• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Из логистики и международных отношений в социологию: истории студентов «Современного социального анализа»

Магистратура — это всегда шанс заняться чем-то новым, сменить привычный род деятельности. Но бывает, что довольно трудно решиться на такую перемену, когда ты не уверен, получится у тебя или нет. Мы взяли интервью у двух студентов нашей магистерской программы, которые поступили без какого-либо социологического бэкграунда, — вот что они рассказали.

Из логистики и международных отношений в социологию: истории студентов «Современного социального анализа»

Фото из личного архива Лизы

Бондарь Лиза, 22 года, первый курс магистерской программы ВШЭ СПб «Современный социальный анализ», трек «Аналитика социальных данных». Бакалавр направления «Международные отношения» в РАНХиГС.

Привет! Почему выбрала такую специальность в бакалавриате?

Изначально я хотела быть юристом или историком. Но не прошла на юриста, а, оставив документы на истфаке СПбГУ, задумалась в один из следующих дней и решила, что с историческим образованием не так много куда устроишься. Тогда как на международных отношениях и история, и языки, и больше перспектив. В общем, выбрала для себя именно такое гуманитарное образование.

Расскажи, что тебе нравилось в бакалавриате? Почему не продолжила углубляться в международный контекст?

Мне нравилось учиться, мне было интересно. В принципе, я понимаю, что знания, которые я там получила, позволяют вести просто филигранные споры на кухне. Теперь я семейный политический эксперт, моему мнению доверяют, к нему прислушиваются.

У меня красный диплом, что, наверное, свидетельствует о том, что мне очень нравилось, но почему не продолжила? Потому что я для себя прекрасно поняла то, что больше не могу читать и писать, навык анализа текстов за 4 года отточен до совершенства и это все стало жутко скучным, тогда как хотелось развития.

Вообще, международные отношения, — это все-таки очень широкая штука. А мне особенно интересны gender studies, именно на них делался постоянный фокус при написании курсовых и других работ. Я поняла, что для меня все эти международные исследования — лишь контекст в попытках углубиться в gender studies. Наконец, пришло осознание того, что нужно менять направление так, чтобы гендерные исследования стали именно профилем.

Плюс, к четвертому курсу уже сложилось четкое понимание, что мне интересна научная карьера, то есть так или иначе я хочу уходить в науку, заниматься этим профессионально. Исходя из этого, сформировались критерии выбора магистратуры.

Я хотела получить новые знания, особенно прикладные, и в то же время искала магистратуру, которая удовлетворила бы мою сферу интересов. В этом смысле социология была оптимальным вариантом.

И если бакалавриат я выбрала во многом рандомно, то в магистратуру шла осознанно, тщательно выбирая.

Почему ты выбрала именно Вышку и Современный социальный анализ?

Вышка — это Вышка, сильный бренд. Место где классно и круто учиться. Когда выступала на конференциях, а я часто это делала, встречала вышкинских студентов. Было видно, что там учат очень хорошо. То есть у них всегда были очень сильные работы с хорошими методами, и мне все время хотелось также, но таких знаний у себя на факультете я получить не могла, потому что методы у нас не шли как отдельная дисциплина.

Из Петербургских ВУЗов рассматривала ВШЭ и Европейский университет, который рекомендовал научный руководитель, но не прошла туда. Однако, сравнивая сейчас мой опыт в Вышке и то, что говорят мои коллеги, знакомые, друзья, кто прошел в ЕУ, я понимаю, что выбрала бы Вышку — тут больше методов, больше практики. Хотя есть некоторые сложности с программой, но в целом я была готова и сейчас справляюсь.

Сложно ли учиться без социологического бэкграунда?

Как сказать? Смотря с какой точки зрения. С теоретической точки зрения не то чтобы сложно, нас никто этой теорией и не мучает. Я считаю это плюсом, потому что все необходимые мне знания теоретические я добираю сама в ходе работы над курсовой, другими заданиями, и этого достаточно.

