• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выпускники

Выпускники программы рассказывают о программе, своей учебе и успехах

Выпускники 2023 года

София Бутенко

Мое поступление и обучение на программе «Сравнительная Политика Евразии» стало весьма закономерным шагом после обучения в бакалавриате НИУ ВШЭ СПБ по направлению «Политология и Мировая Политика». О поступлении в магистратуру я задумалась на третьем курсе своего бакалаврского обучения. Мне хотелось сохранить направление обучения, но иметь возможность его сузить. А так как программа предлагает выбор трех траекторий обучения, она оказалась для меня наиболее подходящим вариантом.
Во время обучения в бакалавриате основным вектором, который меня интересовал, была внутренняя политика Соединенных Штатов. На последнем году обучения я поняла, что мне бы хотелось также больше погрузиться во внешнюю политику США и характер присутствия страны на международной арене. Поступление в магистратуру позволило мне это сделать. Несмотря на то, что, на первый взгляд, программа никак не затрагивает США как актора, у меня была возможность изучить особенности вовлеченности Вашингтона в такие регионы как Центральная Азия и Южно-Восточная Азия. Кроме того, обучение на программе позволило мне значительно улучшить знания о протекающих процессах в станах постсоветского пространства, так как на программе были курсы, посвященные обществу и политике в Украине, Беларуси и Молдове.
Также очень важной составляющей моего образовательного пути на программе были металогические курсы. Одним из них был курс по качественным методам, который преподавала Яна Крупец. Данный курс позволил мне углубиться в тонкости и особенности использования качественных методов в исследованиях. Во время учебы в бакалавриате я также работала именно с качественными методами исследования, но, оглядываюсь назад, могу сказать, что мой навык их применения значительно улучшился за время обучения в магистратуре. Возможность выбирать предметы в рамках программы МАГОЛЕГО позволила мне также пройти курсы по количественным методам. Несмотря на то что в своей дипломной работе я не применяла данные методы, навыки, полученные на данных курсах мне пригодились в дальнейшем.
Говоря о дальнейшем пути, я не продолжила свое обучение в аспирантуре, так как никогда не имела интереса к сосредоточению на научной карьере, но студентам, которые заинтересованы в продолжение обучения, однозначно есть зачем идти на программу. Вы сможете получить глубокие предметные знания, а также лучше освоить аспекты работы с методами и методологией. Некоторые из моих одногруппников приняли решение о продолжение обучения и смогли успешно сдать вступительные экзамены и поступить на программы аспирантуры. Если вы, так же, как и я, не видите себя в научной среде, то и вам есть зачем идти на программу. Представление о том, как протекают процессы, принимаются решения, развиваются государства и бизнес в странах постсоветского пространства и региона Центральной Азии позволит вам расширить вариативность направлений карьерного пути, а также усилит вас как эксперта на быстро меняющемся рынке труда.
В целом, я могу однозначно говорить о том, что студентам политологам программа и международникам будет интересна и полезна. Однако и для тех, кто придет из другой сферы есть все возможности получить прекрасные знания и освоиться. Для таких студентов существуют отдельные вводные курсы, которые помогают им адаптироваться к выбранному направлению. Также, отмечу, что еще одним плюсом программы является возможность работать над написанием магистерской диссертации на протяжение всех двух лет обучения. Это позволяет детально изучить выбранные предмет и объект исследования, а также особенное внимание уделить выбору методологии и характера данных для изучения и методов для их изучения.
Савиных Максим Александрович

Проектно-учебная лаборатория управления репутацией в образовании: Аналитик

Когда я поступал в магистратуру в Петербургский кампус ВШЭ, то у меня не было четкого представления того, что именно я хочу исследовать. Регионально меня всегда тянуло в сторону Востока. В бакалавриате я разрывался между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Персидским заливом. Тематически меня интересовало примерно всё: политические, социальные, культурные и даже в какой-то степени экономические процессы. Но в то же время я не мог идентифицировать себя как япониста, ираниста, политолога или кого-то еще. Профессора классических университетов часто относятся очень скептически к такого рода студентам, так как, с их точки зрения, такой разброс интересов мешает обретению профессионализма.
Поэтому, придя в ВШЭ, у меня были сомнения на счет того, как я буду восприниматься преподавателями. Но довольно быстро они дали мне понять, что широта интересов вовсе не является слабостью, а при определенной стратегии ее можно конвертировать и в силу. За эту ценную истину я благодарен прежде всего Олегу Владимировичу Корнееву, который сначала был моим ментором, а на втором курсе стал еще и научным руководителем моей диссертации. С одной стороны, он давал мне полную свободу, а с другой, ему в конечном счете удалось навести меня на определенную теоретико-методологическую парадигму исследований: интерпретивизм. Хотя сначала я относился к такой идеи очень скептически, через несколько месяцев у меня получилось понять, что, на самом деле, это целая вселенная, в рамках которой я могу совместить и свою любовь к разным регионам, и интерес к различным темам. Более того, погружение в интерпретивистские подходы дало мне более системное осознание не только своей научно-исследовательской идентичности, но и того, кто я есть в этом мире, как личность. Таким образом, не будет преувеличением сказать, что Олег Корнеев по-настоящему изменил мою жизнь.
Два других преподавателя, которых мне хочется выделить отдельно - Андраш Гал и Яна Николаевна Крупец. Они вели у нас курсы, связанные с методами исследований. Честно признаюсь, что до прихода в ВШЭ, в целом, и на их предметы, в частности, у меня была очень ограниченная методологическая база. Андраш Гал показал, что существует большое количество интересных способов изучать политику. А Яна Николаевна помогла открыть в себе то, что я давно искал. Дело в том, что мой интерес к политологии является отражением моего интереса к людям. То есть, политическая наука во многом помогает мне понять человека и наоборот. Какое-то время такое восприятие казалось мне чрезмерно романтичным. Однако, на курсе Яны Николаевны я узнал об интервью, как научном методе, и увидел, что на его основе можно проводить очень интересные исследования. В этот момент у меня, что называется, произошел абсолютный мэтч между моим внутренним мироощущением и возможностями для его реализации. Я увидел, что через взаимодействие с людьми и их чувствами, эмоциями, восприятиями, мнениями существует возможность лучше понять в том числе и политические процессы. Не окажись я на программе «Сравнительная политика Евразии» едва мне бы открылась такая сторона социальных наук.
Конечно, были и другие преподаватели, которые сделали мои два года в магистратуре незабываемыми. Это Андрей Владимирович Стародубцев, Денис Александрович Стремоухов, Елена Дмитриевна Соболева, Ирина Марковна Бусыгина, Анна Степановна Айвазян. Я легко и с интересом выполнял задания к их курсам и с большим удовольствием ездил к ним на занятия.
Не менее важной частью моей магистерской программы было и то, что я познакомился с большим количеством интересных людей. Многие из них оказались иностранцами и это было чрезвычайно полезно с точки зрения расширения своих горизонтов: как профессиональных, так и личностных. Я увидел, как мыслят и работают люди, которые учились в других образовательных системах. Но что важнее, у меня появились друзья, с которыми я до сих поддерживаю контакт, стабильно созваниваясь с ними несколько раз в год.
Ну и, конечно, нельзя не упомянуть о том, что обучение на английском языке дает очень много. Пускай даже на некоторых курсах были исключительно русские студенты и преподаватели, это все равно помогло, во-первых, совершенствовать языковой навык, а во-вторых, наконец избавиться от неловкости говорить на английском на сложные темы.
В завершении хочу сказать, что, на мой взгляд, «Сравнительная политика Евразии» - это лучшая магистерская программа по политологии в России. Обычно я осторожен в использовании таких громких слов, но это единственное определение, которое приходит мне в голову, вспоминая о своем двухлетнем опыте обучения в ВШЭ. Я всегда буду благодарен всем тем, кто имел отношение к этой программе: как преподавателям и менеджерам, так и студентам.
Анна Панина

Проектный менеджер в YUGUO

После шести лет, проведенных в обучении на китайском языке, в пандемию я приняла решение вернуться в Россию. Несмотря на богатый опыт учебы за рубежом, в реалиях того времени поступать на магистратуру в Китай я не осмелилась и решила рассмотреть варианты Российских вузов. С другой стороны, отказывать себе в том, чтобы принять новый челлендж и попробовать что-то новое не хотелось. Я выбрала англоязычную программу Сравнительная политика Евразии в Питерской Вышке и решила попробовать свои силы в обучении на английском. Хотя, в какой-то момент казалось, что такое направление вовсе не вписывается в карьерную траекторию практикующего переводчика с китайского языка– это решение оказалось наиболее правильным и однозначно изменило мой взгляд на концепцию «кросс-культурного» взаимодействия, коммуникации. Когда я поступала, основу моих исследовательских интересов составляли вопросы приграничных конфликтов, конфликтов населения в многонациональных регионах. Я занималась этими вопросами во время учебы в Шанхайском университете политики и права, исследовательском центре ШОС, Китай и мне искренне хотелось понять, какие установки и модели восприятия стоят за возникновением кросс-культурных конфликтов.

