• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Востоковедение 2021 и современное гуманитарное образование

Обращение к абитуриентам руководителя Департамента востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, профессора Евгения Зеленева.

Востоковедение 2021 и современное гуманитарное образование

О востоковедении и востоковедном образовании

Общепринятого определения востоковедения нет, но есть общепринятое представление о том, что востоковедение – это комплексное изучение стран Азии, а африканистика переносит этот принцип и на Африку. В результате рождается могучий тандем «востоковедения и африканистики», названный Министерством науки и высшего образования РФ образовательным направлением, по которому в настоящее время в 22 университетах России, включая НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, можно получить востоковедное образование.

По официальным данным 2018 года на всех уровнях востоковедного образования в России обучалось примерно 5,5 тысячи студентов, что составляет чуть более 0,1% от общих 4,7 млн. российских студентов.

Вывод: востоковедное образование остается уникальным, труднодоступным и, добавлю от себя, крайне востребованным на рынке труда образовательным продуктом.

О востоковедах

Для понимания того, кто такой современный востоковед, нужно различать востоковедение как образовательную модель и востоковедение как область и методологию научного знания, иными словами востоковедение в сфере образования и академическое востоковедение в сфере науки, требующие к себе принципиально разного подхода.

Итак, востоковед может быть востоковедом-преподавателем и востоковедом-ученым. Сферы их деятельности могут и даже должны пересекаться. Например, в востоковедном проекте питерской Вышки наряду со штатными преподавателями участвуют ученые из Института востоковедения, Института Дальнего Востока и Института Африки РАН в Москве, Института восточных рукописей, Эрмитажа, Кунсткамеры, Музея религии Санкт-Петербурга и других академических центров. Я даже затруднюсь сказать, какая из двух категорий вносит больший вклад в образовательный процесс – профессиональные преподаватели или приглашенные преподавать ученые: каждая категория привносит свое ценное и неповторимое. Тем более, что любой преподаватель НИУ ВШЭ обязан ежегодно научными публикациями подтверждать свою научную состоятельность – посмотрите на персональные страницы наших преподавателей-востоковедов на сайте Вышки, где отражены их научные достижения, к слову сказать, весьма впечатляющие. 

А как же быть с теми, кто получил востоковедное образование, но выбрал не научную или преподавательскую сферу деятельности, а стал, например, дипломатом МИД или служащим иного министерства, уехал работать по зарубежным проектам Роснефти, Газпрома, РЖД, Лукойла и многих других компаний и учреждений, ушел в медиа сферу или политику? Они остались востоковедами по образованию и в душе, но профессионально перешли в категорию востоковедов-практиков, чья профессия стала определяться спецификой их практической деятельности.

Зеленев Евгений Ильич

Я сам, многие годы работавший за рубежом, как принято говорить, на практической работе, остаюсь убежденным сторонником того, что настоящий профессиональный востоковед должен пройти три этапа обучения: бакалавриат, магистратуру и аспирантуру, то есть защитить кандидатскую диссертацию или получить степень PhD в России или за рубежом. Только тогда, сменив или совместив научно-педагогические занятия с любым другим видом деятельности, он останется профессиональным востоковедом.

О востоковедной образовательной модели НИУ ВШЭ Санкт-Петербурга

Во-первых, востоковедный бакалавриат в петербургском кампусе — пятилетний, как и у наших коллег в московской Вышке, что позволяет учащимся получать полноценное не только языковое, но и гуманитарное, в нашем случае я бы сказал академическое образование. Некоторое время назад мы с академическим руководителем востоковедного бакалавриата Миланой Юрьевной Илюшиной уже рассказывали об особенностях востоковедного пятилетнего образования в нашем кампусе и возможности для наших студентов в рамках надотраслевого востоковедного подхода к изучению Востока найти собственный уже отраслевой ракурс (филологический, исторический, антропологический, политологический, культурологический, социологический, религиоведческий или какой-либо другой) изучения стран и регионов Азии и Африки.

Посмотрите эти материалы, информация в них остается актуальной.

