• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН

"Быть или не быть востоковедом? Профессор Е.И.Зеленев отвечает на вопросы об образовательной программе "Востоковедение" в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге"

«Западу и Востоку для адекватного понимания друг друга фатально не хватает специалистов, способных организовать ситуацию взаимного общения, стоя при этом не на какой-то одной, а сразу на двух культурных платформах». На вопросы абитуриентов бакалавриата отвечает руководитель департамента востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, профессор Евгений Зеленев.

- Востоковедение не входит в топ-10 самых востребованных современных профессий, где в лидерах IT сфера, медицина, финансово-банковские, инженерные и некоторые другие направления, тем не менее конкурс на востоковедные специальности в России и за рубежом один из самых высоких, а желающих получить такое образование год от года становится все больше и больше. В чем причина?

- Ответ — на поверхности: просто Восток перестал быть противоположностью Запада.Готов пояснить. Есть три современных крупнейших экономики мира — США, Европейский союз и Китай – более 50% всей глобальной экономики. Китай или точнее КНР — Восток по определению. США - это страна эмигрантов в том числе из восточных стран, где Восток и Запад неразделимы. Наконец, Европа еще пытается быть не Востоком, но с каждым годом делать это ей становится все труднее — процент выходцев из стран Азии и Африки в европейских странах растет угрожающими для европоцентризма темпами.
Да и мир меняется. О чем говорить, когда экс-президент США Барак Хуссейн Обама имел афро-исламские корни, нынешний губернатор Лондона происходит из белуджей Пакистана, уличным языком столицы Евросоюза Брюсселя, наряду с французским и английским, уже давно стал арабский, а мэр седьмого района Марселя Стефан Равье публично признается, что в его родном Марселе идет война, причем не всегда холодная, между французами и franko-quelquechose (так называемыми «не совсем французами» — буквально - «француз и что-то еще») — то есть мигрантами.
Европа постепенно становится Востоко-Западом, точно так же как Западо-Востоком становятся мегаполисы Китая, Японии, Южной Кореи, Индии, Турции и еще многие другие модернизирующиеся последние 150 лет по западным лекалам города и целые страны Азии и Африки. За два века колонизации и неоколонизации в большинстве стран Азии и Африки возникло устойчивое общественное неприятие западных ценностей, а в западном обществе все еще сильно заблуждение, что условный Запад может по-колониальному «управлять» условным Востоком. Это – две платформы, с которых западоцентристы и востокоцентристы оценивают и объясняют друг друга, маскируя свои взаимные неприязненные ощущения рассуждениями о толерантности.
В этих условиях и Западу, и Востоку для адекватного понимания друг друга фатально не хватает специалистов-гуманитаров, способных организовать ситуацию взаимного общения, стоя при этом не на какой-то одной, а сразу на двух культурных платформах, то есть сознавая русскую и, например, китайскую или арабскую культуры не как непримиримо различные, а как единый культурный массив, где культуры не вытесняют, а взаимно дополняют друг друга. Этому, собственно, и учат востоковедов, это и есть тот секрет, который привлекает абитуриентов и обеспечивает нашим выпускникам трудоустройство. 

Для успеха практически любого международного проекта востоковедная экспертиза становится столь же необходимой, как, например, экономическая или юридическая. Кто этого не понимает, тот проигрывает. Количество успешных проектов в РФ, доведенных до реализации с китайским партнерами составило в 2016-217 году 2,5-3% от всех начатых. Не многим лучше ситуация сотрудничества и с другими странами условного Востока. На европейском и американском направлении процент успешных сделок от начатых существенно выше. Одна из причин: мы не знаем, с кем имеем дело на Востоке, да и о нас, нередко, существует весьма извращенное представление.

- Год назад программа НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге оказалась самой рейтинговой среди всех востоковедных бакалавриатов России. Имея наивысший проходной балл и, следовательно, самых лучших абитуриентов, она сегодня формально считается самой престижной в стране. Как Вы это можете прокомментировать?

-Прокомментирую притчей. Однажды правитель одной восточной страны, любивший своего верного первого министра, решил выразить ему публичное уважение и приказал министру сесть на коня, а сам в это время держал стремя. Министр напрасно отказывался, правитель настоял на своём. И вот, оказавшись в седле, министр заплакал. На вопрос правителя о причинах его слез, тот ответил: «Раньше мне было куда стремиться, а теперь – только вниз!» Так что при мысли о нашем первенстве я почти что плачу.
На самом деле мы уже несколько лет были вторыми в российском востоковедном рейтинге после наших коллег – востоковедов московской Вышки. В прошлом году мы их обошли по популярности, но это не принципиальная победа, поскольку наши проекты очень похожи. Может быть сказалось обаяние неповторимого Петербурга, который притягивает своей красотой и гармоничностью и жить в котором – мечта многих.

- Если сравнить востоковедение НИУ ВШЭ с другими образовательными моделями, то в чем его своеобразие?

