Первая волна поступления в аспирантуру продлится до 13 марта
До 13 марта открыт прием заявок на программы аспирантуры НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. В 2023 году идет набор на девять программ, включая новую аспирантуру по физике. Подать заявление можно онлайн, через личный кабинет абитуриента.
Аспирантура в Питерской Вышке включает в себя семь аспирантских школ различных направлений — от социологических наук до менеджмента.
Во время обучения будущие аспиранты смогут заниматься исследованиями в одной из более чем 15 научных лабораторий кампуса. Например, погрузиться в изучение когнитивных факторов, которые влияют на восприятие новостей в Лаборатории социальной и когнитивной информатики, или исследовать взаимодействие человека и искусственного интеллекта в Центре анализа данных и машинного обучения.
Для максимальной адаптации в научной среде в Вышке существует специальная программа, которая реализуется параллельно с обучением на основной программе – «Академическая аспирантура». Эта программа включает в себя базовые учебные курсы и узкоспециальные курсы по выбору, а также курсы по академическому английскому. Обучение на программе бесплатное. Для поступления нужно набрать проходной балл по результатам вступительных испытаний на основную программу, а также пройти собеседование с комиссией. Участники программы получают ежемесячную стипендиальную поддержку в размере 40000 рублей.
В этом году в Питерской Вышке прием ведется на девять образовательных программ:
Программа «Физика полупроводников» в 2023 году открыла свой первый набор. Она направлена на подготовку научных сотрудников в области полупроводниковых материалов и наноструктур. Основной задачей аспирантов будет научная деятельность в профильной Международной лаборатории квантовой оптоэлектроники.
Подать заявление на поступление в первую волну можно до 13 марта через личный кабинет. С полным списком необходимых документов можно ознакомиться по ссылке.
Студенты магистратуры, которые после выпуска хотели бы продолжить обучение в аспирантуре, также могут принять участие в конкурсе, приложив вместо диплома справку об обучении.
После подачи заявления абитуриентов будут ждать вступительные испытания. Список испытаний варьируется от программы к программе, но среди наиболее частотных: резюме, отражающие научные достижения абитуриента, научные публикации и рекомендательные письма. С точной программой вступительных испытаний для каждого направления подготовки можно ознакомиться по ссылке.
Евгения Кузинер, аспирант программы «Социологические науки»
Мой академический путь начался с магистерской программы «Современный социальный анализ». Я целенаправленно хотела развиваться в науке и четко понимала, что после магистратуры я буду поступать в аспирантуру. Еще на первом курсе магистратуры меня пригласили в Центр молодежных исследований в качестве стажера-исследователя. Там я работаю и по сей день, только уже в качестве младшего научного сотрудника. Работа в Центре в тесном сотрудничестве с более опытными коллегами и получение практических навыков еще больше мотивировали меня поступать в аспирантуру, так сказать, выбрать академический профессиональный трек.
Я поступала в первую волну, это чуть упростило процесс поступления, ведь конкурс в это время меньше. Однако у меня было меньше времени на подготовку к самому экзамену чем у ребят из второй волны. Сложнее всего было отвечать перед комиссией – я очень волновалась, но обстановка была дружелюбной, никто никого не заваливал. Но скажу, что подготовка к вступительному экзамену, вернее, материал, по которому я готовилась, во многом помог мне при подготовке к сдаче кандидатского экзамена. Так что все не зря! Параллельно я готовила документы к поступлению в «Академическую аспирантуру», писала магистерский диплом и работала в Центре. Было сложно распределить свое время, но возможно.
В Вышке есть хорошая система поддержки аспирантов. Это академический грант и специальная стипендия. Конечно, чтобы их получить, нужен определенный академический бэкграунд: публикации, опыт исследовательской работы, выступления на конференциях. Еще можно получить трэвел-грант для участия в конференциях и других научных мероприятиях.
Если аспирант заинтересован в академической или исследовательской карьере, есть много возможностей для участия в проектах исследовательских центров и ассистировании преподавателям. Так, некоторые мои коллеги пишут диссертации на основе эмпирических данных проектов Центра молодежных исследований. Это удобно и полезно, как для самих аспирантов, так и для университета. Академическая среда Вышки предоставляет много возможностей для преподавательского и научного развития. Другой вопрос – как ты ими воспользуешься?
