• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: Санкт-Петербург, 
Набережная канала Грибоедова, д. 123

Руководство
Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения: Заместитель декана по учебной работе Вандышева Елена Александровна
Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения: Менеджер Янушкевич Анастасия Владимировна

Дни и часы приёма декана СПб школы социальных наук и востоковедения: каждый вторник, с 10:00 до 12:00 по предварительной записи

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Востоковедение

5 лет
Очная форма обучения
25/100/6
25 бюджетных мест
100 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Политология и мировая политика

4 года
Очная форма обучения
40/60/17
40 бюджетных мест
60 платных мест
17 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Социология и социальная информатика

4 года
Очная форма обучения
50/30/4
50 бюджетных мест
30 платных мест
4 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Управление и аналитика в государственном секторе/ Государственное и муниципальное управление

4 года
Очная форма обучения
35/30/8
35 бюджетных мест
30 платных мест
8 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Бизнес и политика в современной Азии

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Городское развитие и управление

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Современный социальный анализ

2 года
Очная форма обучения
25/3/1
25 бюджетных мест
3 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Сравнительная политика Евразии

2 года
Очная форма обучения
15/5/12
15 бюджетных мест
5 платных мест
12 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Управление образованием

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
25/5
25 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке

Работа в креативных индустриях Петербурга

Маргарита Кулева, старший преподаватель департамента социологии и научный сотрудник Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург изучила организацию труда в государственных и частных культурных институциях Петербурга. Выяснилось, что представители творческих индустрий вынуждены работать в условиях нестабильной оплаты труда, ненормированного графика и несоответствия обязанностей и занимаемой должности. При этом они романтизируют свою работу и считают, что приносят жертву высокому искусству.

Работа в креативных индустриях Петербурга

Культурные институции постсоветской России можно разделить на две большие группы: государственные музеи и частные проекты — лофты, выставочные пространства, креативные кластеры. Чтобы выделить особенности организации труда в этих группах, социолог провела 26 глубинных интервью с петербургскими арт-менеджерами и кураторами. Исследовательницу интересовали вопросы из нескольких категорий: процесс трудоустройства,  условия труда, карьерные траектории и профессиональная идентичность информантов.

Оказалось, что в государственные музеи новые сотрудники зачастую попадают прямиком с институтской скамьи: с советских времен в России сохранилась развитая система учебных практик и стажировок, после которых выпускники остаются работать в организациях на оплачиваемых позициях. Соискатели, которые хотят устроиться в частный культурный центр, вынуждены искать работу самостоятельно. В этом случае важную роль играют не только формальное образование кандидата, но личные качества, социальный капитал и умение преподнести себя как профессионала ожидаемым работодателем образом.

Занятость в частных институциях весьма неформальна и в некоторых чертах схожа с  фрилансом: наниматели крайне редко предоставляют социальные гарантии, не требуют постоянного нахождения сотрудника на рабочем месте и платят не за отработанные часы, а за результат. В целом ситуация в негосударственных организациях нестабильна. Помимо переработок и задержек зарплаты ( “У нас есть только один сотрудник, которому регулярно платят каждый месяц —  наша уборщица” , — куратор креативного кластера), существует высокая вероятность закрытия центра по решению владельцев здания или технической инспекции.

Сотрудники госорганизаций находятся в более выигрышном положении с точки зрения условий труда: им оплачивают больничные листы и отпуска, а официальный график работы “на бумаге” не отличается отличается от стандартной пятидневки с 10 до 18. Но и здесь можно говорить о расхождении прописанных договоренностей и реальных рабочих практик. Многим сотрудникам государственных организаций приходится работать сверхурочно, чтобы успеть выпустить выставку в срок. Кроме того, были замечены и конфликты, связанные с профессиональными идентичностями. Так, “научные сотрудники” и “лаборанты”: несмотря на названия должностей, основное рабочее время  тратят на практическую кураторскую работу, в т.ч. не мало времени у них занимает заполнение бумаг — контрактов, договоров и закупок. Заниматься непосредственно научной деятельностью остается только сверхурочно.

В частных центрах арт-менеджеры и кураторы также сталкиваются с несоответствием должностей и рабочих обязанностей. Обычно негосударственные институции не получают стороннее финансирование и живут только на свой доход, поэтому одно из основных направлений деятельности сотрудников — реклама и PR для привлечения посетителей

Существенные отличия были обнаружены в карьерных траекториях представителей двух групп: в государственном центре сотрудники вынуждены продвигаться по служебной лестнице медленно, step-by-step, в то время как частные проекты предлагают стремительный карьерный рост. Однако за красивыми названиями должностей далеко не всегда скрываются реальные управленческие функции и увеличение зарплаты. Часто, наоборот, такие работники становятся менеджерами без подчиненных.

Отдельно автор отмечает особенности профессиональной идентичности информантов. Представители российского креативного класса склонны подолгу оставаться на одной работе и считают, что профессия выбирается раз в жизни.

“Самая большая моя находка — это то, что я не ожидала обнаружить такое влияние, такой след традиции государственной организации труда в негосударственном секторе. Меня в идентичностях молодых людей, работающих в креативных индустриях, удивляет стремление очень долго оставаться в одном коллективе, как-то привязывать себя к одной организации и многое в нее инвестировать — свои таланты, умения, эмоции. Это очень непохоже на то, что происходит в Европе. Например, в Великобритании творческая идентичность в основном связана с индивидуальным началом. То есть кто бы это ни был  — куратор, художник или какой-то арт-менеджер — его или ее творческий проект — это он(а) сам(а), не организация. А у нас получается, что творчество - в первую очередь явление коллективное”, — поделилась Маргарита Кулева .

Несмотря на специфику организации труда в сфере креативных индустрий, сотрудники государственных и частных институций любят и ценят свою работу, в первую очередь, за возможность сделать вклад в культуру и художественные традиции страны.


Исследование опубликовано в Cultural Studies.