Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Максим Шкиль — о работе в хранилищах Эрмитажа и археологических экспедициях

Максим Шкиль учится на 4-м курсе ОП «История». За три года учебы он успел поработать в реставрационно-хранительском центре Государственного Эрмитажа, шесть раз съездить в экспедиции и открыть вместе с другими ребятами Студенческое научное общество Департамента истории. В интервью для портала Максим рассказывает, как работа в музее повлияла на его восприятие выставок, и советует книги, которые помогут погрузиться в историческую науку.

Из архива Максима Шкиля

Из архива Максима Шкиля

— Расскажите подробнее о проекте Эрмитажа, в котором вы участвовали.

— У ОП «История» и Государственного Эрмитажа есть совместный проект «Культурный слой русского города». Его участники занимаются обработкой археологических коллекций из раскопок Эрмитажа, которые проводились в Ростове, Суздале, Ярославле, Пскове, Санкт-Петербурге и других городах России. Из экспедиций в свое время привезли много различных объектов — их нужно обработать, например, составить архивные описи и занести в музейную базу КАМИС. Проектом со стороны Вышки заведует Адриан Александрович Селин — академический руководитель ОП.

— Как вам удалось попасть в проект?

— Я попал в музей в рамках обязательной проектной деятельности кампуса. У меня есть знакомые, которые работают в сфере музееведения и археологии. Они много интересного рассказывают о своей профессии. Поэтому, когда я на первом курсе узнал о проекте Эрмитажа, мне сразу захотелось туда попасть. Я одним из первых подал заявку в учебный офис и решил больше не подаваться ни на какие другие проекты — настолько сильно я хотел поработать в музее.

Для меня как для иногороднего студента, который на тот момент еще мало что умел, работа в Эрмитаже казалась чем-то недостижимым и нереальным. Я не был уверен, что меня возьмут, более того — оказалось, что в том году в проект не планировали принимать первокурсников. Однако за меня поручился Адриан Александрович — он знал, что я порядочный студент и был уверен, что я смогу помочь сотрудникам Эрмитажа. Так я и оказался в проекте. Я проработал там три года — все три раза выбирал Эрмитаж в качестве проектной деятельности.

Из архива Максима Шкиля

— Какие у вас были ожидания от работы в музее?

— Каждый проект — это как кот в мешке. Из его описания не всегда понятно, чем ты будешь заниматься на повседневной основе. Я понимал, что в музее меня ждет очень ответственная работа, но ничего большего предположить не мог.

Мне хотелось, через практику в Эрмитаже познакомиться с музееведением. На первом курсе мне очень хотелось стать музейным работником, трудиться в хранениях и совмещать это с научной деятельностью.

— Чем вы занимались в проекте? Какие у вас были задачи?

— Я работал в реставрационно-хранительском центре (далее — РХЦ) Эрмитажа «Старая деревня» — такое большое, красивое здание с петроглифами.

На первом курсе я обрабатывал коллекцию керамических объектов из экспедиций в разных городах России. Это была трудная задача: археологи рассортировали куски так, что нам было сложно понять, какой цельный элемент они составляют в итоге. К концу проекта на первом курсе мы описали весь комплекс керамических объектов, занесли в базу и распределили по коллекциям.

На втором году я работал в закрытом хранении Ниеншанца. Ниеншанц — это шведская крепость, которую основал король Карл IX. Кроме того, на месте крепости в XIV веке находилось другое шведское оборонительное сооружение — Ландскрона. Мне нужно было промаркировать находки и занести в базу музея. Из артефактов Ниеншанца я поработал с большими осколочными снарядами времен петровской России. Они были уже обезвреженные и безобидные. Среди находок из Ландскроны были, например, шведские пивные кружки, железные инструменты и арбалетные стрелы.

На третьем курсе, в 2020 году, мне и моей однокурснице Тамаре Степаненко поручили работу над надгробием XVI века. Над этим заданием мы работали вместе с одной из руководительниц проекта со стороны Эрмитажа — Викторией Борисовной Панченко. Нам нужно было описать археологическую находку, расшифровать надпись на надгробии, датировать его и занести в базу КАМИС. Чтобы разобраться с текстом на плите, нам пришлось изучить много уже расшифрованных надписей. Это помогло понять шаблон, по которому был написан текст. Постепенно мы разгадали начало фразы «Преставися раб Божий…», а дальше было уже легче понять и остальную надпись. Еще нам удалось датировать надгробную плиту — она относится к XVI веку. Именно среди аналогичных надгробий этого периода мы нашли похожие узоры, почерк и другие отличительные черты.

