Я думаю!
Основными темами семинара стали: роль первого Президента России Бориса Ельцина в истории России, необходимость непопулярных, но жизненно важных реформ, принятых Борисом Николаевичем и командой младореформаторов, а также современная российская политическая и экономическая действительность.
Семинар провели научный руководитель НИУ ВШЭ, президент Фонда «Либеральная миссия» Евгений Ясин и один из ближайших соратников Бориса Ельцина, экс-государственный секретарь России Геннадий Бурбулис. В нем приняли участие литературовед, литературный критик, прозаик Андрей Арьев, руководитель департамента прикладной политологии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, президент гуманитарно-политологического центра «Стратегия» Александр Сунгуров и заместитель директора Фонда Ельцина Евгений Волк.
Споры вокруг фигуры Бориса Ельцина как главного инициатора реформ, которые в корне изменили нашу страну, не утихают. Участники семинара отметили, что истоки реформ нужно искать в российской истории, а последствия деятельности «младореформаторов» до сих пор оказывают влияние на политические и экономические реалии современной России.
Профессор Ясин рассказал собравшимся о том, как сформировалась его убежденность в необходимости реформ. Как оказалось, все началось в 1972 году со спора с математиком и экономистом Леонидом Канторовичем, который впоследствии стал лауреатом Нобелевской премии по экономике за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов. Преимущества рыночной экономики со стихийным регулированием рынка стали еще более очевидны после знакомства с работами математика Виктора Волконского, занимавшегося теорией оптимального планирования и механизма управления народным хозяйством, а также институциональными проблемами российской экономики. Именно поэтому Евгений Григорьевич принимал самое активное участие в процессах преобразования, начавшихся в нашей стране в конце 80-ых, начале 90-ых годов. Истории этих реформ и был посвящен его доклад.
«Я внимательно проанализировал долгосрочные тенденции развития России и сделал вывод, что нашей стране вообще свойственно чередование традиций и современных тенденций. Реформы Ельцина были периодом современных тенденций, сейчас время возвращения к традициям, на после этого должен наступить этап модернизации, — сказал Евгений Григорьевич.
При этом он отметил, что в России пока не осуществлены все меры, которые могут способствовать экономическому подъему. «Необходимо вернуться к институциональным реформам двухтысячных: утвердить верховенство закона, конкуренцию без личных преференций, сменяемость власти, право на частную собственность и на этой основе строить рыночную экономику».
С этой точкой зрения согласились и другие участники семинара, они отметили, что дно падения экономики еще не достигнуто, а на подъем она сможет пойти только в случае серьезных изменений в сферах политики и права.
По словам экс-государственного секретаря России Геннадия Бурбулиса, мировая политика определяется сегодня устаревшими категориями, многие из которых не пересматривались с эпохи холодной войны. Старое мышление не позволяет справляться с новыми вызовами и угрозами.
«Мы живем в ситуации колоссального дефицита новых идей в мировой политике. Из этого состояния необходимо выходить — нельзя проблемы XXI века решать методами XX века. И здесь Россия могла бы сказать свое слово», — отметил Геннадий Эдуардович.
Именно о необходимости созидательного мыслительного процесса и говорил основатель и руководитель первой в системе университетского образования кафедры политософии и философских наук.
«Диалог – способ организовать наше мышление, создать образ будущего, без которого нельзя жить сегодня. Вне диалога нет ни одного мыслительного акта, а разговор о прошлом помогает создать основу для преобразований». Именно такое созидательное общение и предложил студентам Геннадий Эдуардович.
Профессор Александр Сунгуров свой доклад посвятил истории демократического движения, а прозаик Андрей Арьев поделился воспоминаниями о Сергее Довлатове, с которым он дружил.
Заместитель директора Фонда Ельцина Евгений Волк представил аудитории биографические издания, посвященные Борису Николаевичу (Т. Колтона, Б. Минаева, Р. Пихои, О. Мороза). Экземпляры этих книг переданы в библиотеку Питерской Вышки.
Как отметили организаторы семинара, данный проект дает молодежи возможность узнать о новейшей истории России из уст самих участников важнейших общественного-политических и экономических процессов, предоставить объективную информацию студентам высших учебных заведений из разных регионов для того, чтобы они имели возможность формировать собственные объективные оценки прошлого, нынешней ситуации и перспектив развития нашей страны.
"Хотим, чтобы студенты обратились к первоисточникам, подумали, сопоставили разные точки зрения, провели дискуссии в ходе учебного процесса. Мы поощряем дискуссию, желание прикоснуться к источникам, дающим объективную картину. Междисциплинарное мероприятие: экономическая подоплека, культурный контекст, не одна сторона, а многоголосье, многоплановость", - отметил Евгений Волк, - "Осознавая прошлое, узнавая его, мы можем лучше понимать современность и грамотно прогнозировать будущее. Корни того, что происходит сейчас и произойдет в будущем, безусловно, лежат в нашем прошлом. Историческая, политическая, культурная преемственность – без этого не может существовать ни одна страна".
Как отмечали участники, семинар был исключительно полезен как с просветительской, так и с образовательной точки зрения.
«Я думаю!» — программа просветительских семинаров для студентов вузов России. Проект создавался как площадка для общения активной думающей молодежи с ведущими экспертами и общественными деятелями на самые разные темы. На протяжении нескольких лет Президентский Центр Бориса Ельцина, Фонд «Либеральная миссия» и Высшая школа экономики проводят семинары в рамках этой программы в различных российских городах. Цель молодежного образовательно-просветительского проекта «Я думаю!» — развенчание мифов о важнейших процессах и реалиях нашего времени. Семинары, рассчитанные на студентов, позволяют участникам общаться с ведущими экспертами в сфере политики, экономики, журналистики, социологии.