Вывод: принципиальное отличие востоковедной образовательной модели НИУ ВШЭ Санкт-Петербурга от других программ востоковедного профиля в российских университетах состоит в том, в нашем случае студент в значительной степени сам выбирает отраслевое направление своей профессионально-научной деятельности, причем делает это не в момент поступления, а на протяжении всех лет учебы в бакалавриате, имея возможность три-четыре первых года «искать себя» в безбрежном море научного знания. Мы остаемся последовательны и не меняем курс на усиление роли личности самого студента в выборе как научного направления своей деятельности, так и увязанного с этим выбором его будущего профессионального пути.

 

О новшествах в востоковедном бакалавриате 2021 года

Высшая школа экономики – это очень динамичный образовательный субъект. Зная это, многие абитуриенты спрашивают, а какие изменения грядут в востоковедном образовании Питерской Вышки в 2021 году.

Во-первых, мы просим всех внимательно посмотреть на программу первого и второго года обучения, в которой заметно усилились упоминавшиеся выше академический и отраслевой аспекты образования. Теперь на первом и втором курсах востоковедного бакалавриата, чтобы успешно справиться с программой, нужно много и «правильно», то есть вдумчиво, порой даже конспектируя, читать научную литературу по самому широкому кругу современных отраслевых дисциплин. Кратких, порой непрофессиональных, интернет-блоков, дайджестов и роликов будет фатально недостаточно. Поэтому, если Вы привыкли к информационному интернет-суррогату, то стоит посомневаться в целесообразности поступления на одну из самых сложных образовательных программ современной России – на востоковедную. 

Чего только стоит один «Исследовательский семинар», растянутый на два первых года еженедельных занятий! В рамках это курса студенты встретятся и смогут дискутировать (мы ведь говорим о семинаре) с преподавателями, представляющими все основные гуманитарные направления питерской и московской Вышки. Более информативным и прагматичным стал курс «Введение в востоковедение», который познакомит студентов со структурой культурно-исторических и политико-экономических регионов Азии и Африки, базовыми сведениями о мировых и национальных религиях. Расширилась тематика курсов «История восточных цивилизаций» и «Социальная антропология Востока». Наконец, на первом курсе появился принципиально новый предмет «География стран Востока», который будет общим, более того синхронным для Санкт-Петербурга и Москвы: его одновременно будут слушать около 300 студентов в обеих столицах в режиме онлайн с последующей проработкой материала на семинарских занятиях уже в малых группах в очном формате. Отметим, что этот курс будет принципиально отличаться от географии школьного уровня и вполне смог бы украсить программу географического факультета любого университета.

Второе новшество: таких композитных, то есть подготовленных силами востоковедов двух кампусов для всех студентов-востоковедов питерской и московской Вышки, дисциплин в следующем учебном году будет несколько на всех курсах. Вести их будут специалисты высочайшего класса всех трех категорий: преподаватели, ученые и практики-востоковеды. Наряду с межкампусными композитными курсами, до 25% остальных теоретических курсов в следующем году станут общими для Петербурга и Москвы. Речь идет о курсах по выбору, часть из которых будут вести питерские преподаватели, а часть московские, а изучать их будут студенты всех кампусов – те, кто изъявит желание и запишется на них. Проделана колоссальная работа по унификации расписания, чтобы курсы не накладывались друг на друга по времени, а график студента позволял ему сочетать занятия оффлайн и онлайн.

Вывод же таков: фактически со следующего года между востоковедными образовательными пространствами Санкт-Петербурга и Москвы по крайней мере внутри НИУ ВШЭ больше не будет непреодолимой границы, напротив, место учебы уже не будет полностью определять характер образования, поскольку сам студент сможет выбрать больше курсов у питерских преподавателей или москвичей, и, что самое оптимальное, всерьез задуматься о том, каким специалистом он хочет стать и приступить к построению  собственной образовательной траектории, руководствуясь не эмоциями и фантазиями, а рекомендациями и помощью своих научных руководителей и преподавателей-наставников обеих столиц.