Есть у меня конкретная тема курсовой работы, за год я разобралась в 4 социологических теориях, которые мне были нужны. Мне пришлось прочитать книжки, мне пришлось прочитать много статей. То есть я, осознавая свое положение, осознавая свою ситуацию, осознавая то, что мне нужны конкретные теории, я беру и знакомлюсь с ними. Плюс, преподаватели охотно помогают с этим, так что тебе остается сесть и прочитать.

В плане практической составляющей, методологической составляющей, да, тяжело. Статистика, R, Python действительно сложно, когда у тебя предыдущее образование гуманитарное. У меня просто мозг кипел — он четыре года не видел цифры. То есть он забыл, что такое цифры и как они выглядят. И да, было очень сложно. Но это, опять же, момент, который надо пережить, перетерпеть. А дальше ты вкатываешься. То есть сложно, но возможно, и, опять же, зависит от твоего желания и стремления.

Появились ли у тебя интересы в социологии? Можешь ли ты о них рассказать, о том, как ты пришла к ним?

Еще раньше я занималась gender studies, а это, по сути, раздел социологии. Но gender studies бывает разное. В начале учебного года думала, что конкретно изучать, как вдруг произошло для моего мозга откровение: можно совместить свой интерес с научной деятельностью. Отдельное спасибо парню со второго курса на НИСе, когда он рассказал, что изучает игры. В голове щелкнуло, и моими интересами стали gender studies в среде game studies, изучение восприятия гендеров в игровой среде.

Прямо сейчас я работаю над восприятием токсичного поведения в игре Dota 2 в зависимости от пола. Дальше очень интересно будет коснуться темы сексуализации персонажей. Возможно, сделать какое-то качественное исследование по этим темам, пообщаться с людьми.

Что бы ты могла выделить в нашей программе, в людях здесь, в преподавателях? Что тебе запомнилось за то время, пока ты здесь учишься?

Если начать с преподавателей, то это очень классное ощущение, когда на тебя смотрят как на равного. Здесь возрастная граница преподавателей ниже, чем на моем баке. Но, несмотря на все их регалии, статусы, степени они очень хорошо с тобой общаются. Особенно когда видят человека увлеченного, то всегда готовы помогать, делиться. Наверное, в магистратуре подразумевается, что ты более осознан и к тебе уже другое отношение, ведь ты можешь быть потенциально их коллегой через несколько лет.

Можешь, пожалуйста, рассказать о своих дальнейших планах, не захотелось ли вдруг тебе вернуться обратно в политологию или ты будешь продолжать свой социологический путь?

Я не могу сказать, что я прям бегу от политологии, но, скажем так, я точно не пойду на какую-то политологическую специальность и точно не пойду на международные отношения, потому что я окончательно убедилась в том, что это не мое, если только как хобби. По-началу обучения здесь меня прямо воротило от любых политологических тем, настолько я ими “передознулась” в бакалавриате. Я сейчас прекрасно понимаю то, что после магистратуры я продолжу учиться дальше. Надеюсь, Phd в другой стране или аспирантура здесь, но обучение в любом случае продолжу. Возможно, когда-то можно и в индустрию, но сейчас хочется позаниматься наукой.

Что бы ты могла посоветовать абитуриентам, которые поступают с непрофильным образованием?

Точно могу сказать, что, если вам хочется, то поступайте. Ничего страшного тут нет, всему можно научиться 100%. Но придется прикладывать усилия, особенно если образование все-таки никак не связано с теми методами, что проходят на количественном треке.

Стресс в начале так или иначе будет, потому что когда мы учимся чему-то новому, мы можем попасть в ситуацию паники, но главное, чтобы эту панику можно было потушить своим интересом и своим желанием обучаться, стремиться к чему-то. Иметь цели и достигать их.