Максим Борисенко, аспирант программы «Политические науки»
Аспирантура – это хорошая возможность отточить исследовательские навыки. Все три года, в основном, посвящены написанию диссертации, поэтому времени для изучения методов и их отработку более чем достаточно. Кроме того, аспирантура – это отличный трамплин в академическую карьеру. За три года есть возможность познакомиться со многими коллегами в области, поучаствовать в конференциях и получить опыт преподавания.
В поступлении в аспирантуру нет ничего сложного. Экзамен в основном рассчитан на общие знания по политологии, а содержание не сильно выходит за пределы бакалаврского госэкзамена. Экзаменаторы в меру строгие, но понимающие. Стоит обратить внимание на подготовку Research Proposal. Этот текст очень важен, и при отборе на его качество обращают внимание. Потратьте на него время, подумайте над исследовательским вопросом, посоветуйтесь с коллегами, если сомневаетесь. Если сесть за proposal немного заранее, то у вас все получится!
Больше всего в обучении мне нравятся коллеги. Собственно, современная аспирантура – в меньшей степени про пары и в большей – про взаимодействие аспирантов и исследователей на департаменте. То, будете ли вы общаться с коллегами, участвовать в семинарах, обсуждениях и панелях определит насколько полезной для вас будет аспирантура. Мне кажется, что в Питерской Вышке собрались если не лучшие, то одни из лучших политологов в стране.
Евгения Платонова, аспирант программы «Исторические науки»
До аспирантуры я училась в бакалавриате и магистратуре Питерской Вышки, а также закончила одногодичную магистратуру в Центрально-Европейском Университете (ЦЕУ). После этого у меня был период небольшого академического застоя – я размышляла, чем хочу заниматься дальше и пробовала себя в разных сферах. Но в итоге остановилась на научном треке.
Для поступления я готовила описание аспирантского проекта, мотивационное письмо и две рецензии, которые писали мой потенциальный научный руководитель и мой бывший научный руководитель из ЦЕУ. Моей целью было поступить на программу «Академическая аспирантура», поэтому я проходила два этапа поступления. Первый этап, интервью на Департаменте истории, проходил весной. Я продолжала свое исследование, поэтому интервью не было сложным, но я все равно волновалась. Второй этап, интервью на трек «Академическая аспирантура», проходило осенью того же года. На этом интервью мы снова обсуждали мой проект, но уже с представителями диссертационного совета по истории из Москвы. Это было очень тяжелое интервью, так как мне пришлось защищать свою тему перед незнакомыми коллегами.
Дарья Петрунина, аспирант программы «Социологические науки»
На момент поступления я уже год работала в Центре молодежных исследований. Аспирантура была логичным продолжением моей учебы и будущей карьеры. В целом мне не хотелось останавливаться на магистратуре, было желание продолжать обучение, как минимум, для личностного развития.
Я поступала по раннему приглашению, это было сложно из-за параллельной работы над магистерской диссертацией. Необходимо было подготовить research proposal и подготовиться к экзамену по социологии. Так как мой бакалавриат не был социологическим, пришлось многое наверстывать в быстром темпе, в частности социологическую теорию.
В обучении мне нравятся курсы, которые нам предлагают, а также возможность выбора дисциплин других программ и даже кампусов Вышки. Также безусловно мне нравится возможность работать над своим диссертационным проектом на базе Центра молодежных исследований – всегда есть возможность обсудить что-то не только с научным руководителем, но и с коллегами, включенными в проект. Еще одним преимуществом аспирантской школы в Питерской Вышке я считаю наш учебный офис, там всегда можно найти поддержку.
Борисенко Максим Сергеевич
Отдел сопровождения учебного процесса в магистратуре: Начальник отдела
Кузинер Евгения Николаевна
Центр молодежных исследований: Младший научный сотрудник
Петрунина Дарья Сергеевна
Центр молодежных исследований: Стажер-исследователь
Платонова Евгения Сергеевна
Лаборатория экологической и технологической истории: Стажер-исследователь