• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
17
Апрель

Магистратура: идти или не идти?

Студентка магистерской программы «Современный социальный анализ» и стажер-исследователь Центра молодежных исследований Наталья Чернышёва приняла участие в онлайн-митапе для тех, кто планирует поступать в магистратуру. В рамках дискуссии «Магистратура: идти или не идти» Наталья рассказала о своем опыте выбора магистерской программы и о совмещении обучения и проектной деятельности.

Магистратура: идти или не идти?

© Даниил Прокофьев

— Как мероприятия, как дискуссия «Магистратура: идти или не идти» помогают выпускникам принимать решение о поступлении в магистратуру или выбирать магистерскую программу?

— В отличие от Дней открытых дверей, на которые абитуриенты приходят уже более погруженными в вопросы поступления, с осознанием собственных амбиций и сформированным желанием продолжать обучение на новой ступени образования, такие мероприятия, как онлайн-митап, позволяют слушателям как раз проработать свое отношение к магистратуре в целом. Порог входа достаточно низкий: можно не знать о том, какая программа магистратуры тебя интересует, хочешь ли ты вообще идти в Вышку, чем отличаются предложения в разных кампусах и что ты хочешь делать в будущем — во многом это мероприятие направлено на мотивацию человека в очередной раз подумать о себе и своих планах, а не на привлечение в число студентов. Я знаю, что митап также смотрели студенты не выпускных курсов бакалавриата, родители и просто взрослые люди, давно уже получившие свое образование. Магистратура ведь не только для вчерашних бакалавров — человек любого возраста, с любым бэкграундом и в любой точке своей жизни может решить освоить эту ступень образования. А выпускник бакалавриата имеет полное право пройти мимо. Именно об этом мы говорили на митапе: не о том, как выбирать магистратуру и что делать, чтобы поступить, а скорее о смысле этого этапа жизни в целом. Думаю, зрители благодаря этому мероприятию смогли обратиться к себе, пересмотреть свои установки и добавить очков в пользу какого-либо из своих решений. Ну, и ещё это был хороший опыт для тех, кто только знакомился с Вышкой и её базовой ценностью: «Не для школы, а для жизни учимся мы».

— С чего начать выбор магистерской программы?

— Я в свое время начинала выбор магистерской программы со знакомства с разными университетами: чем ближе, тем лучше. Ездила на конференции, школы и курсы повышения квалификации, даже полгода поучилась в другом месте, чтобы понять, что это мне не подходит. Так делать, конечно, не обязательно, есть более экологичные способы повысить свою информированность: посещать дни открытых дверей, смотреть записи публичных мероприятий прошлых лет, изучать сайты программ и упоминание их преподавателей в СМИ. Если вы сейчас выбираете свою магистратуру и читаете этот текст — вы на верном пути. У нас на личных страницах преподавателей и лабораторий можно найти информацию о публикациях, проектах и грантах, с которыми стоит ознакомиться, чтобы понимать, какие вопросы исследуют в Вышке. Если же вы достаточно раскованы и хотите узнать обо всем из первых уст — пишите непосредственно студентам интересующей программы. Чем больше вы узнаете о месте, которое выбрали, тем проще вам будет к нему адаптироваться.

— Как совмещать обучение в магистратуре и проектную деятельность?

— Все обучение на магистерской программе «Современный социальный анализ» построено на вовлечении студентов в проектную деятельность. Почти на каждой дисциплине для освоения пройденного материала нам предлагают инициировать свой собственный групповой проект. Это весьма полезный способ сразу пройти и теоретическую, и практическую подготовку, а также проработать soft-skills, которые требуются для работы в команде. В темах нас не ограничивают — главное, чтобы в ее рамках можно было освоить методологию или теоретическую рамку дисциплины. Так вот, мне кажется, что именно правильный выбор темы — это залог успешного совмещения личных инициативных проектов и учебы в магистратуре. Те проекты, которые остались в моей жизни после получения оценки за дисциплину, в рамках которой они были начаты, остались в ней благодаря актуальности темы лично для меня. Поэтому мой первый совет таков: не делайте учебные проекты по принципу «что проще». Берите интересную тему, которую захотите продолжать изучать и вне дисциплины. Тогда все трудности с совмещением будут преодолены. Также большое значение имеет, конечно, команда. Тут ничего не поделаешь, не все могут и хотят продолжать работу на голой инициативе: не за кредиты, не за оценки, а просто, потому что хочется. Если остается хотя бы еще один человек, также вовлеченный в работу, как вы – это уже команда. Перед самим собой ответственности не так много, а когда есть тот, с кем объединить усилия, работа идет хорошо. Отсюда второй совет: старайтесь работать с теми людьми, с которыми вам хотелось бы работать вместе и дальше. Ну, и третий совет — собственно, мотивация. Чтобы инициативный проект шел, нужно ставить для себя какие-то цели. Например, поучаствовать в крутой конференции, попробоваться в конкурсе, написать статью. Все это будет полезно, если у вас есть желание обогатить свое портфолио. А если есть понятная цель, то и от курса отклоняться не хочется.

— Что бы ты пожелала абитуриентам магистерской программы «Современный социальный анализ»?

— «Современный социальный анализ» — это программа для тех, кто любит задавать вопросы и не хочет принимать единственное возможное объяснение происходящего. Мы живём в быстро меняющемся мире с очень неопределённым будущим, где так велик соблазн хотя бы в своих представлениях о нем добиться какой-то стабильности. Мне бы хотелось, чтобы ваше желание постоянства не ограничивало стремление к познанию, а доступные категории не заменяли понимание. Лелейте свое любопытство и не бойтесь своего несогласия.

В дискуссии также приняли участие Сергей Рощин, проректор, заведующий Лабораторией исследований рынка труда, Сергей Зверев, профессор, руководитель департамента интегрированных коммуникаций факультета коммуникаций, медиа и дизайна, Алена Стороженко, студентка 2-го курса магистерской программы «Цифровые методы в гуманитарных науках» Пермского кампуса, и Иван Груздев, директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов. Модератором дискуссии выступила Анна Подпрятова, директор по цифровым медиа и продвижению ВШЭ.

Эксперты ВШЭ обсудили перспективы магистерского образования, какими могут быть траектории развития выпускников бакалавриата и молодых специалистов. Посмотреть запись митапа можно на канале ВШЭ на YouTube.

Автор: Хотуницкая Полина