Фото из личного архива Глеба

Глеб Толстых, 24 года, второй курс магистерской программы ВШЭ СПб «Современный социальный анализ», трек «Социальный анализ молодежи». Стажер-исследователь Центра молодежных исследований. Бакалавр направления «Логистика» ПГУПС.

Расскажи про свое бакалаврское образование.

После школы я поступил в Петербургский государственный университет путей сообщения на бакалаврскую программу «логистика». Этот ВУЗ специализируется в основном на железнодорожных перевозках, но нас учили и другим: речным, автомобильным, танкерным и воздушным.

Параллельно, учась в этом транспортном ВУЗе, я интересовался актуальными исследованиями в области политологии и социологии. Следил за общественной обстановкой в России, мониторил сайты ВЦИОМа, исследования по разным актуальным вопросам, социальным проблемам, которые есть в нашем обществе.

Как ты принял решение поступить на социологию?

Где-то после второго курса, когда закончились общие предметы и начались профильные, я начал понимать, что, хотя логистика в целом сейчас перспективна, я все-таки тяготею к общественным наукам: демографии, социологии и политологии. Мне нравилось учиться и я хотел продолжить, но найти что-то, что будет мне больше по душе. И как раз-таки магистратура Вышки, по-моему, идеально вписывалась в мою биографическую и учебную траектории.

Честно, тогда я считал не совсем серьезным то, чем я занимаюсь в бакалавриате, поскольку есть такие важные социальные проблемы, как, например, неравенство, и мне хотелось знать о них больше. Я посмотрел программы, которые удовлетворяли моим требованиям, и выбрал социологию. И я нисколько не пожалел, что поступил, поскольку уже на первом курсе получил хорошую теоретическую базу. Это было хорошим стартом, так что мои пробелы в общественных науках оперативно были ликвидированы.

Я рассматривал еще СПбГУ, но «душа легла» в Вышку, потому что здесь более молодежная среда, и у меня было достаточно много знакомых из Вышки, которые рекламировали мне ВУЗ. И бесспорно, конечно, Вышка является авторитетом и стоит особняком на фоне других ВУЗов, даже тех, которые занимаются именно профильным общественно-гуманитарным знанием.

Расскажи про первый свой год. Сложно ли было тебе учиться без социологического бэкграунда?

Когда начались предметы типа качественных и количественных методов социологии, сначала было все очень непривычно и я испытывал небольшой стресс. Ничего настолько прикладного у меня не было на бакалавриате, например, анализа больших данных. Хотя были, конечно, дисциплины по маркетингу и анализу баз данных и в Excel, но это не R и не Python, которые преподавались на МагоЛего и на количественных методах. Да, было достаточно непросто, особенно первые полгода. Но потом я влился, и ребята, которые учились в Вышке на бакалавриате, очень помогали. Так что уже где-то после первого января началась спокойная учеба, более размеренная, да и я себя стал чувствовать гораздо увереннее.

Появились ли у тебя за это время какие-то конкретные интересы в социологии?

Изначально, когда я шел, я уже осознавал, что мне будет интересно — это социология пространства, социология города — даже в заявке, которую я подавал, фигурировали урбанистические и экологические темы, потому что я тогда волонтерил в НКО, занимающейся раздельном сбором отходов. Но потом меня “качнуло” в сторону социологии активизма, добровольчества, волонтерства. Тогда как раз были выборы, я был первый раз наблюдателем в сентябре 21-го года и решил, что хочу сменить фокус, понял, что существует мало исследований независимых наблюдателей на выборах. Я начал развивать тему уже в курсовой работе и продолжаю в ВКР. Я изучаю институт независимого наблюдения в России, и связанные с выборами социальные проблемы — фальсификации на выборах, протесты, снижение доверия к органам власти.

Что тебе особенно запомнилось за два года обучения?