РХЦ «Старая деревня»

За три года проектной деятельности я получил навыки работы в архивах, научился работать с музейной документацией и базой КАМИС. Кроме того, я теперь знаю, как обрабатываются коллекции, реставрируются находки и какой путь проходит артефакт, прежде чем стать экспонатом на выставке.

— Что вам понравилось в работе в музее?

— Я увидел много интересных экспонатов разной старины. В отделе русской культуры РХЦ хранились иконы, а в хранении европейской культуры я видел красивую живопись XIX века. В зале карет находились личные кареты Екатерины II и Николая II, а еще чучело любимого коня императора. Все эти экспонаты могут посмотреть посетители музея, для этого надо записаться на экскурсию в открытое хранение.

Меня и других студентов, которые практиковались в Эрмитаже, также водили в закрытые хранения, которые недоступны обычному гостю. Мы увидели, как работают реставраторы деревянных артефактов, как они трудятся над мебелью и старинными ружьями. Это очень тонкая и интересная работа.

Мне хочется отдельно поблагодарить сотрудников Эрмитажа. Они подробно объясняли наши задания, ценили наш труд и понимали, что мы занимаемся монотонной работой. В благодарность они не только проводили нам экскурсии по реставрационным центрам и закрытым фондам, но брали нас с собой на открытия различных выставок, куда сложно попасть без специального приглашения. Мне запомнилась выставка «Пьетро делла Франческа — монарх живописи». Она была посвящена творчеству итальянского художника, представителя раннего Возрождения. На выставке были разные известные люди, например, дипломаты и руководство музея. Было здорово приобщиться к такому важному и закрытому мероприятию.

Зал археологии

— Сложно ли было совмещать проект с учебой?

— Совмещать было легко, потому что я работал в Эрмитаже один-два дня в неделю. Я занимался проектом с большим энтузиазмом, поэтому работа меня увлекала. После работы я часто выходил вдохновленным, размышлял над темами исследований и своими научными интересами.

— Пригодились ли в проекте знания и навыки, которые вы получали во время учебы?

— Когда я практиковался в музее на 1-м курсе, параллельно в Вышке мы проходили предмет по археологии. Я заметил, что многое из того, о чем рассказывала преподавательница на парах, я наблюдаю в работе, повторяю на практике или слышу от сотрудников Эрмитажа. То есть одновременно я усваивал и теоретические и практические знания по предмету.

— Как знание внутренней кухни музея меняет восприятие выставок?

— На открытии выставки «Пьетро делла Франческа — монарх живописи» я много узнал об организации выставки от знакомого сотрудника Эрмитажа. Он очень подробно рассказал, как музей готовился к мероприятию, сколько усилий было приложено к подготовке экспонатов и как происходило сотрудничество с разными специалистами, например, дизайнером по оформлению. Я понял, что за организацией одного мероприятия стоит труд многих людей.

Теперь, когда я посещаю любую выставку, я не только вижу экспонаты, но осознаю, какой путь был проделан для того, чтобы я мог прийти в зал и на что-то посмотреть. Это меняет впечатления от выставки: даже небольшая экспозиция выглядит для меня огромным трудом.

— На что вас вдохновила работа в Эрмитаже?

— Работа вдохновила меня периодически ездить в археологические экспедиции. Мне очень хотелось побывать по другую сторону процесса и самому найти артефакты. После первого курса я поехал в экспедицию в Пятницкий раскоп в Старой Руссе — это была моя университетская практика. Там я в основном находил изделия из кожи, керамику, весла, крючки и украшения, но в этом месте были и находки покрупнее. Со мной на практике работал студент из другого вуза — он нашел берестяную грамоту.

Каждый раз, когда я сам находил какой-то артефакт, я испытывал сильный трепет. Во-первых, я волновался, что нечто ценное в моих руках может вот-вот разрушиться от старости. Во-вторых, каждая находка порождала в моей голове множество вопросов о своем происхождении. Я будто держал настоящую загадку, которую историкам и археологам еще, возможно, долго придется разгадывать.

На втором курсе я поехал в Старую Руссу уже не из-за практики, а по собственному желанию. Я поучаствовал в конкурсе и меня назначили ответственным за прохождение практики студентами младших курсов. Я занимался разными организационными вопросами, а также делился с ребятами своим музееведческим и археологическим опытом.

