• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Больше всего запомнилось ощущение радости от встреч с коллегами и студентами»

Совсем скоро учащиеся уйдут на каникулы, а преподаватели будут отвечать на вопросы абитуриентов. Редакция портала попросила студентов и сотрудников кампуса поделиться планами на будущее и рассказать, чем им запомнился этот учебный год.

«Больше всего запомнилось ощущение радости от встреч с коллегами и студентами»

Фото из архива НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Павел Крылов, студент 1 курса ОП «Филология»

Павел Крылов, студент 1 курса ОП «Филология»

Больше всего меня порадовал выход с дистанта, который удачно совпал с весной. Я был счастлив наблюдать за тем, как вместе с природой оживает учёба и внеучебка Вышки.

Главными достижением этого года считаю мои успехи во внеучебной деятельности. В этом году ей пришлось пройти много трудностей из-за пандемии, что делает эти достижения для меня более значимыми. Я выиграл конкурс «Мисс и мистер» на своей образовательной программе, а ещё в моей жизни появилась большая и родная студорганизация — ШСГНИДЮВ.

На дистанте внеучебных событий было не так много, а общекампусных вообще не было. От ощущения одиночества только кураторы: их камерные мероприятия для нашего курса помогали держаться на дистанте. Работа ШСГНИДЮВа тоже пострадала из-за ограничений, но мы пытались найти выход даже из такой ситуации. Приходилось урезать количество мест на мероприятиях, менять локацию, но все же мы справились. Я — один из членов креативного отдела клана, поэтому в этом году вместе с командой занимался подготовкой и проведением мероприятий. А еще мне запомнился квартирник — первое мероприятие из эпохи «ожившей внеучебки». Для меня было большой радостью выступить на его сцене и помочь с организацией этого мероприятия.

Кроме того, я устроился на полноценную работу по своей специальности: в следующем году я буду готовить 11-классников к ЕГЭ по русскому и литературе. Я осознаю, что совмещать учебу с работой рискованно, но мне всё равно хочется попробовать.Так я смогу получить больше знаний и опыта из разных областей.

Михаил Михайлович Глазов, профессор базовой кафедры ФТИ им. Иоффе в Питерской Вышке

Михаил Михайлович Глазов, профессор базовой кафедры ФТИ им. Иоффе в Питерской Вышке

Дистанционный и очный периоды работы были важны почти что в равной степени. Я начал читать лекции магистрам-физикам именно в онлайн-формате. Мне было важно наладить связь со студентами, а при чтении лекций через Zoom это оказалось не так и просто. С другой стороны, именно очные встречи со студентами позволили лучше почувствовать их потенциал и скорректировать некоторые моменты лекционного курса. Без реакции студентов это было бы невозможно.

Два модуля напролёт каждый студент разбирался в одной или нескольких оригинальных научных статьях по актуальным направлениями физики конденсированных сред и низкоразмерных структур. А на последних занятиях магистранты-физики представили результаты курсовых работ. Им стало понятнее, как работать с научной литературой и как представлять результаты этой работы. Я думаю, что очный формат здесь был особенно полезен.

За этот учебный год мне вместе со студентом Антоном Праздничных удалось завершить научную работу. Она посвящена актуальной задаче об управлении спиновой и долинной динамикой экситонов в атомарно-тонких кристаллах. Сейчас физики активно исследуют атомарно-тонкие полупроводники. В таких системах есть необычные эффекты, которые интересны и для фундаментальной науки, и для полезных практических применений. Например, использование спиновых или долинных степеней свободы может оказаться полезным для создания компьютеров будущего. Мы с Антоном и коллегами из Франции предложили, как можно  ускорить или замедлить переключение спинов в таких системах. Будет здорово, если физики-экспериментаторы проверят, как наша теория работает на практике.

Я работаю в Вышке всего год и пока далеко не всё о ней знаю. Но я пристально слежу за событиями в нашей Школе физико-математических и компьютерных наук. Мне показалось наиболее запоминающимся мероприятие, организованное коллегами из базовых кафедр — «Весенняя школа по теоретической и нанофизике». В течение шести дней студенты бакалавриата, интересующиеся физикой, слушали лекции по интересным и актуальным направлениям этой науки и участвовали в семинарах и практических занятиях. Они также посетили научные лаборатории Вышки и ФТИ им. А.Ф. Иоффе. В мероприятии участвовали даже слушатели из Москвы, а так как лекции транслировались онлайн, то охват аудитории получился значительным.

