• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Современный социальный анализ»

Даниил Александров: почему проекты важны для студенческого развития

2019/2020 учебном году сотрудники Научно-учебной лаборатории «Социология образования и науки», а также коллеги, ассоциированные с лабораторией, инициировали и реализовали 13 проектов, в которых приняло участие 133 студента. Вовлекать студентов в научную работу — один из значимых интересов для СЛОНа. Заведующий лабораторией Даниил Александрович Александров, рассказывает о своем опыте и приводит примеры научных исследований, которые подтверждают важность проектной работы для студентов.

Из архива Научно-учебной лаборатории «Социология образования и науки»

Из архива Научно-учебной лаборатории «Социология образования и науки»

«Вовлекать студентов в проектную деятельность — это важная работа. Наша лаборатория занималась этим с самого начала, можно сказать, еще до своего появления на свет, во время самых первых экспедиций. Есть простая, личная причина, почему мне важны проекты и экспедиции. Мне нравится работать со студентами и преподавать на младших курсах, ездить в экспедиции с теми, кто не ездил прежде, смотреть, как они осваиваются в новом окружении, как это на них сказывается и как это их радует. Меня это радует вместе с ними, я заряжаюсь энергией и новым интересом к своей науке. Но помимо моего субъективного ощущения и желания есть более объективная, научно обоснованная причина.

Компания Gallup проводила исследования выпускников американских колледжей. Известный опрос Gallup alumni survey выявил, что успешность на работе в более долгой перспективе зависела не от оценок или наличия красного диплома. Важнее всего оказались следующие шесть моментов в студенческой жизни. «Большая шестерка», как это называют авторы исследования:
1. в колледже был профессор, который вдохновил их учиться
2. в колледже были профессора, которые заботились о них как о личности
3. был наставник, который побуждал их добиваться своих целей и мечтаний
4. студент/ка работала над долгосрочным проектом сроком больше семестра
5. имели работу или стажировку, где применяли полученные знания
6. были очень вовлечены во внеклассные мероприятия

Эта шестерка складывается в два параметра: поддержка преподавателей — это первые три вопроса, и положительный опыт взрослой жизни — оставшиеся три.

Долговременные задачи

Студентам полезно понимать, что работа, на которой они потом будут трудиться, создавая реальные вещи, а не просто сдавая экзамены — эта работа никогда не организована таким же образом, как учеба в университете. В университете студенты проходят несколько курсов и осваивают по нескольку дисциплин параллельно, ни во что из этого сильно не вкладываясь. Многие держатся на принципе выучил — сдал — забыл. Работа устроена совершенно иначе — на ней будет одна задача, один проект, причем, чтобы достичь успеха, этой задачей надо будет заниматься неотступно довольно продолжительное время — точно больше, чем один семестр. Никакой опыт отличника, который умеет вызубрить предмет к экзамену, не помогает человеку подготовиться к такой «взрослой жизни».

Помогает именно проектная деятельность — то, что он/она работает год или два в каком-то проекте с другими людьми, устанавливает сотрудничество, берет на себя ответственность, распределяет задачи на остальных коллег, не ссорясь с ними. Это и есть главная подготовка к будущей работе. Понятно, что помимо прочего надо иметь знания и навыки, как именно делать работу — скиллы, как говорят студенты. Если кто-то хочет стать аналитиком, то надо знать анализ данных, и знать его хорошо. Но если предположить, что человек уже имеет skills и понимает, как выполнять порученное задание, то важнейшим залогом успеха становится умение делать работу долгосрочно и не в одиночку, а вместе с другими людьми.

Мы в СЛОНе стараемся, чтобы проекты были длительными — не менее года, а темы некоторых проектов продолжаются и дольше.

Даниил Александров: почему проекты важны для студенческого развития, изображение №1


Профессор-наставник
И вторая важная вещь здесь. Самое полезное из опыта университета — профессор, который вас знает и вдохновляет, наставник, который вам поможет. Но давайте на чистоту: где и как студент может найти преподавателя, с которым получится познакомиться настолько, чтобы выстроить доверительные отношения? Чтобы преподаватель думал об этом студенте не только, когда тот пишет ей/ему письма или нажимает на красную кнопку, но мог написать рекомендацию или еще в чем-то помочь. Ясно, что, если студент и преподаватель встречаются только в аудитории и прощаются сразу после семинара — студент остается просто одним из 30 остальных человек. Контакт не налаживается. Но если студент и преподаватель вовлечены в общую активность и имеют ощущение общего пространства и времени, то все уже иначе... Экспедиции, в этом смысле, отличная среда для формирования доверительных отношений. Все вместе работают с утра до вечера, старшие коллеги наравне с младшими, студенты с преподавателями, плечом к плечу, в одном поле, с похожими задачами. Это неизбежно приводит к хорошим отношениям. Проектная работа действует так же, только, может быть, в менее интенсивном режиме, зато в более долгосрочной перспективе.

Для более устойчивого доверия необходимо увидеть наставника в действии. В Стэнфорде, одном из лучших университетов мира, придумали следующую практику: за каждым преподавателем закрепили по несколько студентов, чтобы те периодически приходили к профессорам и разговаривали о важных вещах. Решение хорошее, но недостаточное, потому что разговоры никогда не будут иметь такой же эффект, как общее дело. Например, когда студенты ездят в экспедиции, они видят, как я работаю, что я делаю и почему, они понимают, какой вопрос могут или хотят задать. И они будут доверять не моему профессорскому статусу, а мне лично. Потому что видели, как я проявляю себя в действии, и могли убедиться, что мне можно доверять. Что я, скажем, достоин того, чтобы мне доверять. И обратное тоже верно — я вижу студентов в действии, знаю их гораздо лучше. Поэтому именно общее дело особенно ценно.










Социальный капитал и слабые связи

Роль проектов и история про наставников еще может быть понятна через с концепцию социального капитала и сильных/слабых связей. Сильные связи часто образуются между людьми, похожими друг на друга. Соответственно, такие люди дадут вам скорее тот совет, который можно было бы дать себе самому. Слабые же связи могут открыть новую перспективу, зарядить новой эмоцией и раскрыть совершенно новую мотивацию. Так что даже если у человека есть старший товарищ, но это родственник или близкий друг, или человек из приблизительно того же окружения, это может иметь меньше эффекта на успешную работу в будущем, чем старший товарищ, найденный в проекте. В проектах студенты разных курсов работают вместе, и на проектах ребята могут узнать — и от старших, и от коллег-студентов — что-то кардинально новое для себя, и это уже очень полезно.

12th Annual INAS (International Network of Analytical Sociologists) Conference 2019

Проекты очень важны для студенческого развития — важнее много прочего в университете. Они для того и существуют, чтобы студенты попробовали себя в деле, применили навыки на практики, нашли единомышленников и наставников в лице старших коллег. Выбирайте интересные проекты, участвуйте в разных проектах, пробуйте себя и налаживайте отношения с разными людьми.