• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Надежда Васильева о городских исследованиях, перспективах и пользе работы в лаборатории

Магистры и выпускники о хобби, интересах, работе в лабораториях Питерской вышки и планах на будущее


Надежда Васильева, стажер-исследователь в  ЦМИ (Центре молодежных исследований с лета 2015 года.  В 2014-2016гг. училась в магистратуре НИУ ВШЭ по направлению «Современный социальный анализ»

 

Как ты попала в ЦМИ?

Я оказалась в ЦМИ случайно. Коллеги проводили набор среди магистрантов, они объявили, что в лаборатории есть вакантные места, если хотите – приходите. В тот момент я ходила на качественный НИС (научно-исследовательский семинар). Я поняла, что статистика для меня это что-то далекое и не мое. В то же время очень хотела заниматься социологией, поэтому откликнулась на зов. Тогда я не очень представляла свое будущее в центре, но захотела попробовать.

 

Расскажи о самых интересных для тебя проектах, в которых ты участвовала в ЦМИ?

Самый мой любимый проект – это проект «Метро». На самом деле он называется Digital youth in the Media City.  И почему мы называем его «Метро», наверное, не очень понятно. Метро просто один из фокусов проекта. В прошлом году мы изучали сообщество стикер-артистов (sticker art - направление уличного искусства), чьи наклейки иногда можно встретить в метро. Этот проект не очень большой по сравнению с остальными проектами ЦМИ, но он для меня родной и любимый.

 

К каким самым интересным выводам вы пришли в рамках этого проекта? Что запомнилось по итогам полевой работы?

Для меня это новый опыт общения и интервью, например, с ребятами, которым 12-13 лет. Я думала «О боже! У нас 10 лет разницы, ну как с ними общаться? Как брать интервью?» Но было очень прикольно, и разницы в возрасте, их «детскости» я не почувствовала. Мы ходили с этими ребятами по городу, клеили стикеры. Ну как, они клеили, а я подсматривала. В итоге я пересмотрела свое отношение к возрасту. Все-таки это социальный конструкт, мы не должны об этом забывать.

С выводами сложнее. Пожалуй, меня больше всего задело то, что у ребят во время этой деятельности меняется отношение к городу. Больше появляется эмоциональных связей, они начинают его сильнее любить и болеть за него. Может быть это не супер важный вывод в научном плане, но для меня это было значимо. Мы изучаем активистов (в других проектах ЦМИ), которые уже изначально с таким посылом идут: что-то изменить, улучшить. А ребята начинали с фана и в процессе пришли к какой-то активной гражданской позиции.

 

Почему ты выбрала магистратуру Вышки и почему именно социология?

Я начну со второго. Потому что вначале я выбрала социологию, а потом Вышку. Я училась на социологии на бакалавриате, и мне не хватало моего опыта бакалаврского. Поэтому вопрос «куда дальше?» особо не стоял.

А Вышка… Я ездила на Зимнюю школу в Московскую Вышку. Мне очень понравилось.  Там были именитые социологи, которые проводили у нас мастер-классы.  Например, ты учился по книжкам Инны Феликсовны Девятко или Юлианны Николаевны Толстовой. И ты впервые видишь этих людей и думаешь: «Вау! Вот это настоящая наука». Кроме того, меня очень воодушевило, что ребята, с которыми я была на школе, они горели этим, хотели заниматься социологией, хотели учиться.  Потому что в моем вузе, в котором я училась до этого, если ты хочешь заниматься наукой – то ты белая ворона и не находишь поддержки со стороны основной массы студентов.

А Петербург выбрала, потому что я люблю Питер. То есть Вышка – это много ресурсов и интересный вуз, а Питер просто потому что Питер.

 

Уже прошел год с момента окончания магистерской программы. На твой взгляд, насколько полезно было обучение здесь?

Знания, безусловно, были полезны,  это был совсем другой опыт по сравнению с тем, с чем я сталкивалась в своем родном, провинциальном вузе. Это выход на новый уровень. Я никогда до этого не читала статьи на английском. Сейчас, кажется, такая банальность, тут это повседневная практика.  Что мне Вышка точно дала, так это представление о количественных методах.  Раньше они заканчивались для меня простым распределением: сколько процентов (респондентов) как думает. А огромный пласт объяснительных моделей, которые за этим стоят, открылись для меня здесь. Или о сетевом анализе я раньше тоже ничего не знала. Магистратура в Вышке дает тебе из чего выбирать. А именно углубиться в интересное для меня направление исследований: качественная методология, молодежные исследования, - мне помог ЦМИ. Опыт работы здесь в течение этих 1,5 лет стоит многого.

 

Какие направления исследований интересны именно тебе? В чем бы ты хотела специализироваться?

Свою диссертацию я писала про карьеры художников, мне это интересно, всякие  креативные штуки и исследования культуры. Но сейчас, после проекта «Метро», мне стали очень интересны и городские исследования. Пока не знаю, куда это будет развиваться, появляются новые проекты, новые интересные направления исследований, я мечусь из одного в другое. Но вижу перспективы для себя именно в городских исследованиях.

 

Расскажи о своих планах на будущее. Планируешь ли ты и далее работать в ЦМИ? Собираешься ли работать в академической среде?

ЦМИ дает мне возможность попробовать себя не только в качестве исследователя,  но еще и администратора или менеджера.  Но я поняла, что мне больше нравится развиваться в академической среде. В данный момент я размышляю о возможности получения PhD где-нибудь в Европе.

 

Если Вы заинтересовались работой Центра молодежных исследований и хотите больше узнать об их проектах рекомендуем вам подписаться на группу в ВК: https://vk.com/youthresearch и ознакомиться с более подробной информацией на сайте http://spb.hse.ru/soc/youth/