Максим Шкиль — о работе в хранилищах Эрмитажа и археологических экспедициях
Максим Шкиль учится на 4-м курсе ОП «История». За три года учебы он успел поработать в реставрационно-хранительском центре Государственного Эрмитажа, шесть раз съездить в экспедиции и открыть вместе с другими ребятами Студенческое научное общество Департамента истории. В интервью для портала Максим рассказывает, как работа в музее повлияла на его восприятие выставок, и советует книги, которые помогут погрузиться в историческую науку.
— Расскажите подробнее о проекте Эрмитажа, в котором вы участвовали.
— У ОП «История» и Государственного Эрмитажа есть совместный проект «Культурный слой русского города». Его участники занимаются обработкой археологических коллекций из раскопок Эрмитажа, которые проводились в Ростове, Суздале, Ярославле, Пскове, Санкт-Петербурге и других городах России. Из экспедиций в свое время привезли много различных объектов — их нужно обработать, например, составить архивные описи и занести в музейную базу КАМИС. Проектом со стороны Вышки заведует Адриан Александрович Селин — академический руководитель ОП.
— Как вам удалось попасть в проект?
— Я попал в музей в рамках обязательной проектной деятельности кампуса. У меня есть знакомые, которые работают в сфере музееведения и археологии. Они много интересного рассказывают о своей профессии. Поэтому, когда я на первом курсе узнал о проекте Эрмитажа, мне сразу захотелось туда попасть. Я одним из первых подал заявку в учебный офис и решил больше не подаваться ни на какие другие проекты — настолько сильно я хотел поработать в музее.
Для меня как для иногороднего студента, который на тот момент еще мало что умел, работа в Эрмитаже казалась чем-то недостижимым и нереальным. Я не был уверен, что меня возьмут, более того — оказалось, что в том году в проект не планировали принимать первокурсников. Однако за меня поручился Адриан Александрович — он знал, что я порядочный студент и был уверен, что я смогу помочь сотрудникам Эрмитажа. Так я и оказался в проекте. Я проработал там три года — все три раза выбирал Эрмитаж в качестве проектной деятельности.
— Какие у вас были ожидания от работы в музее?
— Каждый проект — это как кот в мешке. Из его описания не всегда понятно, чем ты будешь заниматься на повседневной основе. Я понимал, что в музее меня ждет очень ответственная работа, но ничего большего предположить не мог.
Мне хотелось, через практику в Эрмитаже познакомиться с музееведением. На первом курсе мне очень хотелось стать музейным работником, трудиться в хранениях и совмещать это с научной деятельностью.
— Чем вы занимались в проекте? Какие у вас были задачи?
— Я работал в реставрационно-хранительском центре (далее — РХЦ) Эрмитажа «Старая деревня» — такое большое, красивое здание с петроглифами.
На первом курсе я обрабатывал коллекцию керамических объектов из экспедиций в разных городах России. Это была трудная задача: археологи рассортировали куски так, что нам было сложно понять, какой цельный элемент они составляют в итоге. К концу проекта на первом курсе мы описали весь комплекс керамических объектов, занесли в базу и распределили по коллекциям.
На втором году я работал в закрытом хранении Ниеншанца. Ниеншанц — это шведская крепость, которую основал король Карл IX. Кроме того, на месте крепости в XIV веке находилось другое шведское оборонительное сооружение — Ландскрона. Мне нужно было промаркировать находки и занести в базу музея. Из артефактов Ниеншанца я поработал с большими осколочными снарядами времен петровской России. Они были уже обезвреженные и безобидные. Среди находок из Ландскроны были, например, шведские пивные кружки, железные инструменты и арбалетные стрелы.
На третьем курсе, в 2020 году, мне и моей однокурснице Тамаре Степаненко поручили работу над надгробием XVI века. Над этим заданием мы работали вместе с одной из руководительниц проекта со стороны Эрмитажа — Викторией Борисовной Панченко. Нам нужно было описать археологическую находку, расшифровать надпись на надгробии, датировать его и занести в базу КАМИС. Чтобы разобраться с текстом на плите, нам пришлось изучить много уже расшифрованных надписей. Это помогло понять шаблон, по которому был написан текст. Постепенно мы разгадали начало фразы «Преставися раб Божий…», а дальше было уже легче понять и остальную надпись. Еще нам удалось датировать надгробную плиту — она относится к XVI веку. Именно среди аналогичных надгробий этого периода мы нашли похожие узоры, почерк и другие отличительные черты.
