Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
190068 г. Санкт-Петербург, Канала Грибоедова наб., д. 123, каб. 322
8 (812) 644-59-11 *61289
asian_african_studies@list.ru;
asian_african_studies_of@list.ru
Институт востоковедения и африканистики был создан 25 августа 2022 года в НИУ ВШЭ Санкт-Петербург на базе Департамента востоковедения и африканистики, бакалаврской и магистерской программ по востоковедению, а также Центра азиатских и африканских исследований. Основная цель Института — развитие комплексных междисциплинарных исследований стран Азии и Африки с использованием лучших традиций петербургской востоковедной школы. Миссия Института — формирование профессионального востоковедного сообщества для практической и научной деятельности, связанной со всесторонним изучением стран Востока.
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Под редакцией: Е. О. Старикова
СПб.: 2024.
Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2024. No. 4. P. 147-154.
In bk.: EU–Central Asian Interactions: Perceptions, Interests and Practices. Routledge, 2024. Ch. 6.
Krivokhizh S., Akopov S.
Basic research program. WP BRP. National Research University Higher School of Economics, 2019. No. 65/PS/2019 .
- О востоковедном бакалавриате Питерской Вышки ходят легенды: говорят, что у вас учатся какие-то необыкновенные студенты, изучающие какие-то удивительные предметы. Нельзя ли немного рассказать о сущности учебного процесса и получаемого образования?
- К концу 20 века объектом востоковедного знания оставались культура и общество стран Азии и Африки, но не во всех их проявлениях, а прежде всего под антропологическим углом зрения. Изучение человека, жителя азиатских и африканских стран, во всех многообразных формах его «бытования» в обществе: в культурном, экономическом, политическом и идеологическом пространстве своих стран, народов, регионов. Главным объектом изучения востоковеда стали не язык и его применение (лингвистика), политические институты (политология), не факты и их интерпретация (история), не социальные отношения и структура общества (социология), не рефлексии в сознании (психология), а именно Человек: что, почему, где и когда он делает, чем живет, как осознает себя и окружающих. Это, конечно, несколько упрощенный взгляд на востоковедение, но зато он многое объясняет. Первые два года обучения студент-востоковед изучает язык, народ, страну, регион под руководством опытных наставников, после чего, на третьем курсе встаёт вопрос о применении этих знаний в области признанных научных дисциплин. На этом этапе степень личной ответственности студента-востоковеда за свою судьбу существенно выше, чем в рамках отраслевых научных дисциплин, выбор которых был предопределён поступлением на специальность ещё в 17-летнем возрасте.
Успешные востоковеды это, в подавляющем большинстве, люди, «сделавшие себя сами», то есть self-made man. К такой категории креативных личностей относятся Лев Толстой и Лев Гумилёв, начинавшие образование как востоковеды. Е.М. Примаков, востоковед-ближневосточник, глава службы внешней разведки, а затем премьер-министр России, другой российский политик тюрколог по образованию В.В. Жириновский и его дискуссионный оппонент тюрколог-международник Д.С. Песков, пресс-секретарь президента. Выдающимся востоковедом-кавказоведом был академик И.А. Орбели, бессменный директор Эрмитажа с 1934 по 1951 г., а его преемником на этом посту стал крупнейший египтолог, армяновед и археолог Б.Б. Пиотровский, к слову сказать, его сын нынешний директор Эрмитажа М.Б. Пиотровский тоже востоковед-арабист. Популярным электронным СМИ «Фонтанка.Ру» руководит арабист Евгений Вышенков совместно с другим востоковедом, писателем, сценаристом и журналистом Андреем Бакониным (Псевдоним – Андрей Константинов). «Тайна третьей планеты» написана бирманистом Игорем Можейко (Киром Булычевым), а Эраст Фандорин – герой романов япониста Григория Чхартишвили (Бориса Акунина*). И многие-многие другие писатели, ученые, дипломаты, бизнесмены, топ менеджеры, общественные и государственные деятели получили востоковедное образование.
Мы все, преподаватели-востоковеды уверены, что в самое ближайшее время список выдающихся личностей российского и международного масштаба пополнят выпускники нашего востоковедного проекта, которых в новом глобальном пространстве ждёт большое будущее – они к нему подготовлены.