Программа дала возможность посмотреть на мой исследовательский вопрос с совершенно разных сторон. На уроках по методологии мы крутили наши исследовательские вопросы как Кубик-Рубика, подбирая наиболее точные и научно обоснованные методы исследования. Программа была построена так, что за первых год обучения я изучила множество подходов и исследовательских концепций, поэтому ко второму году, несмотря на откровенно плохую методологическую базу и бэкграунд бакалавриата, я четко понимала, как в сфере своих интересов создать reliable research и, в то же время, не притягивая ничего за уши, реально приблизиться к ответам на волнующие вопросы.

Для меня была важна атмосфера, в которой я учусь. Я привыкла уделять внимание ментальному здоровью и выбирать комфортные условия обучения. Образовательная программа на сто процентов удовлетворила эту потребность: индивидуальный подход, инклюзивная среда и свобода выбора – то, что сделало эти два года по-настоящему счастливыми. Спустя год формируя свою команду в международной компании, как руководитель, я уже четко знала, какой должна быть среда для продуктивной работы талантливых молодых специалистов. За эти основы я очень благодарна руководству программы!

На втором курсе вместе с помощью и поддержкой научного руководителя я провела свое полевое исследование в Казахстане. Это событие, безусловно, поменяло мое восприятие, мышление и ощущение себя в мультикультурной среде – неизбежных реалиях китаиста. Десятки проведенных интервью и их последующий анализ помогли научиться видеть, стоящие за словами установки, которые мотивируют действия людей разной идентичности в отношении одних и тех же объектов обсуждения. Я думаю, что качественные методы и этнография – лучшие друзья переводчика, который мотивирован на результат и эффективный диалог сторон, а не просто ставит перед собой задачу красиво перевести текст на китайский. Чтобы понимать менталитет другой страны нужны инструменты и методы. Используя их каждый день, могу смело сказать, что благодаря магистратуре, теперь работаю «по профессии».

Сегодня я проектный менеджер в большой команде группы компаний YUGUO в России, которая функционирует на трех языках и в нескольких странах мира одновременно. Мы выводим китайские и корейские бренды на российский рынок, адоптируем ценность бренда на локальном рынке и координируем работу команд разных странах. Я уверена, что без моего магистерского образования у меня бы это не вышло. Чтобы каждый день кирпич за кирпичиком строить мост между Китаем, Кореей и нашим, Российским менталитетом, очень важно было научиться видеть конфликты интерпретаций, разницу в восприятии и всю сложность коммуникации через переводчика. Два года исследовала вопросы языковой политики, роли языка и идентичности. Благодаря этому теперь в работе я быстро вижу, что стоит за проволочками в сроках сдачи проектов и сложностях согласования бюджетов с заказчиками. Удивительно, но оказалось, что interpretations are matter и, когда дело доходит до разных идентичностей, мало просто перевести русские буквы на иероглифы.

Профессиональные рекрутеры китаистов (см. подкаст China Professionals) говорят о том, что сейчас мало просто хорошо знать китайский язык. Я абсолютно с этим согласна. Важно иметь soft skills и быть полноценным специалистом, который готов быстро и эффективно встроиться в бизнес-процессы организации, брать на себя ответственность и доводить дело до конца. Полевое исследование здесь оказалось лучшей школой жизни. Оно дало мне уверенность именно в этих навыках. Но, этот рост произошел очень комфортно, с чуткой поддержкой руководителей и специалистов. А еще, в карьерном росте очень помогли курсы по количественным методам. Теперь, я классно работаю с базами данных и могу полноценно анализировать работу команды, сдавать отчеты в главный офис. Оказалось, что в «офисной взрослой жизни» это очень важно.
Анастасия Милькова

Младший специалист по работе с официальными делегациями, Фонд «Росконгресс»

О программе «Сравнительная Политика Евразии» я узнала путем изучения всех возможных для меня вариантов получения степени магистра. Отбор шел по нескольким критериям: изучение материала на английской языке, возможность вести научно-исследовательскую деятельность, сильный преподавательский состав.
«Сравнительная политика Евразии» стала для меня тем самым направлением, которое, каким увлекательным может быть мир политологии и как много граней изучения политических процессов существует в мире науки.

Будучи бакалавром, я писала преимущественно про современные миграционные процессы в Западной Европе и европейскую безопасность. В магистратуре я решила сменить вектор на более актуальный, не забывая при этом про уже имеющиеся данные о регионе. Поступив на программу, я решила изучать политику Китая в Европе.

Обучение на программе позволило мне значительно расширить свой кругозор и область интересов, так как особое внимание уделялось политическим процессам в станах постсоветского пространства и Юго-Восточной Азии.

Отдельным бонусом стала возможность самой выбирать курсы, интересующие меня как молодого ученого. Выбор пал на курс по качественным методам анализа, который в значительной степени улучшил мои знания об исследовательском дизайне. Мне также было крайне интересно узнать о политических процессах в Центральной Азии, а также пройти курсы по написанию грамотного научного текста.

Преподавание на английском языке, а также общение с одногруппниками на английском в рамках подготовки проектов и презентаций улучшило мои знания и навыки живого общения и окончательно избавило меня от языкового барьера.

Также программа дает возможность присоединиться к научным лабораториям, исследовательским центрам и дискуссионным клубам. Все это делает учебу живее и разнообразнее, помогает приобрести новые и ценные знакомства.

Сейчас я продолжаю обучение в аспирантуре. Помимо этого, я применяю полученные знания в своей работе. В настоящее время являюсь менеджером по работе с официальными делегациями в Фонде «Росконгресс». Тонкости изучения азиатской культуры и общества помогают в сопровождении иностранным министров, делегаций международных организаций, а знание английского языка на профессиональном уровне - свободно общаться с людьми из абсолютно разных стран.

Я однозначно рекомендую будущим магистрам программу «Сравнительная политика Евразии», так как она открывает вам двери как в мир науки, так и в мир успешной карьеры специалистов в области международных отношений. Высокий уровень преподавания, широкий выбор курсов, увлекательная учебная программа и индивидуальный подход к получению знаний выгодно выделяет данную программу из многих, не менее интересных. Буду рада, если вы сможете так же, как и я, взять максимум знаний и навыков из программы и применить их в будущем.

