• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О востоковедении и востоковедах

Руководитель департамента востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ ― Санкт-Петербург Евгений Ильич Зеленев продолжает рассказывать абитуриентам, как будет меняться востоковедение в цифровую эпоху, что представляет из себя современное востоковедное образование и каковы его перспективы.

О востоковедении и востоковедах

iStock

В связи с расширением применения цифровых методов обучения не снимается ключевой вопрос ― какова конечная цель востоковедного образования, чему и как следует учить студентов в цифровую эпоху? Прежде чем пытаться ответить на этот вопрос, стоило бы несколько повысить теоретический уровень обсуждения и задать другой вопрос: «Что такое современное востоковедение?»

Современное востоковедение следует рассматривать в двух главных ипостасях. Во-первых, как перспективную и востребованную образовательную модель, о чем, собственно, и шла речь выше. Во-вторых, как область научного знания, которая имеет потенциал в обозримом будущем развиться в самостоятельное научное направление с собственной парадигмой научного знания.

Дело в том, что востоковедение исторически никогда не было отраслевой наукой, такой как история, филология, экономика, политология или право. Востоковедение с самого своего появления и по сегодняшний день имеет надотраслевой характер, что позволяет востоковеду-исследователю в рамках одного исследования комбинировать разные отраслевые методы. Еще недавно это свойство востоковедения подразумевали, говоря о его междисциплинарности. Сегодня же в ходу понятие мультидисциплинарность, допускающее использование в одном исследовании методик нескольких отраслевых наук, даже симбиозных методологий, возникших благодаря научной фантазии исследователя. Именно поэтому востоковедный научный продукт порой трудно отнести к какой-либо определенной отрасли знания.

Мы убеждены, что прорывные направления гуманитарной науки будут возникать именно на уровне применения мультидисциплинарной методологии, синтеза научных методологий, продукт применения которых будет носить обобщающий научный характер.

Из этих высоких рассуждений вытекает простой вывод: востоковедная модель образования (в том виде, как она представлена в НИУ ВШЭ Москвы и Петербурга), должна готовить не отраслевиков, а более комплексных специалистов, имеющих потенциал и знания, позволяющие им работать в широком диапазоне от рамок одной отраслевой науки до мультидисциплинарного научного синтеза.

Такого специалиста можно условно назвать энциклопедистом XXI века. Готовить его в рамках традиционных образовательных моделей едва ли получится. Востоковедение же открывает для этого широкие возможности.

Цифровизация образования становится в этом случае неизбежным и обязательным элементом обучения, так как ни один учебный центр не обладает высококлассными специалистами всех или даже большинства отраслей гуманитарного знания. Это препятствие позволяет хотя бы отчасти преодолеть дигитализация образования, которая приближает нас к цели расширения спектра охватываемых востоковедным образованием дисциплин и позволяет привлекать высококлассных специалистов, которые теперь читают лекции для студентов сразу на несколько городов и стран.