- Университетский востоковедный проект в ВШЭ – самый молодой в России, ему немногим больше 10 лет, а в Петербурге и того меньше – одна пятилетка. Проект появился как альтернатива традиционной историко-филологической модели востоковедного образования, возникшей в СССР вскоре после Великой Отечественной войны по личному распоряжению И. Сталина. Дело в том, что востоковедение, появившееся примерно 200 лет назад, стояло на четырех опорах – лингвистике, географии, источниковедении и, наконец, истории. Примерно в таком виде российское и мировое востоковедение (ориенталистика) вошло в ХХ в., перекочевало через 1917 г. и вот тут разделилось: европейское востоковедение продолжило эволюцию, выделяя и отделяя от себя отраслевые науки: географию, экономику, правоведение, социологию, лингвистику, историю, политологию и пр. А что же осталось? На Западе осталась социальная и культурная антропология Востока. А в СССР к 1938 г. востоковедение без поддержки государства как бы само по себе угасло. Нечто подобное произошло тогда же и несколько позже с геополитикой, генетикой, кибернетикой, но в более радикальной идеологической форме.
В ходе Второй мировой войны и после нее неожиданно возникла потребность в востоковедах. К этому подтолкнули гражданская война в Китае, война с Японией, национально-освободительные движения в странах Азии и Африки. Тогдашнее руководство страны приняло решение возродить университетское востоковедное образование в СССР, прежде всего в Москве и Ленинграде, а также в Баку, Тбилиси, Ереване, Ташкенте, Казани, во Владивостоке и некоторых других городах.
Повсеместно востоковедов создавали из специалистов-лингвистов с восточными языками, которые не понимали истории, и историков-страноведов, которые знали историю Востока, но, как правило, не владели и не могли в силу возраста овладеть живыми восточными языками. Так, обучая друга-друга, они овостоковеделись, но в отрыве от своих коллег на Западе.
Именно такое филолого-историческое востоковедение практикуется в большинстве российских университетов и сейчас. Согласно этой модели, в 17 лет абитуриент должен выбрать, кем он хочет быть: востоковедом-филологом или востоковедом-историком, в редких случаях ещё можно стать экономистом и всё, точка. Причём, каждый год набирается или историческое, или филологическое направление. Например, в этом, 2019 году, в некоторых вузах есть китайская филология, а истории нет: хочешь стать китаистом и поступить в этом году – учи филологию.

- А что, в Питерской Вышке разве не нужно выбирать специальность?

- Нужно, но не исключительно между историей и филологией, выбор гораздо шире. Вышкинское востоковедение – система молодая, но все же уже система. Так вот в этой системе я насчитал пять уровней выбора, не все из которых есть у коллег-востоковедов в других российских университетах. Первый уровень – выбор первого восточного языка, весьма условен: абитуриенты знают какой основной восточный язык они будут учить и указывают это во вступительном заявлении. Тем не менее уже поступившие к нам первокурсники 2-4 сентября проходят весьма строгое собеседование, позволяющее скорректировать выбор первого восточного языка. Примерно 15-20% поступивших по итогам собеседования меняют решение о том, какой основной восточный язык учить.
Далее, второй уровень: на втором курсе студент может несколько скорректировать свою образовательную траекторию, выбрав второй восточный язык, которым в нашем случае может быть язык совершенно другого региона Азии. Сегодня стало популярным выбирать вторым восточным языком, наряду, например, с китайским и корейским, арабский. Специалистов с таким набором языков в России в принципе никто, кроме нас, не готовит. Но можно сохранить традиционный набор языков, добавив к основному восточному другой регионально близкий язык. Третий уровень:на втором курсе студенты выбирают майнор, то есть специализацию на любом другом факультете, программе или департаменте. Предлагается филология, история, международные отношения, дизайн, социология, статистика, экономика, менеджмент, финансы, право и многое другое. Честно, я даже немного завидую такому разнообразию возможностей, в мое студенческое время это было немыслимо, увы.
Наконец, после 3 курса студент может выбрать одну из двух модераций внутри востоковедной программы: «Общество и культура стран Востока» и «Политическое и экономическое развитие стран Востока». В чем смысл выбора? Первую модерацию выбирают студенты, склонные к научно-исследовательской, преподавательской или аналитической деятельности, здесь основное внимание будет уделено религиоведению и философии, искусствоведению и литературе. Вторая - для тех, ктоо хочет связать своё будущее с практическим востоковедением, т.е. экономической, дипломатической, административной или политической деятельностью.
Есть ещё и пятый уровень выбора. Его нужно делать на старших курсах бакалавриата: это выбор научного направления курсовых работ (третьего и четвёртого года обучения) и выпускной квалификационной работы – так называемого диплома. Наши студенты вольны выбирать область научного знания, в которой они планируют писать исследовательскую работу и делать проекты. Это важный момент, поэтому я перечислю рекомендуемые направления: лингвистика, литературоведение, история, культурная и социальная антропология, экономика, политология, теория и история международных отношений, юриспруденция, психология, религиоведение, культурология и искусствоведение. Специалисты по всем этим направлениям научного востоковедного знания работают у нас в департаменте востоковедения и африканистики, в котором к настоящему моменту трудится более 70 человек. В том случае, если студент выбирает тему, по которой нет специалиста у нас, мы привлекаем научного руководителя извне, часто из структур Российской академии наук, отраслевых институтов и научных центров, причём не только Санкт-Петербурга, но и Москвы. Не стоит забывать, что НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург – это университет, располагающий всеми возможностями столичного вуза.
Кроме того, на третьем курсе студенты выбирают второй европейский язык, а на четвёртом программа позволяет уехать на стажировку в страну изучаемого языка на полгода или на год без отрыва от освоения основного курса.

- Сейчас очень много говорят о сложности изучения восточных языков, кроме того, существуют электронные девайсы, облегчающие коммуникацию, и поговаривают, что переводчик – профессия умирающая. Так стоит ли тратить такие силы на изучение восточных языков?

- Если отвечать совсем коротко, то да, стоит. Наполеон, не отличавшийся особыми лингвистическим способностями, признавал, что человек, знающий иностранный язык, стоит двоих не знающих. Поддержу Наполеона: человек, знающий иностранный язык, и чувствует себя лучше того, кто языками не владеет, увереннее, счастливее. Ещё аргумент: кому-то в ближайшие 20-25 лет придётся «учить языку» электронные переводчики, носителей языка тут будет недостаточно, понадобятся и уже сейчас нужны квалифицированное лингвисты, причём за большие деньги.