Выпускники 2022 года

Аскеров Мир-Али Исмаилович

Приглашенный преподаватель, аспирант

Я из Санкт-Петербурга, заканчивал бакалавриат в НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург по программе «Востоковедение и африканистика», изучал Ближний Восток. Моя программа была междисциплинарной (мы занимались разными науками) и в процессе обучения в бакалавриате у меня появился интерес к политической науке, захотелось больше узнать о том, как можно смотреть на политические процессы в изучаемом регионе. Поэтому я начал искать магистратуру по политологии и в итоге свой выбор сделал в пользу «Сравнительной политики Евразии». Во-первых, меня привлекло позиционировании программы, что она не только для тех, у кого бэкграунд в сфере политологии, но и для тех, кто приходит из вне. С политологией я сталкивался мало до этого, так как заканчивал историко-культурный трек на своей программе, поэтому меня беспокоил этот момент. Во-вторых, мне понравился региональный фокус программы, потому что у меня появлялся интерес не только к Ближнему Востоку, но и к Центральной Азии, Южному Кавказу. Впоследствии этот интерес во время обучения на программе окончательно сформировался.
Начиная с последних лет бакалавриата, я начал особенно интересоваться всевозможными исламскими политическими движениями, в бакалавриате это было для стран арабо-мусульманского мира. Поступив в магистратуру, я смог сместить региональный фокус, т.е. изучать исламские движения, но уже в Центральной Азии, в Азербайджане, в России. К тому же, я заинтересовался сюжетами, непосредственно связанными с темой, - например, религиозными институтами. Этому была посвящена моя магистерская диссертация (Роль религиозных институтов в Таджикистане). В целом, программа помогла мне выйти за пределы мусульманского мира, потому что у нас были курсы, например, по российской политике, обществу и политике в Украине, Беларуси, Молдове. Помимо региональных курсов по Центральной Азии и Южному Кавказу, эти курсы помогли мне расширить фокус исследования, чтобы я не зацикливался только на мусульманском мире, больше узнал о странах постсоветского пространства, которое нас окружает, но где есть провалы знания, которые я восполнил во время обучения.
Из пройденных курсов мне больше всего запомнились «Политика и общество в Центральной Азии», «Политика и общество в Южном Кавказе». Также были полезны методологические курсы: например, я проходил курс по качественным методам, которые мне очень помогли, очень многое стало понятно о том, как проводить исследование. Стоит добавить также исследовательские семинары с Андрашем Галом и Елизаветой Потаповой. Эти курсы были полезны, так как до них я слабо представлял, как проводить исследование. Из курсов по регионам также хотелось бы отметить курс по российской политике.
В целом, я несильно принимал участие во внеучебной деятельности. К тому же, это были ковидные годы. За время обучения в магистратуре я один раз поучаствовал в студенческой исследовательской конференции, которая проводится в Вышке на базе Департамента Востоковедения. Впоследствии, защитив магистерскую диссертацию, мне удалось принять участие в исследовательских проектах, связанных с темой моей магистерской. Я смог попасть в команду проекта гранта РНФ, реализуемого совместно с московскими проектами.
В начале второго курса я окончательно убедился в том, что хочу поступать в аспирантуру. Также я понял, что определённо хочу оставаться в Высшей школе экономики. В принципе, так как сложился интерес к политической науке, то хотелось поступить в аспирантуру именно по этой специальности. Я выразил свой интерес своему научному руководителю – О.В. Корнееву. Он направил меня к людям, ответственным за аспирантуру, в частности, к Щербаку А.Н.. Мне объяснили, какие будут вступительные испытания и затем я определился с научным руководителем в аспирантуре, это С.Н. Шкель. Он согласился стать моим научным руководителем, так как тема, которой я хотел заниматься, подходит его профилю. Весной была стадия подготовки к вступительным испытаниям: написание пропозола, литературного обзора, чтение книг и билетов. Далее удалось сдать экзамен и поступить в аспирантуру после чего оставалось успешно защитить магистерскую и с ноября приступить к учёбе в качестве аспиранта.
Начиная со второго курса магистратуры, я стал работать в Питерской Вышке на кафедре ближневосточных исследований, где я заканчивал бакалавриат. Мне хотелось и дальше продолжать здесь работать. Поэтому в приоритете для меня было поступление в Петербурге, чтобы продолжать преподавать оффлайн востоковедение.
Если говорить о моих дальнейших планах, то естественно, это успешная защита кандидатской. Я продолжаю тему исследований: «Исламские партии в пост-советской Евразии: факторы возникновения и институционализации». Это продолжение исследования политической жизни в странах с мусульманским большинством, но теперь с фокусом на постсоветскую Евразию. Отчасти это продолжает тему магистерской работы, которая была про государственные религиозные институты. Но для Центральной Азии (в частности, Таджикистана) это вполне смежные темы. Тема моей аспирантской работы это гибрид того, чем я занимался в бакалавриате и того, чем я занимался в магистратуре. Также я продолжаю преподавать и с этого года начал читать один курс у политологов по постсоветскому пространству с А.В. Стародубцевым. Поэтому собираюсь расширять круг и своих знаний и тех знаний, которые я могу преподать студентам.
Студентам я советую не бояться с первых дней. Первое время я опасался из-за отсутствия политологического бэкграунда, но впоследствии я понял, что в этом нет никакой проблемы: все преподаватели были открыты к моим вопросам. Второй момент – начинать заранее думать над темой магистерской диссертации, особенно тем, кто собирается в дальнейшем идти в аспирантуру. Надо постараться сделать так, чтобы магистерская диссертация была некой прелюдией к кандидатской. Это помогает сохранить многие ресурсы и настроить себя на исследовательский лад по какой-то конкретной теме, которая будет фигурировать в аспирантуре.
Элеонора Шули

Меня зовут Элеонора Шули, и я итальянка. В ноябре 2022 года я окончила обучение по магистерской программе двойного диплома Университета Тренто и Национального Исследовательского Университета Высшая Школа Экономики (НИУ ВШЭ) в Санкт-Петербурге. Мой профиль – «Сравнительная политика Евразии».
Было немного трудно привыкнуть к программе двойного диплома, потому что мне приходилось сочетать разные идеи двух научных руководителей, находящихся в России и Италии. Поэтому я пыталась найти компромисс между ними, но в целом всё складывалось хорошо. Моя диссертация была о попытке России создать новые или усугубить уже существующие разногласия внутри государств-членов ЕС в попытке расколоть Европейский Союз.
В целом мне очень понравилось учиться в ВШЭ, поскольку там гораздо больше научно-исследовательской работы, в то время как в Университете Тренто занимаешься больше чтением и сдачей экзаменов. В ВШЭ также даётся больше практических работ, таких как написание сочинений и проведение исследований, что, безусловно, помогает в проведении дальнейшего исследования по теме диссертации. Мне также понравилось посещать те занятия, которые были посвящены отношениям между Россией и ЕС. Эти занятия стали очень полезны для темы моего исследования.
Мне очень хотелось, но не удалось поучаствовать ни в студенческих клубных мероприятиях, ни во вне-учебных мероприятиях ВШЭ, так как во время первого семестра у меня было восемь учебных курсов, а во время второго семестра я была вынуждена покинуть Россию в связи с событиями на Украине. Я отлично провела время в ВШЭ, и я думаю, что обстановка там была очень приятной, поскольку в университете было много иностранных студентов, а также россиян. И хотя сначала у меня было такое ощущение, что знакомиться с россиянами сложнее, чем с итальянцами или испанцами, которые обычно очень открыты, и как только я преодолела эти первые шаги, я поняла, что россияне очень гостеприимны. Мне очень понравилась эта атмосфера.
Несмотря на то, что мне очень нравится Санкт-Петербург, и я хотела бы вернуться туда в ближайшее время, мне кажется, что если вам удастся пережить погоду в ноябре и декабре с недостатком солнечного света и постоянным снегопадом, то вы действительно сможете сделать множество вещей в жизни; я действительно думаю, что именно это укрепило меня морально. Приехав из Италии, где много солнечных дней, моё пребывание в Санкт-Петербурге стало непривычным из-за недостатка солнечного света. Но если вас окружает милая группа людей, то всё становится проще. Как я упоминала ранее, мне действительно нравится этот город из-за его многочисленных возможностей и оживленности, а также его удивительной архитектуры. Также город очень хорошо устроен для жизни.
После выпуска в ноябре 2022 года я начала отправлять заявления о приёме на работу в аналитические центры и организации, которые осуществляют свою деятельность в сфере межгосударственных отношений между ЕС и соседними странами. В настоящее время я временно работаю в коммуникационной компании в Белграде, которая сотрудничает с журналом Fortune, делая доклады о разных странах с формирующимися рынками.
Несмотря на то, что я обычно приступаю к любому делу без завышенных ожиданий, я отлично провела время в ВШЭ в Санкт-Петербурге, и я бы посоветовала будущим студентам обучаться в ВШЭ, потому что это отличная возможность, как с академической точки зрения, так и с точки зрения жизненного опыта.
Маргерита Джанотти

Меня зовут Маргерита Джаннотти. Я родом из Рима. Я обучалась по программе двойного диплома Университета Тренто и Высшей Школы Экономики в Санкт-Петербурге. Я окончила обучение в ноябре 2022 года со степенью магистра по профилю «Сравнительная политика Евразии». Обучение в ВШЭ было действительно познавательным, и я многое узнала о постсоветском пространстве, включая такие страны как Республика Беларусь, Молдова и Украина. Я также научилась критически оценивать различные события.
Моя диссертация была посвящена Республике Беларусь, а именно конкурирующим проектам Европейского Союза и России, а также влиянию этих проектов на политическую систему Республики Беларусь, её экономику и гражданское общество.
В академическом плане большинство профессоров, на мой взгляд, были действительно подготовленными, и они помогали стимулировать студентов к критическому мышлению, а не давая материалы по усвоению только отдельных понятий. Я также думаю, что преподавательский состав был очень подготовлен в отношении методов исследования, поскольку большое внимание уделялось развитию наших исследовательских навыков в области социальных наук, что я действительно ценю.
Атмосфера в ВШЭ была очень стимулирующей, так как было много иностранных студентов из Европы, США, а также много российских студентов из разных уголков России. Таким образом, я проводила время в условиях культурного многообразия.
Я закончила ВШЭ и Университет Тренто в ноябре 2022 года, а также прошла стажировку в посольстве Италии в Даруссаламе в Танзании. После этого я начала искать работу, чем сейчас и занимаюсь.
Перед поступлением в ВШЭ я разговаривала со студенткой, которая также обучалась по программе двойного диплома. Она сказала мне, что данная программа действительно стимулирует к приобретению исследовательских навыков – и это то, что я действительно нашла в ВШЭ.
Для меня жизнь в Санкт-Петербурге была очень приятной, так как я познакомилась со многими иностранными и российскими студентами в ВШЭ, а также у меня была возможность познакомиться с русской культурой. Поэтому для меня это стало захватывающим опытом, что я не могу сказать о погоде, конечно.
Поступить на двойную программу с ВШЭ и провести год в России стало для меня очень трудным опытом. По приезду из Италии я немного испугалась, потому что Россия казалась мне совершенно другим миром. Но теперь, получив диплом и проведя год в ВШЭ в Санкт-Петербурге, я полностью рекомендую этот путь развития, который помогает студентам на академическом, культурном и личностном уровне.

