• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Алексей Горгадзе, выпускник магистерской программы «Современный социальный анализ» 2016, о работе по специальности, вузе и магистратуре

Алексей, насколько оправдались Ваши ожидания от обучения в ВШЭ?

Сложно ответить на такой вопрос. Если бы мне предложили оценить мои ожидания по шкале Ликерта, где 1 - совсем не оправдались, а 10 - полностью оправдались, я бы, наверное, выбрал - 8. Учиться в Вышке было очень здорово, но всегда есть куда расти. Я вообще не очень люблю давать какую-то общую оценку. Объективнее было бы выделить наиболее значимые моменты. Например, на мой взгляд самое лучшее в Вышке - преподаватели. Это настоящие профессионалы, которым не все равно усвоят ли студенты учебный материал. Каждый учебный курс организован так, чтобы заинтересовать студентов и вовлечь их в процесс обучения. Мне нравится, что в Вышке практикуется привлечение к участию в проектных работах; причем темы практически всегда формулируются студентами - нет навязывания со стороны преподавателя, но, если понадобится, можно всегда проконсультироваться. Тут каждый может реализоваться в той области социологии, которая ему близка.

Можете ли сравнить свое образование с тем, что дают другие вузы Вашим сверстникам?

Безусловно могу. Ведь мои друзья со школы поступили в самые разные вузы. Когда я рассказывал им обо всех моих делах в Вышке, они не сразу мне верили. Я начал свою научную деятельность еще на первом курсе бакалавриата и вместе с моими коллегами из Лаборатории НУЛ СОН выступал сначала на студенческих конференциях, потом на более серьезных (например, апрельская конференция ВШЭ), и в итоге мы представляли результаты своих работ на международных конференциях в Гамбурге, Турине, Хельсинки и пр. Не в каждом вузе дается такая возможность, особенно для undergraduate student.

На каком курсе начали работать? Почему?

Я начал работать в конце первого курса бакалавриата. Собственно, мой научный руководитель предложил принять участие в проектах своей Лаборатории, и я согласился. В течение всего периода моего обучения я работал в НУЛ СОН и развивал свое направление по виртуальной этносоциологии. Я очень много уделял внимания фундаментальной науке, и в какой-то момент меня потянуло на прикладную сторону. В магистратуре вместе с моим коллегой и другом - Александром Лукояновым - решили заняться прикладной аналитикой и открыли проект «Сетевые Исследования», который перерос в исследовательскую компанию. У нас есть свой сайт и странички в соц.сетях, где мы публикуем новости и интересные исследования. За время существования Сетевых Исследований мы расширили свой штат и реализовали ряд крупных проектов по заказу известных компаний (например: Балтика, Роснано, Ингосстрах и др.).

Вы сейчас работаете по специальности? Как обучение на программе помогло получить эту работу?

В данный момент моя научная карьера живет своей независимой жизнью. Я делаю проекты, которые мне интересны, демонстрирую результаты на конференциях и даже публикую научные статьи. Что касается карьеры аналитика, то я занимаюсь организационными исследованиями с использованием методов сетевого и семантического анализа. К примеру, мы проводим социометрию в организациях с целью выделения лидеров мнений, структурных дыр и каналов распределения информации. Или, например, проводим текстовый анализ патентов для выявления ключевых технологий в отрасли. И в случае с научной работой, и с прикладными исследованиями, я применяю те навыки, которые я получил в Вышке. Очень полезными оказались навыки планирования и реализации исследовательских проектов: написание программы исследования, организация поля, формирование выборки, проведение глубинных интервью и т.д. Вышка также дает большой объем аналитических скилов, знание разных методов статистики, языков программирования (например, сейчас можно научиться R и Python). Вкупе все это готовит специалиста, который способен пропускать через себя большие объемы информации и выдавать качественный исследовательский продукт.

Многих студентов интересует вопрос: какие требования к соискателю предъявляются, когда он устраивается на работу в первый раз, второй и т.д.?

Я не могу говорить за других работодателей. В нашем случае есть несколько критериев. На первом этапе мы всегда смотрим на умение соискателей излагать свои мысли. Мы просим кандидата подтвердить готовыми работами (эссе, отчетами, статьями и пр.) его аналитические способности. Кроме того, для отдельных проектов, где требуются профессиональные навыки в области сбора и анализа больших объемов данных, мы смотрим на знание языков программирования (Python или R) и владение необходимым софтом (SPSS, Gephi, Factivia и др.). Когда мы допускаем соискателя к испытательному сроку (в рамках какого-нибудь отдельного проекта), мы смотрим на его заинтересованность и ответственное отношение к работе. Мы сталкивались с такими случаями, когда испытуемый небрежно относился к дедлайнам и сдавал некачественную аналитику. В таких случаях мы сначала проводим беседу и указываем на возникающие проблемы, чтобы была возможность исправить или доработать текст. Самое главное - чтобы человеку было интересно заниматься своим делом.

Так ли нужна магистратура для карьеры социолога?

Как я уже говорил, социологи для меня больше ассоциируются с научной деятельностью. Для того, чтобы добиться успеха в социологии, безусловно, необходимо много учиться, развиваться, быть в курсе современных тенденций, как и в любой другой научной области. В принципе, любой ученый в той или иной степени учится всю свою жизнь. Магистратура - это возможность открыть для себя что-то новое. И не стоит забывать, что без диплома магистра не получится поступить в аспирантуру или на PhD программы.

Можете ли посоветовать что-то "начинающим социологам"?

Пробуйте себя в разных сферах. Пока вы учитесь у вас есть много времени чтобы заняться самыми разнообразными темами. В этом плане Вышка дает большие возможности. В итоге Вы придете к тому, что Вам ближе всего. Если тема будет действительно интересна исследователю, все будет получаться.

Интервью подготовлено Антоном Калининым