За три года проектной деятельности я получил навыки работы в архивах, научился работать с музейной документацией и базой КАМИС. Кроме того, я теперь знаю, как обрабатываются коллекции, реставрируются находки и какой путь проходит артефакт, прежде чем стать экспонатом на выставке.
— Что вам понравилось в работе в музее?
— Я увидел много интересных экспонатов разной старины. В отделе русской культуры РХЦ хранились иконы, а в хранении европейской культуры я видел красивую живопись XIX века. В зале карет находились личные кареты Екатерины II и Николая II, а еще чучело любимого коня императора. Все эти экспонаты могут посмотреть посетители музея, для этого надо записаться на экскурсию в открытое хранение.
Меня и других студентов, которые практиковались в Эрмитаже, также водили в закрытые хранения, которые недоступны обычному гостю. Мы увидели, как работают реставраторы деревянных артефактов, как они трудятся над мебелью и старинными ружьями. Это очень тонкая и интересная работа.
Мне хочется отдельно поблагодарить сотрудников Эрмитажа. Они подробно объясняли наши задания, ценили наш труд и понимали, что мы занимаемся монотонной работой. В благодарность они не только проводили нам экскурсии по реставрационным центрам и закрытым фондам, но брали нас с собой на открытия различных выставок, куда сложно попасть без специального приглашения. Мне запомнилась выставка «Пьетро делла Франческа — монарх живописи». Она была посвящена творчеству итальянского художника, представителя раннего Возрождения. На выставке были разные известные люди, например, дипломаты и руководство музея. Было здорово приобщиться к такому важному и закрытому мероприятию.
— Сложно ли было совмещать проект с учебой?
— Совмещать было легко, потому что я работал в Эрмитаже один-два дня в неделю. Я занимался проектом с большим энтузиазмом, поэтому работа меня увлекала. После работы я часто выходил вдохновленным, размышлял над темами исследований и своими научными интересами.
— Пригодились ли в проекте знания и навыки, которые вы получали во время учебы?
— Когда я практиковался в музее на 1-м курсе, параллельно в Вышке мы проходили предмет по археологии. Я заметил, что многое из того, о чем рассказывала преподавательница на парах, я наблюдаю в работе, повторяю на практике или слышу от сотрудников Эрмитажа. То есть одновременно я усваивал и теоретические и практические знания по предмету.
— Как знание внутренней кухни музея меняет восприятие выставок?
— На открытии выставки «Пьетро делла Франческа — монарх живописи» я много узнал об организации выставки от знакомого сотрудника Эрмитажа. Он очень подробно рассказал, как музей готовился к мероприятию, сколько усилий было приложено к подготовке экспонатов и как происходило сотрудничество с разными специалистами, например, дизайнером по оформлению. Я понял, что за организацией одного мероприятия стоит труд многих людей.
Теперь, когда я посещаю любую выставку, я не только вижу экспонаты, но осознаю, какой путь был проделан для того, чтобы я мог прийти в зал и на что-то посмотреть. Это меняет впечатления от выставки: даже небольшая экспозиция выглядит для меня огромным трудом.
— На что вас вдохновила работа в Эрмитаже?
— Работа вдохновила меня периодически ездить в археологические экспедиции. Мне очень хотелось побывать по другую сторону процесса и самому найти артефакты. После первого курса я поехал в экспедицию в Пятницкий раскоп в Старой Руссе — это была моя университетская практика. Там я в основном находил изделия из кожи, керамику, весла, крючки и украшения, но в этом месте были и находки покрупнее. Со мной на практике работал студент из другого вуза — он нашел берестяную грамоту.
Каждый раз, когда я сам находил какой-то артефакт, я испытывал сильный трепет. Во-первых, я волновался, что нечто ценное в моих руках может вот-вот разрушиться от старости. Во-вторых, каждая находка порождала в моей голове множество вопросов о своем происхождении. Я будто держал настоящую загадку, которую историкам и археологам еще, возможно, долго придется разгадывать.
На втором курсе я поехал в Старую Руссу уже не из-за практики, а по собственному желанию. Я поучаствовал в конкурсе и меня назначили ответственным за прохождение практики студентами младших курсов. Я занимался разными организационными вопросами, а также делился с ребятами своим музееведческим и археологическим опытом.
Еще за три года учебы я успел поучаствовать в четырех экспедициях проекта «Открываем Россию заново». Это были уже исследовательские экспедиции, в которых мы, например, изучали краеведение, туризм и бренд различных городов, а также общались с местными жителями и брали интервью у работников разных сфер.