Выпускники 2020 года

Кьяра Мария Франческелли

Меня зовут Мария Кьяра, я из Италии и я недавно закончила магистерскую программу «Сравнительная политика Евразии». Мой путь в ВШЭ был интенсивным и полезным. У меня была возможность специализироваться по России и постсоветскому пространству, одновременно получая глубокие методологические знания в области социальных наук. Оживленная атмосфера в моей группе была дополнительной ценностью: примерно половина русских студентов и иностарнных студентов, каждая дискуссия обогащалась личной точкой зрения и опытом участников,. что способствовало плодотворному обсуждению и стимулировало хорошую дискуссию. С самого начала первого года обучения ярешила сосредоточиться на изучении социальных движений и гражданского общества, и начала готовить диссертацию о стратегиях экологического социального движения. Благодаря неоценимой помощи моего научного руководителя, Галины Селивановой, и других преподавателей программы, которые консультировали и воодушевляли меня, я сформулировала дизайн исследования, который отвечал моему исследовательскому интересу. Российское гражданское общество и его основная динамика очень интересуют меня: пережив глубокие и быстрые изменения в последние десятилетия, и подвергаясь воздействию самых разных стимулов, оно содержит в себе очень много открытий. Во время долгой и напряженной полевой работы у меня была возможность полностью погрузиться в жизнь движения и поговорить со многими активистами, предпринимателями и политиками, которые любезно поделились со мной своим опытом. Это опыт развился в диссертацию «Неспорные стратегии экологических социальных движений в России: случай «раздельного сбора мусора» в Санкт-Петербурге», которая была оценена на «отлично» государственной экзаменационной комиссией и была принята на несколько международных конференций. Сейчас я жду продолжения исследовательской карьеры и надеюсь в ближайшее время вернуться в Санкт-Петербург, чтобы снова сказать «привет!» месту, которое я называю домом два года.
Лиссет Габриэла Теран Эрнандес

Меня зовут Лиссет Габриэла и я была студенткой магистратуры «Сравнительная политика Евразии». Что вам нужно знать об этой программе? У вас будет возможность погрузиться в политическую и социальную культуру современной России и понять, как различные процессы политической трансформации в пост-коммунистический период формируют политические режимы в евроазиатском регионе. Вы изучите методы контроля, применяемые авторитарными режимами, а также статус региональных конфликтов. Все это под руководством российских и иностранных профессионалов, готовых дать вам обратную связь, таким образом вы освоите инструменты практического анализа и усилите навыки в сфере академических исследований. Также вы получите постоянную поддержку сотрудников университета на всех этапах обучения, что сделает ваше пребывание в Санкт-Петербурге незабываемым.
Одним из наиболее приятных моментов обучения для меня была возможность изучить и развить техники качественного исследования. С первого года мое исследование было посвящено миграции внутри пост-советского пространства. В первую очередь я стремилась понять последствия миграционных потоков и их влияние на политические отношения стран внутри региона. В конце концов я изучила отношение российского общества к группам мигрантов с большей визуализацией в социальных сетях, таких как украинские и киргизские мигранты. Методологическая разработка моего исследования предполагала трудности в изучении и применении методов интеллектуального анализа текстов и интерпретации неструктурированных качественных данных, что позволило мне воссоздать социально доминирующий дискурс по отношению к мигрантам в России и вникнуть в то, каким образом создаются предубеждения по отношению к мигрантам. Для этого у меня было техническое руководство от Лаборатории интернет-исследований НИУ ВШЭ и постоянное со стороны моего научного руководителя, которая оказала мне большую поддержку для успешного завершения моего исследования. В то же время у меня была возможность разработать исследовательский проект по изучению политических ценностей студентов университетов Венесуэлы в рамках практики в лаборатории политических исследований ВШЭ в Москве, это подразумевало проведение полуструктурированных интервью с молодежью в возрасте от 18 до 25 лет и использование методов анализа мнений. Оба исследования были очень стимулирующими и позволили мне освоить практические методы изучения мнения, которые безусловно , я смогу использовать в своих будущих профессиональных проектах.
Никита Словогородский

Меня зовут Никита, и в 2020 году я закончил программу «Сравнительная политика Евразии». Шёл я с конкретной целью: прокачать свои навыки в формировании теоретической рамки, методологии и применении методов в исследованиях. Мой бакалаврский диплом на политологии питерской Вышки был связан с космическим частным правом в США и на тот момент получилось, что ничего нового из этой темы я извлечь больше не мог, поскольку последние значимые регулирования случились в 2015 году. Поэтому для магистерской диссертации я поставил челлендж: изучить что-то совсем новое с помощью совсем новых методов.

Благодаря общей академической свободе Вышки и конкретно нашей программы, я выбрал тематику наркополитики в Евросоюзе. Исходил из того, что для любой страны актуален подобный тезис: наркополитика – серая зона регулирования, которую очень сложно исследовать привычными методами. Сравнивать страны нельзя (совершенно разный контекст), статистика недоступна (государства собирают данные совершенно по-разному), да и подобные исследования по разным причинам не вписываются в конвенциональную мораль. Однако Евросоюз – огромная зонтичная организация с единым по структуре подходом к регулированию разных policies, из-за чего у меня получилось найти выход и сделать очень хорошее исследование.
По пути, благодаря программе, я изучил новые методы и подходы и понял, каким «клеем» можно скрепить подобное исследование. Да и подробное изучение Евросоюза оказалось очень полезным. А то, что диссертацию (как и все учебные курсы) пришлось осваивать полностью на английском языке, очень сильно подняло мой уровень языка. На курсе было много иностранных студентов, с которыми мы мило общались как на учёбе, так и вне аудиторий. Как итог – благодаря хорошей диссертации и освоенным навыкам, у меня получилось устроиться младшим научным сотрудником в Европейский университет, где я хочу продолжить получать это странное удовольствие от научной деятельности и работы с данными.
Юзбекова Карина Шамильевна

Отдел организации учебного процесса: Менеджер

Свой бакалаврский диплом я также получила по политологии, но в другом институте. Я думаю, что получение образования в разных университетах - это очень полезный опыт. У тебя уже есть сформировавшиеся представления о высшем образовании, которое ты получил на бакалавриате, но поступление в новый вуз дает возможность окунуться в совершенно другую среду.
Несмотря на то, что я решила продолжить обучение по той же специальности, что и на бакалавриате, многое из того, что мы изучали на программе, было в новинку. Даже уже знакомый мне материал здесь воспринимался иначе. Безусловно, определенные повторения неизбежны, ведь у многих ребят, которые поступили на эту программу, прежнее образование было получено в других сферах - история, международные отношения, право. И меня очень удивила та гибкость, с которой преподаватели подходили к изучению материала. Перед началом каждого курса преподаватели спрашивали нас о нашем бэкграунде, интересах и планах, чтобы подстроить обучение конкретно под нашу группу - добавить новые темы или сделать упор на теорию, если это было необходимо. Стремление к такому индивидуальному подходу в условиях большого количества студентов - это, на мой взгляд, одно из главных преимуществ программы.
Несмотря на то, что основной фокус программы - это именно регион Евразии, мы - студенты - не были ограничены в выборе интересующей нас темы работы. Я хотела продолжить изучение отношений между российскими регионами и федеральным центром - этой теме была посвящена моя бакалаврская работа и ее же я выбрала в качестве темы диссертации.
Отдельным плюсом я бы также выделила факт обучения на английском языке. Несмотря на начальные объективные сложности, процесс адаптации к обучению на иностранном языке прошел довольно быстро. Причем с учетом того, что на курсе было много иностранных студентов, получилось усовершенствовать не только академический язык, но и разговорный.
Я не могу сказать, что мое поступление в магистратуру было заранее обдуманным и устоявшимся решением. Многие из моих бывших однокурсников решили закончить обучение после бакалавриата и, конечно, этот выбор стоял и передо мной. Но все равно было ощущение некоторой незаконченности, ощущение того, что можно узнать/сделать еще больше. И сейчас я понимаю, что поступление в магистратуру и выбор именно этой программы было верным решением.
Эдгар Жан Жак Сеебергер