Для себя я отметил, в первую очередь, очень мощную среду университета, которой, наверное, нет аналогов в Санкт-Петербурге. Преподаватели, сотрудники Вышки и студенты образуют сеть взаимопомощи, координации, и складывается такое впечатление, что ты вообще находишься даже не в России. Извините за пафос, но для меня это было большим шоком после моего консервативного ВУЗа. Вышка очень прогрессивный ВУЗ, наверное, потому что молодой, всего 30 лет недавно исполнилось, и среда здесь еще не успела законсервироваться. Здесь постоянно что-то происходит, какие-то мероприятия, движ. Понятно, что в магистратуре ты уже не можешь себе позволить в силу каких-то обстоятельств активно участвовать во внеучебке, но, тем не менее, такие возможности есть даже в магистратуре, и это я отмечаю, как первое, что бросается в глаза по сравнению с другими высшими учебными заведениями.

Второе, это что учиться здесь непросто. Не могу сказать, что мы как медики учимся, нет, но вот в контексте того, что предлагают аналогичные программы в других ВУЗах, здесь учиться непросто, здесь нужно учиться, особенно поначалу. Но если ты нормально подходишь к учебе, умеешь расставлять приоритеты, тогда все будет в порядке.

Еще Вышка — это НИУ, и здесь реально проводятся исследования, которые известны и в России, и за рубежом. Здесь проводятся реальные прикладные исследования, которые использует государство, НКО и коммерция. Когда читаешь какую-то статью и написано, что исследование проведено в ВШЭ — это своего рода бренд, который позволяет быть уверенным, что написанному можно доверять.

Четвертое, что здесь цепляет — это отношение к студентам как к равноправным, уважаемым людям. Здесь нет никакого давления со стороны преподавателей, и какое-то предвзятое отношение даже сложно представить.

Последнее, но не по важности — это классный дизайн всех корпусов, здесь приятно находиться, и хочется ехать в ВУЗ, купить себе кофейку в Слое, выпить и пойти дальше учиться.

Расскажи, какие у тебя дальнейшие планы?

Я посчитал, что для меня мало двух лет образования в этой области, поэтому я уже в первую волну поступил в аспирантуру в Питерскую ВШЭ, хотя еще учусь в магистратуре. И это тоже классная возможность поступить заранее с меньшей конкуренцией. Я думаю немного изменить свой фокус после сдачи ВКР и углубиться в региональную идентичность российской молодежи, поскольку считаю, что сейчас это весьма актуальная тема.

Что бы ты мог посоветовать абитуриентам, которые, как и ты, думают поступать с непрофильным образованием?

В первую очередь, нужно понять, нужно ли это тебе или нет, как в любом другом деле. Магистратура может быть дополнительным плюсом тебе как специалисту. Вообще, я считаю большой удачей, что у нас еще есть Болонская система, когда ты можешь либо полностью сменить фокус твоего начального образования на другой, либо дополнить свое образование.

А если ты хочешь учиться дальше и уйти в науку, то тем более надо поступать в Вышку, поскольку здесь среда сама располагает, и уже на первом курсе можно писать статьи или накапливать базу для них, чтобы писать в дальнейшем. И наверное, имеет смысл уже сейчас, если ты учишься в бакалавриате и думаешь о том, чтобы поступать, собирать портфолио, писать статьи. У меня было две, не очень хорошие, но, тем не менее, это тоже послужило аргументом в конкурсе. Можно посмотреть какие есть еще варианты поступления, написать олимпиаду и пройти по ней, или воспользоваться ранним приглашением, чтобы быть уверенным, что ты поступишь и не испытывать дополнительного стресса в летний период.

 

Приемная кампания начинается 19 июня. Личный кабинет будет доступен после начала приема на главной странице приемной кампании. Задать вопрос по технической стороне поступления вы всегда можете приемной комиссии ВШЭ СПб по телефону +7 (812) 644-62-12 или по электронной почте abitur-spb@hse.ru

Больше информации, гайды, ответы на вопросы вы найдете в Телеграм и группе Вк.

Удачного поступления!