О востоковедной магистратуре и аспирантуре НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

Вернусь к тезису о том, что полноценный востоковед должен, на мой взгляд, завершить не только бакалавриат и магистратуру, но и попытаться стать кандидатом наук или получить степень PhD. По аналогии с известной пословицей – плох тот студент-востоковед, который не мечтает стать востоковедом-ученым.  Не только в мечтах, но и на практике это теперь можно будет себе позволить в образовательном пространстве НИУ ВШЭ Санкт-Петербурга, где, наряду с уже действующей практикоориентированной, в 2022 г. открывается новая преимущественно академически  ориентированная  магистратура.  Что это значит для абитуриентов, которые только еще собираются поступать на востоковедный бакалавриат? Это означает, что уже с первого года учебы в НИУ ВШЭ СПб студент получает возможность планировать свою учебно-образовательную траекторию таким образом, чтобы тематика майнора на втором курсе и востоковедной модерации на третьем курсе, а также темы двух курсовых работ на третьем и четвертом курсах и диплома (ВКР) на пятом были взаимосвязаны или по крайней мере перекликались с темой магистерской, а затем и кандидатской диссертации. Такая последовательность и целеустремленность откроет перед Вами исключительно благоприятную возможность не только получить качественное образование, но и с высокой степенью вероятности гарантировать будущее трудоустройство, что в наше непредсказуемое время, стоит дорого.

Вывод: последовательное продолжение работы над одной научной темой по крайней мере три года (последний год бакалавриата и два года в магистратуре) позволит существенно сократить время написания последующей кандидатской диссертации или работы PhD, как минимум компенсировав лишний год обучения в бакалавриате, а, возможно, и намного больше.      

Заключение

Современное гуманитарное образование немыслимо без востоковедного компонента. Причины этого следует искать в рождении новых глобальных центров силы – Китая, Японии, Индии, Турции, нефтедобывающих гигантов Ближнего Востока и других государств и межгосударственных объединений, которые влияют на глобальное экономическое, политическое и культурное развитие. Возрастающая роль востоковедения в современном образовании связана со стремительно формирующейся в цифровом пространстве новой глобальной культурой, в которой элементы Запада и Востока уже не противостоят, а дополняют друг друга, а также с официально заявленным «Поворотом на Восток» российской внешней политики, испытывающей напряжение во взаимоотношениях с условным Западом.

Где-то в середине нулевых произошел качественный скачек в сознании человечества. Востоковедное знание перестало быть экзотикой, став общедоступным. При этом понимание, почему страны Востока категорически отказались жить по лекалам Запада, выбрали собственные пути развития, причем каждая восточная страна избрала собственную модель движения в будущее, осталось нераскрытым. Просто об этом узнало больше людей и больше людей задумалось о причинах цивилизационного разнообразия мира.

На волне этого всеобщего стремления понять, что есть Запад, а что есть Восток и как им сосуществовать в новом глобальном мире, возник повышенный интерес к востоковедению, оказавшемуся способным ответить на эти вопросы.

Послесловие

Перечитав вышеизложенное, почувствовал неловкость: все выглядит так заманчиво и привлекательно, что невольно закрадывается сомнение в искренности и правдивости приведенных фактов и расставленных акцентов.

Должно же быть что-то, омрачающее столь благостную картину неминуемого успеха и удачи, которые ждут студента востоковедной программы? Вспомнив свои студенческие годы, эти пресловутые 4-5 часов сна, и почти полное его отсутствие ночами перед экзаменами, стопки толстенных тетрадей (компьютер тут не подходит) с выписанными незнакомыми словами восточного языка, бесчисленными контрольными и сочинениями, полки толстенных книг, которые сначала казались интеллектуально неподъемными, а потом вдруг стали родными и любимыми, я понял, что все вышесказанное относится к тем, кто уже выучился, кто завершил бакалавриат, написал первую, а затем вторую и так далее научные статьи, то есть стал востоковедом.   

Все это, увы, далось большим трудом и кучей нервных затрат, извините за сленг.

Вот она, эта капля дегтя в бочке меда: из 100% студентов, поступивших в 2016 г. на четырехлетний востоковедный бакалавриат, в 2019 году диплом получили только 51% студентов. Примерно 20% «пропустили» год, оказавшись за рубежом на стажировках разного уровня и характера, но 30% студентов не справилось с учебой: они вынуждены были отчислиться, уйти на другие программы или в другие вузы.

Такова реальность: востоковедное образование сложное, требует самоотдачи и где-то даже самопожертвования, силы воли, трудолюбия, терпения и последовательности, тогда успех вам обеспечен.