Хотя лекционная нагрузка летом и пропадает, нельзя сказать, что работа у нас останавливается. Помимо моей основной научной деятельности, которая происходит в ФТИ им. А.Ф. Иоффе, летом я буду участвовать в мероприятиях, связанных с приемом студентов. Одна из ключевых наших задач сейчас — запустить все запланированные направления физики, а для этого нужно привлечь хороших и заинтересованных студентов. Мы планируем организовать серию научно-популярных лекций для абитуриентов-магистров, возможно удастся провести экскурсии в лаборатории ФТИ для желающих. Да и, конечно, лето после первого года работы образовательных программ по физике — лучшее время для разбора полетов: мы должны понять, что у нас получилось прекрасно, а что нужно улучшить.

Анна Киселева, студентка 4 курса ОП «Юриспруденция»

Анна Киселева, студентка 4 курса ОП «Юриспруденция»

Онлайн- и офлайн-формат обучения имеют свои плюсы и минусы. Я предпочитаю учебу в аудитории:  сидеть за ноутбуком весь день для меня скучно, а устаю я при этом даже больше. Однако в учебе онлайн есть свои плюсы. Можно эффективнее планировать время, потому что не нужно тратить его на дорогу до универа и сборы. И всё же мне приятнее учиться в университете в кругу друзей и общаться с преподавателями лично.
 
В этом году я стала меньше заниматься внеучебными активностями в Питерской Вышке и сфокусировалась на мероприятиях, которые будут полезны для моей карьеры. Я участвовала в нескольких конкурсах и олимпиаде «Высшая лига», где заняла 2 и 3 места. Это даст мне возможность получить скидку при поступлении в магистратуру. Также начиная с января я успела пройти две стажировки по специальности — одну в «Capital Legal Services», а вторую — в «Газпром нефти». Поэтому я положительно смотрю на этот учебный год — думаю, он оказался для меня намного полезнее, чем предыдущие.

Главным для меня стало осознание, что на учебе жизнь не заканчивается, и впереди еще много всего. Нужно было выйти из зоны комфорта и перестать бояться будущего. Сейчас самое счастливое и эмоциональное учебное событие — это момент, когда пришли оценки за государственные экзамены, теперь я уже почти выпускник. Почти — потому что мы все ещё ждем оценки за диплом. Думаю, на четвертом курсе не может быть события более яркого, чем окончание университета. Ведь я работала ради этого четыре года. 

После выпуска в первую очередь я хочу перевести дух и отдохнуть, потому что год был очень важным и непростым. Отдых — такая же важная составляющая на пути к мечте, как и работа.

Также я планирую поступить в магистратуру или устроиться на работу — а может и то, и другое. Думаю, что с глобальной целью своей жизни и возможными путями к ней я уже определилась, а какой из них предстоит мне пройти, — станет известно уже скоро. Но главное — останавливаться на достигнутом мне совсем не хочется, а с окончанием бакалавриата жизнь явно только начинается. Поэтому я в предвкушении интересных перемен!

Ирина Юрьевна Щемелёва, декан Школы гуманитарных наук и искусств

Ирина Юрьевна Щемелёва, декан Школы гуманитарных наук и искусств

Сложно сказать, какой формат оказался для Школы важнее — онлайн или офлайн. В обоих случаях мы решали схожие задачи: как сделать так, чтобы читаемые курсы были одинаково высокого уровня вне зависимости от обстоятельств. Мы также задумывались, как компенсировать отсутствие живого общения с преподавателем при онлайн-формате обучения и как организовать обучение для студентов, которые по тем или иным причинам не могли посещать офлайн-занятия.