Экспедиции дали мне множество полезных навыков: я научился взаимодействовать с людьми в проекте, проводить интервью и работать с историографическим и источниковедческим анализом. Я верю, что этот опыт я смог получить именно благодаря Вышке и разнообразным возможностям для студентов.
— Повлиял ли проект и опыт экспедиций на ваши карьерные планы?
— Для меня проект — это очень приятный и увлекательный опыт. Но работать в музее я не планирую, я понял, что это не совсем мое. Я бы хотел пойти в аспирантуру, продолжить научную деятельность и стать преподавателем.
Музееведение и археология мне нравятся, но скорее как хобби. Надеюсь, мне удастся сохранить такое увлечение и подвернется возможность им заниматься параллельно с научной деятельностью.
— Что еще вы успели сделать за три года учебы в Вышке?
— В 2018 году я и еще несколько инициативных ребят со старших курсов ОП основали Студенческое Научное Общество Департамента истории (далее — СНО).
В СНО мы стараемся вовлечь студентов в научную и культурную жизнь Департамента и университета. Мы организовываем мероприятия, где любой может представить свой доклад или исследовательский проект и обсудить его с другими студентами и преподавателями. Каждый месяц у нас проходят открытые семинары, лекции и мастер-классы.
За три года деятельности СНО мы создали, например, регулярный семинар «Маргинальное в гуманитарных науках», мастер-класс по написанию Research Proposal и мотивационного письма на английском языке, а также весеннюю школу латинской палеографии. Кроме того, мы организовали регулярную международную студенческую научную конференцию «Usable Pasts» и летнюю школу «Повороты в социально-гуманитарных науках: от текста к цифре».
В 2019 году я стал стажером-исследователем в Центре исторических исследований (далее — ЦИИ). В ЦИИ я развиваюсь как историк: совершенствую навыки анализа источников, пробую новые подходы и методы исследований, погружаюсь в академическую деятельность.
Кроме того, я стал стипендиарным участником двух научно-учебных групп (далее — НУГ) департамента истории:«Епископы, дожи и купцы: тексты Средневековых городов Италии XIII-XV вв.» и «Языки описания другого в Европе Раннего Нового времени: социальные контексты и репертуары интерпретации». В первой НУГ мы с другими участниками побывали в Научно-историческом архиве СПБИИ РАН и изучили итальянские перга́мены XV века. Вторая НУГ еще только начала свою деятельность, в ней я изучаю тексты путешественников, политических деятелей и дипломатов, чтобы выявить в их текстах понимания своего и чужого.
— Чем вы планируете заняться в последний учебный год?
— У меня есть задачи по работе в НУГ, нам нужно подготовить три препринта для публикаций статей. Это будут коллективные работы, каждый участник группы сможет стать соавтором.
Я надеюсь, что эпидемиологическая ситуация позволит мне принять участие в конференции «Курбатовские чтения», которая посвящена истории Европы Средних веков и раннего Нового времени. Если поучаствовать очно не получится, то надеюсь, что конференция состоится онлайн.
— Какой совет вы можете дать студентам, которые тоже хотят поучаствовать в крупных проектах?
— Прежде всего поймите, что все возможно. Не упускайте шанса подать заявку на участие в больших проектах. Мне кажется, что глупо отказываться подаваться только из-за стеснения и страха — вы можете многое упустить. В проектах можно получить полезный опыт работы, встретить хороших людей и просто расширить свой кругозор.
Мне также хочется дать совет абитуриентам, которые думают поступать на программу по истории. Вокруг этого направления сложилось много стереотипов. История — это далеко не про даты и факты, а скорее про подходы к анализу событий, историографию и взаимодействие исследований друг с другом. История как наука помогает критически мыслить и по-разному смотреть не только на то, что уже случилось, но и на события, которые происходят сегодня.
Мой совет — отбросьте стереотипы о профессии и взгляните на историю глазами самих историков. Почитайте разные теоретические работы, например, «Идеи истории» Роберта Коллингвуда или «Метаистория. Историческое воображение в Европе XIX века» Хейдена Уайта. Я советую прочитать классические исследования, такие как «Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II» Фернана Броделя и «Цивилизация средневекового Запада» Жака Ле Гоффа. Эти труды покажут вам, что история — увлекательная наука!
Селин Адриан Александрович
Академический руководитель ОП «История»