Чжан Юйсинь об учёбе в магистратуре и исследовании «художественного царства подделок»
Чжан Юйсинь учится в магистратуре ВШЭ по программе «Современный социальный анализ» на треке «Аналитика социальных данных». Она рассказала о своём поступлении в ВШЭ и исследовании деревни художников Дафень, всемирно известной по созданию копий мастеров живописи.
— Юйсинь, привет. Расскажи, пожалуйста, о себе.
— Я из Китая из города Сианя, это на севере. Я училась на политологии на бакалавриате и после окончания университета решила переехать в Россию, чтобы изучать русский язык. Потому что у меня был языковой университет, но, к сожалению, я там не учила язык, а просто политологию. Я решила, что мне тоже надо учить новый язык и я выбрала русский. И потом я переехала в Новосибирск, училась в НГУ. Это было в две тысячи девятнадцатом году. И в прошлом году весной я переехала в Санкт-Петербург, чтобы сдать экзамен по русскому языку, чтобы поступить в магистратуру и всё это время я тогда слушала лекции из ВШЭ, узнала этот университет и решила попробовать. Потом написала мотивационное письмо, приложила свои оценки, диплом и ещё сертификат по языкам. Прошла вступительное интервью, и вот так поступила сюда.
— Здорово, у меня родной мой дом совсем близко к НГУ в Академгородке.
— Академгородок, да! Обожаю. Прекрасное место, природа, атмосфера академическая. Очень красиво было, скучаю.
— А как тебе Питер?
— Ну, я там на самом деле недолго была, примерно месяц и всё это время готовилась к экзамену. Я даже не была в Эрмитаже! И в самых популярных местах для туристов. Ну, как сказать, у меня не было очень сильного впечатления от Питера по сравнению с Новосибирском. И там ветер очень сильный, холод. Мне кажется, там холоднее, чем даже в Новосибирске, хотя в Новосибирске температура ещё ниже. Просто в каждом городе есть свои особенности, я не нашла ещё в Питере. Надо было подольше там пожить. Я всё думаю приехать, да пока никак.
— Кстати, как сейчас с карантином в Китае?
— Уехать за границу очень сложно. А просто, если внутри страны, всё нормально. Есть рейсы в Россию, но мне не делают визу. И ещё нужно сделать приглашение, чтобы приехать.
— Будем ждать! Скажи, почему социология?
— Потому что я учила политологию на бакалавриате, у меня тогда было не много возможностей читать литературу по социологии. Ещё у нас были лекции по политической социологии. И мне было очень интересно послушать, узнать мнения разных авторов. Потом, после окончания университета я немножко устала от политологии на самом деле. И социология больше меня интересует, и я решила учиться дальше, а не просто читать литературу.
— У нас на программе есть количественный и качественный трек. На каком учишься ты?
— Количественном. Потому что, во-первых, количественный трек для меня вообще открытие. На бакалавриате я работала журналистом. И у меня были интервью, был опыт наблюдения людей. А количественный, там статистика, программирование, математика, вот это всё. Я уже очень, очень много лет вообще не занималась этим, и я решила, во-первых, для меня это будет испытанием. Во-вторых, это способ открыть для себя новые возможности. Потому что сейчас программирование, статистика в современном обществе очень важна и полезна, а ещё у меня есть другая причина, почему я не выбрала качественные методы. Потому что у меня русский язык не отличный. А если я бы выбрала качественный трек, тогда меня бы ждало очень много интервью на русском языке, ещё очень, очень много литературы, тоже на русском языке. И я подумала тогда, мне будет тяжело, может быть, я не буду успевать за остальными студентами. Я сейчас участвую в количественных проектах и ещё пытаюсь участвовать в качественных, чтобы научиться.
— Я знаю, что ты делаешь сейчас в Китае качественное исследование. Можешь рассказать подробнее? Откуда взялась идея, что ты изучаешь и что уже удалось узнать?
— Во-первых, у нас было задание - взять интервью в труднодоступном поле. Я так-то, думаю, это качественное задание. Я тогда была в городе Шэньчжэне и это как китайский США, потому что люди приезжают туда из разных деревень и городов. Они приезжают, чтобы найти себе там работу, возможности для развития. Я думаю, это отличное место, чтобы сделать исследование по социологии, это такая художественная деревня, которая уже очень много лет популярна. Как я узнала, более шестидесяти процентов копий картин во всем мире сделаны в этой деревне. Это труднодоступное поле, потому что они очень закрытые люди. Раньше было очень много журналистов, они приезжали, чтобы показать это место и показать этих людей. И это немножко мешало обычной жизни жителей, и они сейчас не очень хотят разговаривать. И еще я просто студент, ещё и учусь за рубежом. Когда я сказала, что я из университета из России, они спросили: «А зачем ты тут? Что ты хочешь от нас, ты что, шпион?»