После получения первого диплома во Франции у меня была возможность проучиться два года в Высшей школе экономики в Санкт-Петербурге на программе «Сравнительная политика Евразии».
Я сумел подробно изучить все, что меня интересовало о России и евразийском пространстве в целом. Моими преподавателями были профессора с разным опытом как из России, так и из зарубежных университетов.
Поддержка иностранных студентов отличная, а возможности для студентов программы огромны: в конце первого года обучения я был отобран в Университетский колледж Лондона по программе Erasmus+. Мне была выделена стипендия для изучения политики Центральной и Восточной Европы. Я сумел под совершенно другим углом посмотреть на политические отношения внутри Европейского Союза.
В дополнение к курсам, программа в ВШЭ включает период практики, которую я прошел во французском Сенате, в Париже. Эта практика вдохновила и направила меня при написании моей магистерской диссертации, еще одного важного компонента программы «Сравнительная политика Евразии».
Наконец, жизнь студента Вышки - это не только занятия и стажировки. Кампус позволяет любому заинтересованному человеку участвовать в сообществах и создавать проекты при постоянной поддержке университета. Со своей стороны, я очень душевно отношусь к развитию «франкофонии». При поддержке Вышки, которая предоставила нам помещения для встреч и помогла нам в освещении событий, я смог создать клуб франкоязычного красноречия. Я также был участником франкоязычного геополитического клуба НИУ ВШЭ. Этот клуб обеспечивает идеальные условия для организации встреч на высоком уровне с дипломатами, официальными лицами, писателями и учеными, на которых мы могли обсуждать различные интересные темы.
Благодаря опыту в Вышке, практике, участию в сообществах и работе над магистерской диссертацией я понял, что моя будущая карьера будет в сфере культурной дипломатии или корпоративной разведки / консультирования для укрепления франко-российских отношений. В России есть много возможностей для иностранцев, и Вышка для меня — лучшее место, чтобы начать свой путь!
Не стоит так же забывать, что Санкт-Петербург — волшебный город, где рождаются удивительные дружеские отношения и создаются воспоминания на всю жизнь!
Цотне Чакаберия

Меня зовут Цотне Чакаберия, я из Грузии. Я выпускник магистерской программы ВШЭ «Сравнительная политика Евразии». После получения степени бакалавра международных отношений и дипломатии в Измирском университете имени Катипа Челеби в Турции я решил переехать в Санкт-Петербург, в Россию, чтобы получить степень магистра на программе «Сравнительная политика Евразии» в Высшей Школе Экономики. Это решение было мотивировано моим стремлением получить более расширенное понимание сравнительной политологии в Евразии и постсоветском мире. Программа дала мне более глубокое политическое, экономическое, культурное и практическое понимание многогранных отношений в Евразии.
ВШЭ сильно повлияла на мои исследовательские интересы, так как я познакомился с множеством различных предметов и инструментарием проведения исследований. Меня поразило, насколько хорошо организованы исследования в ВШЭ, поэтому это идеальное место для амбициозных людей, ориентированных на исследования.
Но главное, что было хорошо в программе, так это наличие широкого набора курсов, которые помогают определить области интересов. Курсы были чрезвычайно полезны мне как студенту, они помогли мне понять шаги, которые надо сделать для правильного цитирования и написания моей исследовательской работы и избежать плагиата. К тому же преподаватели очень хорошо проводили занятия по своим предметам. Я настоятельно рекомендую эту программу студентам, которые не знают или путаются в том, как писать свои исследовательские работы.
Внеучебная жизнь была фантастической – город красивый и теплый, несмотря на холодные зимы. В общем опыт был сложный, но в конце концов очень полезный.
После окончания учебы я продолжил работу в компании, в которой работал. Найти работу не было проблемой, так как я уже работал во время учебы, поэтому я просто продолжил работать после окончания учебы.
Честно говоря, у меня были средние ожидания от программы, но я был приятно удивлен, узнав, что на самом деле она не такая уж и посредственная. Уровень программы высок, а база знаний, которую вам необходимо изучить, огромна. К тому же, там замечательный персонал. Мне было приятно провести два фантастических года в ВШЭ.
Если в вашу сферу интересов входят Россия или постсоветские страны и политика, это лучший вариант, который у вас может быть. Попробуйте поучаствовать в программах мобильности, которые предлагает ВШЭ – это отличная возможность познакомиться с разными взглядами и расширить горизонты будущей карьеры.
Александр Вилльямс

Менеджер по разработке предложений, консалтинговая фирма по управлению чрезвычайными ситуациями

Меня зовут Алекс Виллиамс, и я из Сан-Диего, Калифорния. До зачисления на программу я два с половиной года работал преподавателем английского языка как иностранного в Тайване. Не могу сказать, что учеба в ВШЭ в Санкт-Петербурге кардинально изменила мои исследовательские интересы, но она действительно открыла новые направления учебы, в которые я, наверное, раньше бы и не заглянул. С практической точки зрения методы и подходы исследований, которым я научился в ВШЭ, оказались очень полезными на моей нынешней должности.
Я думаю, что теперь у меня гораздо более развита способность собирать и систематизировать информацию, чтобы ее можно было применить на практике. Я также чувствую, что мои навыки критического мышления улучшились за время обучения на программе. Помимо практической ценности, по окончанию программы я вышел с более глубоким пониманием сложности евразийской политики, которая изменила мое отношение к политике и роли моей страны в регионе.
После знакомства с большим количеством новых людей и друзей из разных стран по всему миру я начал ценить новые перспективы и подходы, которые я раньше мог отвергать. Проживание в России будучи американцем дало мне возможность сформировать собственное мнение о стране, которая часто находится в центре американского политического дискурса и зачастую является объектом стереотипов в наших популярных СМИ. Я считаю, что один только этот факт оправдывает мое время, проведенное в ВШЭ, и я благодарен за полученный опыт.
После выпуска я изначально планировал остаться в России и усилить свои знания русского языка, но, к сожалению, мне пришлось вернуться домой из-за пандемии. Изначально было довольно сложно найти работу, так как я был за пределами США пять лет, и у меня было мало связей и не было сети контактов, которые могли бы мне помочь в поисках. У меня не было хорошо проработанного плана до зачисления на программу. Я думал, что, возможно, захочу получить научную степень по окончанию программы, но в конечном итоге отказался от этой идеи. Я решил воспользоваться помощью, которую предлагала ВШЭ для поиска новых возможностей.
В начале последнего семестра я получил грант на поездку для проведения исследования для моей диссертации, и я планировал совместить эту поездку с краткой стажировкой в офисе Eurasia Foundation в Алматы. Я надеялся, что этот опыт поможет лучше сформировать представление о моей карьере после окончания учебы. К сожалению, из-за коронавируса поездка была отменена.
Я бы посоветовал пользоваться возможностями, которые предоставляет проживание в России и обучение в ВШЭ, которые могут выделить вас среди ваших сверстников на родине. Жизнь и учеба в интересующей вас стране дает возможность получить реальный практический опыт, недоступный тем, кто учится на своей родине.
Анна Желтоухова