- В НИУ ВШЭ Москвы и Петербурга уже третий год идёт набор на пятилетний бакалавриат. Можно ли уже подвести какой-то итог: оправдан ли был переход в одном единственном университете, тогда как везде побеждает идея сокращения сроков образования и его упрощения в целом?
- Пятилетний бакалавриат – это совсем не плохо, четыре года для полноценного востоковедного образования не всегда достаточно. Напомню, что инициатором перехода востоковедов на пятилетку был сам ректор Вышки Я.И. Кузьминов, за что ему большое спасибо от всего востоковедного сообщества. Дело в том, что тотальный переход на так называемую болонскую модель (четыре года бакалавриат + один или два года магистратура) больно ударил по качеству востоковедного образования в России. Чтобы не терять уровень языковой подготовки в бакалавриате по сравнению с прежней пятилеткой пришлось существенно сократить число и объем востоковедных дисциплин. Курсы, посвященные истории, политическим, социальным, экономическим, культурно-идеологическим процессам в странах Азии и Африки, культуре, религии, философии, правоведению, психологии и многие другие были беспощадно урезаны в часах или вообще выкинуты из программы.
В новом пятилетнем учебном плане большую часть этих курсов удалось восстановить, правда, дав им новые, более современные названия и дополнив содержанием, соответствующим уровню развития науки в XXI веке. Что стало с восточными языками? Да казалось бы ничего особенного — в четырехлетнем бакалавриате часы на обучение были сокращены, но не так сильно, как по общеобразовательному блоку. Зарубежные языковые стажировки и практики сохранились, но были вынесены за пределы учебного плана, став факультативными.
Пять лет или четыре - для изучения студентом восточного языка имеет принципиальное значение. Даже с языковой точки зрения, не говоря уже о широком гуманитарном образовании. Полноценного востоковеда за четыре года выучить очень сложно - не хватает времени. Что-то можно доделать в магистратуре, но, во-первых, не все выпускники бакалавриата идут (и могут поступить) в востоковедную магистратуру; во-вторых, магистратура задумывается как самостоятельная образовательная ступень, у нее свои задачи и принципы. Поэтому доучивать в ней восточному языку как-то не комфортно. Вот и возникает феномен востоковеда-недоучки. Конечно, я не имею в виду, что все выпускники востоковедного четырехгодичного бакалавриата — недоучки. Большинству целеустремленных, волевых, талантливых студентов удается компенсировать усечённость программы интенсивными самостоятельными занятиями. Но возникает естественный вопрос: «Зачем превращать самые прекрасные и продуктивные годы образования в испытание на прочность и выносливость, а для кого-то просто в пытку?». Не секрет, что с переходом к четырехлетнему бакалавриату резко возрос процент отчислений, причем именно на первых курсах обучения. У востоковедов этот процент много выше, чем на других программах, хотя уровень абитуриентов — один из самых высоких. То есть виноваты не всегда студенты, но в определенной мере система: для многих она просто непосильна физически и психологически.
Тут можно, конечно, иронизировать, что остальных, кто выдержал этот темп и напряжение можно хоть сразу в разведку. Во-первых, я не сторонник того мнения, что выпускники-востоковеды Вышки должны пополнять ряды разведчиков и контрразведчиков: для этого существуют специальные учебные заведения, более приспособленные к этому ремеслу. Во-вторых, мы же готовим, и не скрываем этого, интеллектуальную элиту страны, государственных служащих самого высокого уровня, продвинутых исполнителей, креативных организаторов, наконец, ученых и преподавателей, способных превзойти своих учителей. Те, кто не попадёт во все вышеперечисленные категории, также получат немало: возможность саморазвития в том направлении, которое они сами выберут. В востоковедах уже сейчас (дальше будет больше) нуждаются средства массовой информации. Без них не удается осуществлять гуманитарное сопровождение бизнеса, проще говоря, умело и умно вести бизнес дела с иностранными партнерами. Интернет-торговля, интернет-образование, интернет-информирование и многие другие сферы деятельности интернет-индустрии сейчас просто немыслимы без грамотной востоковедной поддержки и экспертизы.