Деревня Дафень — это деревня, находящаяся в районе Лунган города Шэньчжэнь. Она занимает площадь 0,4 квадратных километра и насчитывает более 300 жителей из числа коренного населения. В 1989 году гонконгский художник Хуан Цзян приехал в Дафень и арендовал частный дом, чтобы набирать студентов и художников для создания, копирования, сбора и перепродажи масляных картин, тем самым привнеся особую индустрию масляной живописи в деревню Дафень. По мере того, как все больше и больше художников приезжали в деревню Дафень, «Масляная живопись Дафень» стала широко известным культурным брендом в стране и за рубежом. Начиная с 1998 года, районные и городские власти начали преобразовывать деревню масляной живописи Дафень в уникальный бренд культурной индустрии. В настоящее время в Деревне масляной живописи Дафень 1100 магазинов различных типов, в основном, масляных красок, а в деревне Дафень проживает более 8000 рабочих и художников. Dafen Oil Painting Village специализируется на обработке оригинальных масляных картин и копий произведений искусства и сопровождается работой вспомогательных отраслей, таких как китайская живопись, каллиграфия, ремесла, скульптуры, рамы и пигменты. Деревня Дафень - центр промышленности масляной живописи, который влияет на провинции Фуцзянь, Гуандун, Хунань, Цзянси, Гонконге и Макао. Картины Дафень продаются в основном в Европе, Америке и Африке, а также по всему миру. Поскольку Шэньчжэнь является горячей точкой для политики реформ и открытости КНР, новаторские возможности Шэньчжэня привлекают молодых людей со всей страны, в том числе рабочих-мигрантов, которые зарабатывают на жизнь живописью. Они собрались в деревне Дафень, чтобы копировать самые популярные всемирно известные картины. Со временем они построили «художественное царство подделок», также вырастило большое количество «китайских Ван Гогов».
— Я думаю, такое только в Китае есть, потому что Китай является мировой фабрикой, а вот это место как будто мировая художественная фабрика. Эти люди – у них нет образования, у них очень, очень низкий уровень жизни и они начинают учиться рисовать с детства в деревне, потом продолжают просто копировать разные популярные картины, например, Ван Гога. И получают с этих копий маленькие деньги. Я поэтому решила взять у них интервью.
— Ты сказала, что они не очень были рады тебя видеть?
— Нет, меня они видеть были рады, но, когда я захотела взять интервью, они почти все отказали. Потому что я никто (Смеется). Я думаю, если проводить с ними больше времени, просто общаться, может, купить немножко картин, они согласятся поговорить. А ещё я была у них до нового года, а в канун нового года у них было мало времени, чтобы со мной говорить. За день они зарабатывают примерно сто юаней, около тысячи рублей. Они могут нарисовать одну картину за день и потом продать. Но купят или не купят, они не знают. Они обычно принимают заказы, а ещё рисуют картины, чтобы выставить в магазине.
У меня получилось взять интервью у одного художника. Этот дядя, он такой добрый, решил помочь мне. Он в деревне рисует уже больше двадцати лет и как он сказал, за это время почти ничего не изменилось. Сам он не из деревни, он из другого города, и он приехал сюда, потому что здесь больше возможностей получить заказ на картину. Обычно заказывают иностранцы. Они просто приезжают в деревню, выбирают магазин, художника, и потом заказывают работу.
Этот художник, он рисует каждый день и ему повезло, что он нашёл себе семью во время работы. Но, как он мне сказал, что там живёт очень много художников, у которых нет семьи, нет детей, нет ничего - у них нет на это времени. Потому что каждый день они сидят в маленькой комнате, рисуют. У них нет навыков общения с людьми. И девушки не любят таких. Таких очень закрытых и очень бедных.
— К ним может прийти кто-то учиться из другого города?
— Они принимают учеников и из других мест тоже, но сначала тебе надо заплатить, чтобы там учиться. И потом уже работать с ними вместе. И своих детей они обучают тоже, потому что это единственное, чему они могут научить своих детей, чтобы они потом могли себя прокормить. И ещё у них вообще очень мало креативных работ, потому что, если делать креатив, нужно очень много времени, а в это время у тебя не будет заказов. Если есть заказы, ты всё время рисуешь каждый день по двенадцать часов.
— Среди них есть девушки художницы?
— Я видела и девушек, но меньше. Это всё-таки тяжелый физический труд. Есть семьи, там и муж рисует и жена, они вместе работают, чтобы зарабатывать больше.
— Ты планируешь продолжать исследование?
— Я бы хотела, но сейчас я не в этом городе, я вернулась в свой родной город, чтобы провести новый год с семьей. А потом бы вернулась, там ещё очень много всего, что я бы хотела узнать.
— Чем ты занимаешься сейчас в магистратуре?
— Мне интересна тема неравенства в обществе и образования. Сейчас я пишу курсовую работу под руководством Александрова Даниила Александровича на тему буллинга в школах, как взрослые влияют на школьников.
— Тебе не сложно учиться?
— Ох, я сначала даже плакала после занятий по математике, эконометрике, ничего не понимала. Но сейчас полегче. Онлайн обучение — это тоже сложно, даже некого спросить. Но есть плюс, меня это заставляет учиться самостоятельно, искать материалы в интернете, раньше я нечасто это делала.
— Какие планы у тебя после завершения магистратуры?
— Я очень долго думала над этим, но пока ещё не могу решить. У меня большое желание продолжать учебу в академической сфере, в аспирантуре, потому что, по-моему, магистратура — это ступень к аспирантуре, а не просто способ найти работу.