Аналитик данных, Accenture IT, Франкфурт, Германия

Меня зовут Анна Желтоухова, я из Уфы, Республика Башкортостан.
Я переехала в Санкт-Петербург, когда поступила в ВШЭ в 2014 году на бакалавриат отделения социологии. В последние два года бакалавриата меня стало интересовать электоральное поведение в России, особенно то, что мотивирует людей голосовать за конкретного кандидата, а также что заставляет менять предпочтения электората.
После получения степени бакалавра, я решила углубить свои знания в области политических наук, и я подала заявку на программу «Сравнительная политика Евразии». Получая степень бакалавра, я старалась изучить как можно больше разных тем. Я пыталась пройти различные дополнительные курсы, такие как машинное обучение, культурное неравенство и психология. Наконец, после прохождения курса гражданского общества, я решила написать свою заключительную работу по электоральному поведению в России. Однако во время учебы в магистратуре исследовательские интересы были больше связаны с темой моей диссертации. Я исследовала подъем правых националистических партий в Восточной Европе. Я посчитала эту тему очень интересной, поскольку не так много работ описывают причины голосования за националистические партии в Восточной Европе, а в основном пишут о западных странах ЕС. Таким образом, не могу сказать, что мои исследовательские интересы как-то сильно различались - меня по-прежнему интересует электоральное поведение людей и причины принятия ими решений. Но, безусловно, ВШЭ дает возможность изучить интересную тему для студентов.
Я бы сказала, что ВШЭ определила и укрепила мои исследовательские интересы. Я рада, что училась на этой программе. Во-первых, я углубила свои знания в области политических наук, что помогло мне написать магистерскую диссертацию. Более того, благодаря тесной интеграции с профессорами и студентами с разными специализациями, я могла смотреть на свою диссертацию не только с моей точки зрения, но и с точки зрения критики и практических советов. Кроме того, в первый год моего обучения я и несколько других студентов поехали в Королевский колледж Лондона в Великобританию на трехмесячную стажировку. В KCL у нас был доступ к различной литературе и возможность обсудить наши темы с профессорами этого университета, так что это был потрясающий опыт, который помог придать окончательную форму нашим диссертациям.
В начале осени я подала заявку на программу в Германии, что помогло начать писать кандидатскую диссертацию. Благодаря ВШЭ у меня было насыщенное качественными и количественными исследованиями резюме, которые я проводила во время бакалавриата и магистратуры, а также хорошо подготовленная диссертация. Наконец, я выиграла стипендию, и у меня появилась возможность пожить в Германии три месяца и написать хорошую кандидатскую диссертацию.
Я относительно поняла, чем хочу заниматься в жизни, благодаря учебе во ВШЭ. Когда я впервые поступила туда, я не понимала, что делать дальше – после окончания школы человек вряд ли сразу поймет, в чем его предназначение. Поэтому я старалась изучить как можно больше, чтобы определить для себя наиболее интересное направление. В результате теперь я понимаю, что исследования — это то, что мне нравится. Мне нравится все, от этапа чтения литературы и определения исследовательского вопроса до анализа результатов.
В ВШЭ я стала более сконцентрированным, потому что мне надо было успевать читать много литературы, работать, писать работы и в какой-то момент уделять время на внеклассные занятия. Сначала это казалось трудным, и у меня не было времени ни на что, но со временем я научилась правильно распределять свое время. ВШЭ также научила меня критично мыслить: не принимать какую-либо информацию за истину, а внимательно проверять ее источники и способы получения.
После окончания магистратуры я продолжила работать. В середине второго года обучения я устроилась на работу в агентство маркетинговых исследований. Осенью я подала документы в аспирантуру Высшей школы экономики на факультет социологии. Моя исследовательская работа была связана с исследованиями, которые я проводила во время учебы в магистратуре, но я хотела бы расширить ее на все восточноевропейское пространство. Считаю, что найти работу для меня было довольно легко, так как у меня был опыт проведения качественных и количественных исследований.
Я оставила учебу после первого курса, так как изменила свои научные интересы и решила подумать о новых перспективах будущей исследовательской работы. Летом 2022 года я переехала во Франкфурт, Германия, чтобы работать аналитиком данных в ИТ-компании Accenture. В настоящее время я работаю с психологической безопасностью, анализируя данные клиентов и представляя их через новое видение, чтобы помочь клиентам внести изменения в предыдущую стратегию и создать лучшую среду для сотрудников в команде.
Честно говоря, у меня не было никаких особых ожиданий или планов. Перед зачислением я пошла на день открытых дверей - мероприятие, которое ВШЭ проводит для новых студентов. Там я задала все свои вопросы научному руководителю программы, так что ожидания в итоге совпали с реальностью. Основной упор в нашей магистерской программе был сделан на постсоветское пространство и отношения России с другими странами. Тема моей диссертации была посвящена национализму в Восточной Европе на примерах Венгрии и Польши. Но хотя большинство курсов были посвящены конкретно отношениям России прошлого или настоящего с другими странами, я многому научилась, что, среди прочего, получилось применить и к моей работе.
Мой совет: никогда не стесняйтесь задавать вопросы. Любые. Даже если кажется, что вопрос глупый. Потому что только через вопросы можно слить воедино все знания.
Цовинар Назарян

Меня зовут Цови. Я вообще из Петербурга, но родилась в Армении. Мои родители переехали в Питер, когда я была совсем маленькой поэтому в садик и школу ходила в Петербурге. Был период, когда я училась в Армении первые три класса, но в итоге обратно вернулась в Петербург.
Бакалавриат я окончила в РАНХИГС. Училась на факультете международных отношений. После бакалавриата я работала в университете администратором факультета.
У меня была цель как-то развивать себя дальше, и я знала, что я очень-очень сильно хочу получить образование на английском языке. Чтобы продолжить свое образование на английском языке я решила поступить в магистратуру почти по той же программе на международные отношения, но также рассматривала политологию. В то время я даже не представляла, что на самом деле международные отношения и политология – это настолько разные области. Мне Вышка как раз таки помогла в этом разобраться.
Я представления не имела, что такое политология. Я поступала на политические исследования, думая, что я уже очень много чего знаю и я уже специалист, так как училась в сфере международных отношений и дипломатии. Я считала себя достаточно компетентной для этой программы. Но на самом деле оказалось, что международные отношения — это больше дипломатия, взаимоотношения между странами и та же история, а политология — это больше исследования, где нужна именно конкретика, где нужны цифры, где нужны доказательства.
Я считаю, что образование, которое я получила здесь - открыло мне глаза. Я научилась именно исследовать, проводить опросы и интервью. Я поняла, что такое количественные методы, что такое качественные метода, хотя до этого понятия не имела. Я на самом деле очень благодарна Вышке, потому что знать исторические данные — это очень хорошо, но важно также понимать источники, которые ты используешь.
В студенческие клубы я не вступала, но мы участвовали в различных конференциях. В Вышке есть французский клуб, который устраивал встречи с послами, различными профессорами. Я участвовала в таких встречах французского клуба. Я, честно признаться, в какие-то клубы не вступала, так как было не так уж и много свободного времени.
Вышка не только нас обучала, она дала еще и возможность путешествовать, обучаться за границей. Первую половину второго года обучения я провела в Бельгии. Как студент по обмену я училась в Брюссельском свободном университете. Я никогда в жизни даже не думала, что будет такой шанс уехать учиться где-то за границей и эту возможность как раз-таки дала мне Вышка.
После окончания программы у меня была единственная цель – вернуться в Европу. Мы закончили обучение, когда уже начался карантин. Это было просто ужасно. Я, да и все мои коллеги, мы все недоумевали как это все закончится, чем это все закончится, куда мы пойдем, что вообще дальше будет. У меня была цель вернуться в Европу, потому что я знала, что здесь у меня больше шансов, нежели в России. На данный момент я живу во Франции и преподаю английский язык детишкам пока что дистанционно, но надеюсь, что в скором времени это будет не дистанционно. Я на самом деле очень рада, что смогла себя перебороть, что смогла поверить в себя.
Я хотела бы пожелать всем использовать все шансы, которые у них есть. Даже если они в себя не верят, даже если они боятся, я считаю, что лучше попробовать, чем потом жалеть, что чего-то не сделал. Нужно встречать новых людей, стараться найти стажировки. Несмотря на ковид и закрытые границы, все-таки образование — это что-то перед чем нельзя закрыть двери. Нужно себя испытывать – вот мой совет.