За этот учебный год мы с коллегами много сделали для Школы гуманитарных наук и искусств. Прежде всего, набрали первокурсников на две новые магистерские программы — «Русская литература в кросс-культурной и интермедиальной перспективах» и «Медиапроизводство и медиааналитика». Также с нового учебного года запустится ещё одна магистерская программа — «Языковые технологии в бизнесе и образовании». Но основные наши достижения за год пандемии с ограничениями на въезд в страну касаются международной деятельности. За этот год мы создали три новых программы двойных дипломов на магистерских программах. 

Мне трудно выделить какое-то одно яркое событие за этот учебный год. Больше всего запомнилось ощущение радости от встреч с коллегами и студентами, когда мы стали постепенно возвращаться в здания университета после длительного периода в онлайне.
У нас очень большие планы по развитию школы. Мы собираемся открыть бакалаврскую программу по медиакоммуникациям и магистратуру по дизайну. Кроме того, прямо сейчас мы создаем межфакультетский Центр цифровой поддержки и работаем с партнерами по разработке проектов для студентов. Нам также хочется запустить программы двойных дипломов на тех образовательных программах, где их ещё нет.

Даниил Решетин, студент 4 курса ОП «Логистика и управления цепями поставок»

Даниил Решетин, студент 4 курса ОП «Логистика и управления цепями поставок»

После выхода в офлайн мне больше всего запомнился момент, когда я вышел за кофе во время пары и встретил Александра Генриховича Маевского. Это преподаватель, который вёл у нас управление запасами и логистику складирования на третьем курсе. Он рассказал мне о вакансии в экспедиторской компании и прислал контакты. Так в декабре я получил место для практики, а теперь и полноценный контракт. Работа отличная, и — что для меня очень важно — по специальности.

Больше всего меня радует, что во время учебы на последнем курсе я нашёл классную работу, и во время практики доказал, что заслуживаю место в компании.

Если сократить четвертый курс, то он про обучение в последнюю очередь. Обучение на дистанте мне меньше понравилось, однако его удобно совмещать с работой.

После выпуска я планирую поступать в магистратуру по логистике, но в другой университет. Моя цель на ближайший год — плодотворно работать, расти, набираться опыта. В будущем я планирую открыть свое дело, потому что чувствую, что работать в офисе — это не моё. В целом я очень доволен выбором специальности, так как текущая ситуация показывает, что это одна из самых актуальных профессий. 

Анна Васехина, студентка 4 курса ОП «Социология и социальная информатика»

Анна Васехина, студентка 4 курса ОП «Социология и социальная информатика»

Почти все курсы у нас были онлайн, поэтому в университет мы ходили раз в неделю, а потом и вовсе ушли на дистант. Когда Питерская Вышка перешла в офлайн, на нашей ОП уже началась преддипломная практика, и пары мы так и не застали.

Год выдался очень насыщенным, и большая часть моих активностей была связана с учёбой. Я впервые поучаствовала в научной конференции и опубликовала вместе со своей командой тезисы в сборнике. Также я поучаствовала в олимпиаде по социологии «Я — профессионал» и получила приглашение в магистратуру. А в конце учебного года я работала по специальности — бизнес-аналитиком. 

Самое важное для выпускника событие — сдача и защита диплома. Последний курс определяет дальнейшую жизненную траекторию, поэтому я постаралась взять от него все, что мне показалось интересным и нужным как для дальнейшего образования, так и для будущей карьеры.

Карантин и дистанционное обучение забрали у студентов Питерской Вышки одну из самых любимых частей обучения — полноформатную внеучебную деятельность. В онлайне мероприятия тоже были, но мне они запомнились меньше. Но когда университет стал возвращаться к офлайну, вернулись и мероприятия. Поэтому для меня самым запоминающимся событием стал майский квартирник в корпусе на Грибоедова. Мы все скучали по атмосфере вышкинских мероприятий, по знакомым лицам, живому общению. А квартирник получился максимально уютным и скрасил конец учебного года.

В дальнейших планах — продолжить моё образование. Для меня обучение — невероятно интересный и захватывающий процесс, поэтому вопроса, идти или не идти в магистратуру, не стояло. За четыре года в бакалавриате я нашла то, что мне интересно, поэтому хочется просто развиваться в этой области и становиться более квалифицированным специалистом.

В работе над материалом участвовала
София Иванова, студентка ОП «Филология»