советских времен в России сохранилась развитая система учебных практик и стажировок, после которых выпускники остаются работать в организациях на оплачиваемых позициях. Соискатели, которые хотят устроиться в частный культурный центр, вынуждены искать работу самостоятельно. В этом случае важную роль играют не только формальное образование кандидата, но личные качества, социальный капитал и умение преподнести себя как профессионала ожидаемым работодателем образом.
Занятость в частных институциях весьма неформальна и в некоторых чертах схожа с фрилансом: наниматели крайне редко предоставляют социальные гарантии, не требуют постоянного нахождения сотрудника на рабочем месте и платят не за отработанные часы, а за результат. В целом ситуация в негосударственных организациях нестабильна. Помимо переработок и задержек зарплаты ( “У нас есть только один сотрудник, которому регулярно платят каждый месяц — наша уборщица” , — куратор креативного кластера), существует высокая вероятность закрытия центра по решению владельцев здания или технической инспекции.
Сотрудники госорганизаций находятся в более выигрышном положении с точки зрения условий труда: им оплачивают больничные листы и отпуска, а официальный график работы “на бумаге” не отличается отличается от стандартной пятидневки с 10 до 18. Но и здесь можно говорить о расхождении прописанных договоренностей и реальных рабочих практик. Многим сотрудникам государственных организаций приходится работать сверхурочно, чтобы успеть выпустить выставку в срок. Кроме того, были замечены и конфликты, связанные с профессиональными идентичностями. Так, “научные сотрудники” и “лаборанты”: несмотря на названия должностей, основное рабочее время тратят на практическую кураторскую работу, в т.ч. не мало времени у них занимает заполнение бумаг — контрактов, договоров и закупок. Заниматься непосредственно научной деятельностью остается только сверхурочно.
В частных центрах арт-менеджеры и кураторы также сталкиваются с несоответствием должностей и рабочих обязанностей. Обычно негосударственные институции не получают стороннее финансирование и живут только на свой доход, поэтому одно из основных направлений деятельности сотрудников — реклама и PR для привлечения посетителей
Существенные отличия были обнаружены в карьерных траекториях представителей двух групп: в государственном центре сотрудники вынуждены продвигаться по служебной лестнице медленно, step-by-step, в то время как частные проекты предлагают стремительный карьерный рост. Однако за красивыми названиями должностей далеко не всегда скрываются реальные управленческие функции и увеличение зарплаты. Часто, наоборот, такие работники становятся менеджерами без подчиненных.
Отдельно автор отмечает особенности профессиональной идентичности информантов. Представители российского креативного класса склонны подолгу оставаться на одной работе и считают, что профессия выбирается раз в жизни.
“Самая большая моя находка — это то, что я не ожидала обнаружить такое влияние, такой след традиции государственной организации труда в негосударственном секторе. Меня в идентичностях молодых людей, работающих в креативных индустриях, удивляет стремление очень долго оставаться в одном коллективе, как-то привязывать себя к одной организации и многое в нее инвестировать — свои таланты, умения, эмоции. Это очень непохоже на то, что происходит в Европе. Например, в Великобритании творческая идентичность в основном связана с индивидуальным началом. То есть кто бы это ни был — куратор, художник или какой-то арт-менеджер — его или ее творческий проект — это он(а) сам(а), не организация. А у нас получается, что творчество - в первую очередь явление коллективное”, — поделилась Маргарита Кулева .
Несмотря на специфику организации труда в сфере креативных индустрий, сотрудники государственных и частных институций любят и ценят свою работу, в первую очередь, за возможность сделать вклад в культуру и художественные традиции страны.