Выпускники 2019 года

Ханна Аллен

Сотрудник программы, Национальная ассоциация членов комиссий по регулированию коммунальных предприятий

ВШЭ заинтересовал меня предлагаемой программой и ее связью с моими академическими интересами. Я была знакома с политологией до этого и мне хотелось посвятить больше времени тому, чтобы сфокусироваться на России и пост-советским регионам. Магистерская программа в ВШЭ позволила мне сместить мои интересы к более конкретным направлениям исследований, особенно в моей магистерской диссертации.
В магистратуре я получила знания и навыки, которые искала, и безусловно, это помогло мне найти работу в сфере международных отношений и политики. Полученные фундаментальные знания о российском и постсоветском обществе помогают мне и в работе, в и путешествиях. Я надеюсь и впредь использовать мои знания о Восточной Европе и Евразии как центральную точку для моей карьеры.
Поиск работы это действительно трудный период. Я рекомендую студентам и выпускникам сохранять организованность и терпение. Обращайтесь к своим знакомым и не стесняйтесь обращаться за советом и информацией о возможностях.
Александра Девятова

Дизайнер пользовательских интерфейсов, компания по продаже товаров для дома, США

Я искала программу, где могла бы развить исследовательские навыки и углубить знания в сфере защиты прав человека, по кторой писала свою бакалаврскую работу. Я уже знала большинство профессоров и преподавателей программы «Сравнительная политика Евразии». Возможность учиться на английском языке со студентами со всего мира была для меня наиболее полезной частью программы. Это так здорово обсуждать и изучать ситуацию в разных странах, не выезжая из родного города. Поэтому мой выбор был совершенно очевиден, учитывая возможности, которые я получила.
Расписание программы не оставляло места для стажировок и работы, развития праткических навыков и получнеия опыта работы, который так важен для будущих работодателей. Но это вполне объяснимо, учитывая количество академических мероприятий, домашних заданий и чтения, которые задавались студентам. Все проекты, в которых я участвовала на протяжении учебы, организованные преподавателями ВШЭ, дали мне важные практические навыки, которые теперь я применяю в своей работе.
Новый студентам программы я рекомендую участвовать как можно больше в мероприятиях, которые происходят во время учебы, включая зимние/летние школы, посещение конференций, участие в программах студенческого обмена и так далее. Все это позволяет включиться в профессиональные сети и расширяет возможности в будущем. Также, найдите эксперта в своей области, чтобы развиваться, получить как можно больше знаний и стать новым экспертом!
Я сичтаю, что самое лучшее в моей учебе, это возможность посетить лекции приглашенных профессоров со всего света. Это создало уникальную атмосферу и дало очень интересный опыт.
Я хочу пожелать выпускникам, которые ищут работу, никогда не сдаватьсяв том, к чему лежит душа. Лучше потратить больше времени на поиск того, что вам действительно нравится делать, а если вы не уверены – пройти как можно больше стажировок. Сделайте свой собтсвенный SWOT анализ и определите, что вам действительно нужно, что будет вам нравиться и обогащать духовно и интеллектуально.
Киевец Семен Евгеньевич

Семён Киевец, аспирант, ВШЭ Москва, факультет мировой экономики и мировой политики

Поступая в ВШЭ на программу «Сравнительная политика Евразии», я хотел углубить свои знания в российской политике и международных отношениях. До этого я изучал международные отношения, но эта программа стала для меня новым опытом. Для меня была интересна программа на английском языке, что дало мне возможность общаться с людьми из разных стран, а также из многих городов России. Представьте всех этих людей, объединенных в одну группу, и определенно это было одной из причин, почему я поступил на эту программу.
Я всегда мечтал изучать международные отношения, чтобы лучше понимать политические, экономические и культурные изменения, происходящие в других странах. Позднее мне захотелось получить новый опыт, и я поступил на данную программу по политологии в ВШЭ. У нас были классные занятия по методам. Мы получили очень много от наших преподавателей как в качественных, так и в количественных методах исследования. Затем я решил продолжить изучение международных отношений и поступил на программу по международным отношениям в ВШЭ в Москве.
Во время учебы в магистратуре я работал с количественными методами исследования. Это было сложным испытанием, но действительно здорово! Я понял, что этот опыт полезен для меня, так как мы пытались глубже вникнуть в применение этих методов в моей диссертации. Мой научный руководитель мне очень в этом помог.
Магистратура изменила мои исследовательские интересы. Раньше я хотел исследовать Европейский Союз и европейскую интеграцию, в особенности Германию. Позднее я решил сосредоточиться на евразийском регионе. Мое магистерское исследование посвящено изоляционизму российских регионов, а в настоящее время я изучаю крымский фактор во внешней политике Украины.
Первокурсникам я бы хотел посоветовать в первую очередь посещать все занятия и выполнять все требования преподавателей. И только когда вы проделаете всю необходимую работу, тогда станет возможным достичь успеха. Моя вторая рекомендация – пытаться сделать что-то новое, применять новые методы и испытывать самого себя. Эта программа – хорошая возможность встретить новых друзей из разных стран и усовершенствовать свои исследовательские навыки и умения.
Наталья Сидорычева

Мне хотелось продолжить учебу по специальности, поэтому я поступила в ВШЭ на магистерскую программу по политологии. Сильной стороной этой программы является возможность использования разнообразных форм обчуения, групповой работы, индивидуальных проектов, интересных заданий на семинарах. Мне понравился период подготовки к сессиям, мы вместе готовили задания, нервничали, и вся неделя была такой интенсивной, как маленькая жизнь. В-общем, весь процесс обучения был хорошим опытом для меня.
Некоторые навыки, полученние в университете, я применяю в своей текущей работе и мне легче справляться с текущими задачами. Рассматривая имидж ВШЭ в бизнесе и академии, я могу сказать, что ВШЭ – отличный университет, который многие знают и считают престижным.
Новичкам на программе я бы посоветовала не бояться экзаменационной сессии и активно участвовать в университетских мероприятиях. Если бы я снова училась в магистратуре, я бы больше посещала мероприятия и в целом была бы активнее.
Выпускникам я бы хотела посоветовать начинать искать работу, не дожидалась выпускного, потому что это не быстрый процесс, сделать хорошее резюме и не бояться больших компаний.
Томас Йеничек

Меня зовут Томас Йеничек, и я из Колумбуса, штат Огайо. Я служил в морской пехоте США. После окончания контракта я изучал международные отношения на бакалавриате, а также параллельно брал уроки программирования. Мои исследовательские интересы были неоднородными; Высшая Школа Экономики познакомила меня с областью международных отношений и дипломатии в Евразии и, в частности, России, и социальных наук на более глубоком, более сфокусированном уровне.
Учеба в ВШЭ позволила мне развить исследовательские способности и навыки критического мышления. Период стажировки позволил мне расширить свое поле деятельности и познакомиться с отраслью, с которой я раньше формально не был знаком (Software as a Service - международные бизнес-вычисления). Я не принимал участия ни в каких студенческих клубах, однако я играл на музыкальных инструментах с некоторыми студентами и местными жителями. Мы арендовали частные студии и вместе устраивали джем-сейшны. Я играю на басу и гитаре. Учеба в питерской ВШЭ позволила мне практиковать мой русский, который я изучал на бакалавриате.
Знакомство с российским обществом и культурой, а также с различными взглядами моих сверстников было бесценным опытом. Я довольно много узнал о евразийской политике в целом, но о России - более близко. Возможность услышать мнения и обсуждать взгляды с моими коллегами в ВШЭ и моими русскими друзьями, с которыми я познакомился за пределами университета, оказала на меня огромное влияние, и я очень благодарен за все те знания, что я получил. По правде говоря, исследования в области политических и социальных наук не были моим основным делом после окончания ВШЭ. Я рассматривал свое пребывание там как возможность окунуться в ту часть мира, которую я раньше не видел, путешествовать по Российской Федерации и узнать об убеждениях и взглядах людей, живущих там. Выдающаяся позиция ВШЭ привлекает иностранных студентов со всего мира и это было большим преимуществом обучения на программе, поскольку это дало нам возможность познакомиться с различными взглядами на мир.
После выпуска я некоторое время путешествовал по США и нашел работу веб-разработчика. Я получил несколько предложений о работе в сфере путешествий, маркетинга и управления. Я занялся веб-разработкой, поскольку это было моим увлечением какое-то время, и мой период стажировки поспособствовал этому интересу.
Честно говоря, когда я поступил, я оставил свое будущее открытым для возможных перспектив, которые можно было допустить. Как я уже говорил, я решил не сосредотачиваться на карьере в академических кругах, социальных науках или правительстве / дипломатии, а взял опыт, полученный мной за время учебы во ВШЭ, рефлексировал над ним и использовал его, чтобы прокладывать свой собственный путь.
Я советую студентам не отставать от заданий по чтению материалов. Взаимодействуйте с коллегами. Просите совета у научного руководителя(-ей) и заблаговременно развивайте свои исследовательские интересы, чтобы вы могли более глубоко их изучить, если решите продолжить обучение по выбранной вами программе.
Мария Левченко

