• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Фотография — это тоже исследование»

Мария Немарова — студентка второго курса программы «Современный социальный анализ». Она рассказала, как переплетается фотография и социология в её жизни, в чём заключается ответственность фотографа, и почему она не верит в фотогеничность. Мы предлагаем вдохновиться этой историей.

«Фотография — это тоже исследование»

Через фотографию я выражаю своего внутреннего социолога. В какой-то степени любая фотосессия — это исследование. Процесс съемки для меня — это особая форма коммуникации, с которой мы не встречаемся в повседневной жизни. Модель может посмотреть на себя через призму восприятия другого человека. Фотограф же ловит нужные моменты, выстраивает доверительный контакт с моделью. Навыки проведения интервью в этом очень помогают.

— Расскажи, как долго ты занимаешься фотографией?

— Чуть меньше года. За последние 8 месяцев изучила основы фотографии, начала больше практиковаться, фотографировать в студии, учиться работать со светом, и это приносит мне много удовольствия. В том числе, наверное, через фотографию я выражаю своего внутреннего социолога. В какой-то степени любая фотосессия — это исследование. Процесс съемки для меня — это особая форма коммуникации, с которой мы не встречаемся в повседневной жизни. Модель может посмотреть на себя через призму восприятия другого человека. Фотограф же ловит нужные моменты, выстраивает доверительный контакт с моделью. Навыки проведения интервью в этом очень помогают. Когда в процессе съёмки узнаёшь больше о человеке, это тоже вдохновляет. Столько людей, столько историй жизни.

— Почему ты выбрала именно фотографию?

— Для меня это был новый способ познания людей и мира вокруг. В конце прошлого года мы изучали анализ визуальных данных. Социологический подход к фотографии не менее увлекателен, чем анализ интервью или наблюдения. Я даже взгрустнула, что в бакалавриате мы почти не работали с визуалом, в основном с текстами.

Ещё с прошлого года я стала активной участницей и организаторкой дискуссионного клуба, в том числе фотографировала некоторые встречи. Этот небольшой опыт репортажной съёмки тоже подтолкнул меня к тому, чтобы больше изучать фотографию.

Мне нравятся в фотографии две вещи. Первая — возможность поймать момент, запечатлеть секунду взаимодействия двух людей, замечать красоту в деталях. Вторая вещь — это коммуникация.

— Расскажи, пожалуйста, что тебе даёт хобби?

Во-первых, хобби — это возможность отвлечься, переключиться на другую деятельность. Конечно, фотосессии — это тоже труд. Нужно подбирать пространства для удачного кадра, постоянно быть в контакте с моделью. Но эти усилия приносят так много положительных эмоций! Когда я вижу, что человеку нравятся фотографии, физическая усталость уходить на второй план. Каждая съемка уникальна, в этом тоже есть особая ценность.

Мне кажется, большому количеству людей нравится фотографироваться, либо они хотят фотографироваться, но боятся, стесняются. Поэтому любая съемка — это всегда история про доверие. Все мои знакомые, которых я фотографировала, говорили, что они не фотогеничные и плохо получаются на фото. А на самом деле эти люди настолько органичные, настолько классные, красивые и прекрасные, что на съемке мне оставалось только снять с них напряжение перед камерой, дать им чувство безопасности и мягко задавать направление съемки.

— Ты где-то обучалась фотографии или ты самоучка?

Я самоучка. Просто взяла камеру и начала фотографировать, параллельно изучая теорию. Начала с выдержки, ISO и диафрагмы, потом постепенно начала смотреть каналы фотографов в ютубе, колористов, ретушеров, спрашивала про опыт своих знакомых фотографов. Как-то мы с другом 2 часа говорили про фотографию. Он занимался ей весь бакалавриат, делился со мной лайфхаками, давал советы. Думаю, фотошкола была бы полезной с точки зрения набора базовых знаний, но пока мне нравится самой разбираться.

— Расскажи, пожалуйста, какие-нибудь интересные истории, связанные с хобби?

Недавно я фотографировала однокурсницу с её мужем. Сначала они сказали: «Мы деревянные, ничего не можем, всё у нас плохо, ты нам говори, как нам вставать». Я настроилась, что они будут долго привыкать к камере — в этом нет ничего страшного, все люди разные, просто у нас был всего час в студии, нужно было уложиться в это время. И когда мы начали съёмку, я заметила, как они естественно взаимодействуют, как они нежны друг к другу. По большей степени, мне оставалось ловить эти моменты и иногда предлагать им какие-то позы. В общем, я не верю в фотогеничность. Я просто знаю, что каждый человек уникален, и это позволяет видеть разную красоту в разных людях.

— Это очень правильные слова. Мне кажется, многие люди даже не понимают своей красоты. Поэтому стесняются и говорят, что они не фотогеничны, боятся фотографии. Им просто надо получить этот опыт.

Согласна. И от фотографа тоже очень много зависит. На фотографе ответственность за то, как он взаимодействует с людьми. Во время фотосессий я подбадриваю моделей, подмечаю и озвучиваю вслух моменты, которые мне нравятся. И когда люди видят, что к ним расположены и доброжелательны, они раскрываются, успокаиваются и становятся собой. Остаётся этот момент поймать.

Иллюстрация: Елизавета Балацюк

Интервьюер: Карина Кузина

Редактор текста: Екатерина Гладченко