- Каким языкам обучают в востоковедном бакалавриате Питерской Вышки?
- В качестве первого (основного) восточного языка в нашем бакалавриате изучают арабский, китайский, корейский и японский. В качестве второго: все вышеназванные, плюс вьетнамский, иврит, персидский, турецкий. Наконец, обязательный для всех английский и ещё один европейский на выбор – немецкий или французский.
Новая образовательная пятилетняя программа востоковедного бакалавриата обеспечивает изучение двух восточных языков, причем, выбор второго восточного языка, как я уже говорил, в значительной мере — это выбор самого студента. В новом учебном плане студенты вольны выбирать второй восточный язык как из числа регионально близких (к китайскому, например, японский, корейский или вьетнамский), так и из регионально разных (китайский и арабский или турецкий и японский), что открывает перед выпускниками совершенно новые карьерные возможности. Разумеется, такой необычный выбор не может быть сделан студентом под влиянием эмоций, и требует серьезной аргументации с его стороны, подкрепленной рекомендацией ведущих преподавателей. Главное, что такой выбор в новом учебном плане возможен, это абсолютно новая образовательная опция, ранее не существовавшая в отечественном востоковедении.
- То, что учеба продолжается на год дольше, разве не создаёт неудобство?
-Возраст наиболее продуктивного послешкольного обучения — от 17 до 23 лет включительно. Причем, чем раньше учеба начинается, тем она эффективнее. Вот мы и предлагаем продлить срок обучения первого цикла, что не может не сказаться на качестве знаний, особенно в части изучения восточных языков, имеющих повышенный коэффициент сложности.
Абсолютное большинство абитуриентов поступают на востоковедные специальности в возрасте 17 лет, то есть сразу после окончания средней школы, а завершают бакалавриат в 21 год. В нашем случае это будет 22 года. А для завершения полного цикла образования, то есть окончание магистратуры потребуется еще один (очень широкая мировая практика) или два года, как это принято в РФ. Мы не скрываем, что ориентируемся на одногодичную магистратуру. Подготовленный бакалавр должен быть в состоянии написать квалификационное магистерское исследование за один год. Второй год магистратуры нужен далеко не всем, тем более, что базовое образование по международным стандартам следует завершить в 24 года, когда по международным меркам наступает переход к полноценному взрослому состоянию. Так что временных потерь по сравнению с ныне действующей системой в новой модели произойти не должно. А качество образования определенно улучшится.
- В пояснениях к пятилетнему востоковедному бакалавриату речь шла о том, что четвёртый год будет использоваться для языковых стажировок и вообще академической мобильности. Однако, очевидно, что в длительную стажировку поедут далеко не все, что этот лишний год будут делать остальные?
- В прежнем плане длительные (до 10 месяцев) языковые стажировки выносились за пределы учебного плана. Студенты вынуждены были брать академические отпуска, отчисляться, а потом восстанавливаться, чтобы продолжить учебу. Причем, юридической гарантии восстановления никто не давал, да и дать не мог. В новом плане этой стрессовой ситуации удается избежать. Студенты, уезжающие за рубеж, чтобы получить более высокую языковую подготовку, формально продолжают учебу, но по индивидуальному учебному плану. Понятно, что далеко не всем студентам удается поехать на длительную языковую стажировку, процент таких студентов не будет превышать 60 % от их общего числа. А для тех, кто не едет на стажировку предусмотрен весьма интенсивный и разнообразный языковой курс (14 часов языковых занятий в неделю), значительный объем которого будут вести носители языка - квалифицированные преподаватели-иностранцы. Речь идет о четвертом курсе обучения, в прежнем учебном плане он был выпускным, а в новом - самый важный и ответственный, но не финальный. Мы рассчитываем, что это позволит сблизить уровни подготовки студентов, побывавших в зарубежных языковых стажировках, с уровнем тех, кто этого не смог сделать.
Кроме того, новый учебный план более гуманен, в нем несколько снижена сложность языковых занятий на первом и втором курсах, что, на наш взгляд, позволит избежать избыточных отчислений — адаптационный период для вхождения в ритм востоковедного образования будет продолжительнее, а потому и не таким жестким и болезненным.
* Б. Акунин признан иностранным агентом и включен в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.