Меня зовут Мария, мой родной город – Белгород. Во время бакалавриата я изучала политологию в ВШЭ в Санкт-Петербурге. Учитывая то, что бакалаврское образование я получала по профильной специальности, мои исследовательские интересы были уже сформированы. Во время обучения на магистратуре они, разве что, немного трансформировались – я всегда занималась дискурс-анализом. Учитывая то, что методом исследования, который я использовала в своей магистерской диссертации, являлся дискурс-анализ, а моя настоящая работа тесно связана с отображением политической повестки в текстах, я нахожу знания, полученные во время обучения на программе «Сравнительная политика Евразии», достаточно ценными.
Магистерская программа «Сравнительная политика Евразии» предоставила студентам много возможностей для самостоятельного выбора тем исследовательских, курсовых и других учебных работ. Лично я смогла значительно углубить свои знания в интересующих меня областях – преподаватели всегда шли навстречу и поддерживали мои исследовательские интересы. Более того, на парах предоставлялась информация, которая почти во всех случаях была полезной и на других предметах, что делало обучение интересным, цельным, а качество знания и работ – более высоким.
Я не сомневаюсь в огромном влиянии учебы в Вышке на мое личное развитие. Значительно увеличилась моя эрудированность, а умение интерпретировать результаты анализа данных пригодилось еще и в реальной жизни.
Поступая на данную программу, я достаточно серьезно рассматривала возможность продолжения своей академической карьеры. Изучая политологию в течение четырёх лет в бакалавриате ВШЭ, я знала, с чем мне предстоит столкнуться, и какие подводные камни могут быть. Во время магистратуры информация предоставлялась на значительно более углубленном уровне, я посвящала учебе, написанию работ намного больше времени. Такое погружение в предмет все-таки позволило мне осознать, что академическая карьера не для меня.
В настоящее время я являюсь муниципальным служащим. Я достаточно быстро нашла работу по специальности, осознавая при этом, где конкретно я хотела бы работать и чем заниматься.
Мой универсальный совет для всех, кто поступает в ВШЭ – не откладывайте учебу на потом, учите все сразу. В таком случае те самые страшные 4 сессии совсем не будут страшными. Не бойтесь изучать «странные» темы. Преподаватели всегда вас поддержат и помогут правильно сформулировать тему, которая будет интересна вам. Старайтесь больше читать статей и книг «по специальности» - так вы не только станете более подкованным, но и сможете скорее конкретизировать свои научные интересы.
Вышка – это то место, где приветствуется творчество и собственный взгляд на мир. Много раз во время обучения было сложно, но я ни разу не пожалела о том, что выбрала именно эту программу – я имела возможность учиться у прекрасных преподавателей, увлеченных своей профессией, общаться с людьми, которые поступили не для «корочки», а потому что они сознательно решили поступить. Я нашла близких по духу людей, с которыми поддерживаю связь спустя несколько лет. Последний совет – активно занимаясь учебой, старайтесь не забывать о реальной жизни, уверена, что вокруг вас будет много замечательных, умных и интересных людей.
Семушкина Екатерина Сергеевна

Департамент политологии и международных отношений: Старший преподаватель

Я из Тюмени. В 2016 году закончила Тюменский государственный университет по специальности политология. Это был бакалавриат.
Возможность обучения во ВШЭ в Санкт-Петербурге повлияла на мои исследовательские интересы (или даже изменила их). Я думаю, что они намного расширились, то есть узнала очень много нового то, что, к сожалению, не было в моем предыдущем университете. Кажется, больше и глубже познакомиться с методологией сравнительных исследований, теориями. Скорее это серьезнее повлияло на какие-то мои теоретико-методологические знания. Исследовательские интересы не поменялись. Они как оставались в русле исследований современной российской политики, так и остались.
Я думаю что знания, приобретённые на магистерской программе "Сравнительная политика Евразии" в ВШЭ,и правда оказались очень ценными. Как я уже сказала, я получила своеобразные знания в инструментарии исследования, и как это вообще проводится.
Думаю, что это был такой довольно хороший опыт налаживания связей, наверное, с абсолютно другими людьми. Потому что это такое мультикультурное направление. Очень много иностранцев, у меня до этого не было такого опыта общения с ними. Это очень хорошо развивает навыки, не могу сказать что эмпатии, но какого-то толерантного отношения к другим людям и людям других культур. По-другому дает взглянуть на мир. Потому что, когда видишь мир, находясь в региональном ВУЗе, в регионе – и в большом центре, в большом городе, рядом с множеством других людей – это прямо два разных мира. Поэтому, если не с какой-то научной точки зрения, а именно с личной, то да, тоже повлиял.
Иногда, честно говоря, студенты из других стран у меня вызывали такой приятный культурный шок, в том плане какие они расслабленные, нацеленные на получение знаний для своего развития. Не то, чтобы получить красную корочку, а то, чтобы приобрести что-то новое.
После окончания магистерской программы я нашла работу в Тюменском государственном университете. Я вернулась, на какой-то период, обратно домой в Тюмень и, собственно, я сейчас продолжаю здесь находиться. У меня административная должность – помощник директора-проректора в Институте социально-гуманитарных наук ТюмГУ. Плюс, в этом году, я еще по совместительству преподаю научный проектный семинар у студентов 3 курса международных отношений.
Если говорить о том, легко ли после окончания программы было устроиться на эту работу, то мне кажется, всем было нелегко. Вот так вот сошлись звезды, чисто случайно. В июне выпустилась, а в сентябре начала работать.
Мои планы в течение обучения достаточно серьезно поменялись. То есть, когда я изначально поступала, я думала, что по окончанию я постараюсь устроиться в какую-нибудь консалтинговую компанию. В процессе поняла, что это совершенно не моё, и если идти, то в исследовательское русло или просто оставаться в университете. Мне, в принципе, нравится работать в академической сфере. Собственно, поэтому и даже вернувшись домой я искала работа прицельно в университете.
Тем, кто поступил на программу я бы посоветовала пользоваться по максимуму этим шансом, стараться, по максимуму, использовать те ресурсы, которые предоставляют университет. Верить в себя и всё получится!
Стремоухов Денис Александрович

Департамент политологии и международных отношений: Старший преподаватель

Я родился и всю жизнь живу в Санкт-Петербурге.
До этого я изучал международные отношения и до последнего собирался продолжать учебу в магистратуре по этому направлению. При этом меня уже давно не устраивало то, как выглядят программы по МО в России – по сути это сборная солянка из истории, международного права и предметов, посвященных современным международным процессам в разных сферах и регионах мира. Сверху это приправлено чем-нибудь вроде дипломатического этикета и двух иностранных языков. Меня же в какой-то момент заинтересовало теоретическое осмысление международных отношений в мировой науке. Я начал читать книги, статьи и в какой-то момент понял, что мне интересна именно такая наука. В настоящий момент я идентифицирую себя как политолога и занимаюсь сравнительной политологией.
Программа «Сравнительная политика Евразии» в первую очередь привлекла меня методологической компонентой. В тот момент у меня не было достаточных знаний по методам исследований. Уже тогда я планировал продолжать учебу в аспирантуре и оставаться работать в академии. Так что, каких-то масштабных изменений в моих планах не произошло. Разве что, в начале я все еще хотел изучать международные отношения, но в процессе перепрофилировался в сравнительного политолога.
Изначально я хотел продолжать писать про международные отношения, но большинство преподавателей программы и сотрудников Департамента занимались внутренней политикой. Тогда мне пришла в голову объединить эти две истории – так я начал изучать международную активность российских губернаторов. Через эту тему я пришел к изучению политики в российских регионах. При этом изучение регионов, конечно, не являются самоцелью. Оно помогает нам отвечать на более широкие вопросы, которые занимают сравнительную политологию.
Знания, приобретенные на программе сложно переоценить, учитывая, что я поменял сферу специализации. Многие свои знания по политологии я почерпнул именно из занятий на программе, хотя очень много времени посвящал и самостоятельному изучению методов и литературы.
Вышка не только помогла мне развить профессиональные навыки, необходимые для того, чтобы проводить исследования, но и, например, очень сильно помогла мне улучшить навыки английского языка. Благодаря учёбе на программе, я начал гораздо свободнее говорить на английском и писать академические тексты. Не последнюю роль в этом сыграла международная атмосфера на программе.
В настоящий момент я продолжаю учиться в аспирантуре НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, работать на Департаменте прикладной политологии и международных отношений и в Центре сравнительных исследований власти и управления. В этом учебном году мне даже удалось принять участие в преподавании курса «Политический анализ» для студентов нашей магистерской программы.
В моем случае найти подходящую работу было довольно легко, так как я продолжил обучение в Вышке на программе аспирантуры. Конечно, нужно было подготовиться к экзамену и написать research proposal, но, в целом, путь был довольно прямой.
Мой совет будет довольно традиционный: попробуйте взять от Вышки все, что она может Вам предложить. Посещайте научные семинары, участвуйте в конференциях, поезжайте на практику в другие страны, когда откроются границы. И, мне кажется, сейчас особенно важно поддерживать чувство сообщества: ведь большинство ребят, поступивших на программу в прошлом году ни разу не видели друг друга в офлайне. Их опыт, конечно, очень сильно отличается от моего.