Еще за три года учебы я успел поучаствовать в четырех экспедициях проекта «Открываем Россию заново». Это были уже исследовательские экспедиции, в которых мы, например, изучали краеведение, туризм и бренд различных городов, а также общались с местными жителями и брали интервью у работников разных сфер.

Экспедиции дали мне множество полезных навыков: я научился взаимодействовать с людьми в проекте, проводить интервью и работать с историографическим и источниковедческим анализом. Я верю, что этот опыт я смог получить именно благодаря Вышке и разнообразным возможностям для студентов.

— Повлиял ли проект и опыт экспедиций на ваши карьерные планы?

— Для меня проект — это очень приятный и увлекательный опыт. Но работать в музее я не планирую, я понял, что это не совсем мое. Я бы хотел пойти в аспирантуру, продолжить научную деятельность и стать преподавателем.

Музееведение и археология мне нравятся, но скорее как хобби. Надеюсь, мне удастся сохранить такое увлечение и подвернется возможность им заниматься параллельно с научной деятельностью.

— Что еще вы успели сделать за три года учебы в Вышке?

— В 2018 году я и еще несколько инициативных ребят со старших курсов ОП основали Студенческое Научное Общество Департамента истории (далее — СНО).

В СНО мы стараемся вовлечь студентов в научную и культурную жизнь Департамента и университета. Мы организовываем мероприятия, где любой может представить свой доклад или исследовательский проект и обсудить его с другими студентами и преподавателями. Каждый месяц у нас проходят открытые семинары, лекции и мастер-классы.

За три года деятельности СНО мы создали, например, регулярный семинар «Маргинальное в гуманитарных науках», мастер-класс по написанию Research Proposal и мотивационного письма на английском языке, а также весеннюю школу латинской палеографии. Кроме того, мы организовали регулярную международную студенческую научную конференцию «Usable Pasts» и летнюю школу «Повороты в социально-гуманитарных науках: от текста к цифре».

В 2019 году я стал стажером-исследователем в Центре исторических исследований (далее — ЦИИ). В ЦИИ я развиваюсь как историк: совершенствую навыки анализа источников, пробую новые подходы и методы исследований, погружаюсь в академическую деятельность.

Кроме того, я стал стипендиарным участником двух научно-учебных групп (далее — НУГ) департамента истории:«Епископы, дожи и купцы: тексты Средневековых городов Италии XIII-XV вв.» и «Языки описания другого в Европе Раннего Нового времени: социальные контексты и репертуары интерпретации». В первой НУГ мы с другими участниками побывали в Научно-историческом архиве СПБИИ РАН и изучили итальянские перга́мены XV века. Вторая НУГ еще только начала свою деятельность, в ней я изучаю тексты путешественников, политических деятелей и дипломатов, чтобы выявить в их текстах понимания своего и чужого.

— Чем вы планируете заняться в последний учебный год?

— У меня есть задачи по работе в НУГ, нам нужно подготовить три препринта для публикаций статей. Это будут коллективные работы, каждый участник группы сможет стать соавтором.

Я надеюсь, что эпидемиологическая ситуация позволит мне принять участие в конференции «Курбатовские чтения», которая посвящена истории Европы Средних веков и раннего Нового времени. Если поучаствовать очно не получится, то надеюсь, что конференция состоится онлайн.

— Какой совет вы можете дать студентам, которые тоже хотят поучаствовать в крупных проектах?

— Прежде всего поймите, что все возможно. Не упускайте шанса подать заявку на участие в больших проектах. Мне кажется, что глупо отказываться подаваться только из-за стеснения и страха — вы можете многое упустить. В проектах можно получить полезный опыт работы, встретить хороших людей и просто расширить свой кругозор.

Из архивов экспедиции проекта «Открываем Россию заново»

Мне также хочется дать совет абитуриентам, которые думают поступать на программу по истории. Вокруг этого направления сложилось много стереотипов. История — это далеко не про даты и факты, а скорее про подходы к анализу событий, историографию и взаимодействие исследований друг с другом. История как наука помогает критически мыслить и по-разному смотреть не только на то, что уже случилось, но и на события, которые происходят сегодня.

Мой совет — отбросьте стереотипы о профессии и взгляните на историю глазами самих историков. Почитайте разные теоретические работы, например, «Идеи истории» Роберта Коллингвуда или «Метаистория. Историческое воображение в Европе XIX века» Хейдена Уайта. Я советую прочитать классические исследования, такие как «Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II» Фернана Броделя и «Цивилизация средневекового Запада» Жака Ле Гоффа. Эти труды покажут вам, что история — увлекательная наука!