Социологическая методология в UX-исследованиях
Алексей Зиновьев, выпускник программы «Современный социальный анализ», окончивший магистратуру с отличием, User Experience (UX) Researcher компании «Собака Павлова», поделился практическим опытом применения социологической теории и методологии.
— Алексей, где вы сейчас работаете?
— Я работаю в компании «Собака Павлова». Занимаюсь пользовательской аналитикой. В основном изучаю опыт, связанный с использованием цифровых технологий.
— В чем вам помогла магистерская программа «Современный социальный анализ»? Какие навыки оказались наиболее полезными?
— Многие навыки, которые я получил во время обучения, пригодились мне в работе. В первую очередь — качественная методология. Все методы, которые я сейчас использую в работе, являются качественными. Основных метода два: интервью и наблюдение с ведением полевого дневника. Ключевой метод — это интервью. Оно дешевле, позволяет работать с пользователями из других городов и стран, занимает меньше времени на сбор и обработку данных и более понятно заказчику. Интервью помогает решить основную проблему заказчиков — неполное или ошибочное понимание своих пользователей.
Нельзя разработать хороший IT-продукт, если не понимаешь потребности, ожидания, боль и страхи пользователей. Не важно, что это за продукт. Это может быть сайт крупного интернет-провайдера или небольшой фирмы, производящей декоративные панели для интерьера, онлайн-сервис для покупки авиабилетов или мобильное приложение банка. Разработка любого IT-продукта такого рода начинается с этапа аналитики.
Сначала проводится серия интервью с представителями заказчика для анализа бизнес-целей. После — интервью с пользователями, реальными или потенциальными. Нам важно понять, как устроена их повседневная жизнь, каковы их потребности и боль и чем мы можем им помочь. Если мы улучшаем имеющийся продукт, часть вопросов посвящена опыту его использования. Готовый продукт должен органично вписаться в жизнь пользователя и быть для него полезным. Без качественной методологии на стадии аналитики такой продукт никогда не появится.
Что касается теории, мне помогают знания по социологии повседневности. Не менее важна для моей работы этнография. На Западе этнография уже давно активно используется в сфере UX Research. В России, к сожалению, это пока редкость. Но постепенно ситуация будет меняться.
— Какой опыт, полученный во время обучения, вам особенно пригодился в работе?
— Магистратура и работа в Центре молодежных исследований дали ценный опыт полевой работы. Сейчас у меня нет проблем с тем, чтобы взять интервью или провести наблюдение. Опыт полевой работы развивает эмпатию, понимание психологии человека. Во время изучения пользователей тебе важно понять проблемы и боль каждого, что не всегда легко. Например, у нас был проект, где я интервьюировал женщину, которая занималась организацией тренингов для персонала электростанции. Очень далекая для меня сфера, но мне важно понять, с какими трудностями, в том числе эмоциональными, она сталкивается. Похожих ситуаций очень много. Без развитого чувства эмпатии понять пользователя невозможно.
— Какую профессиональную литературу вы сейчас читаете?
— Сейчас я активно читаю литературу по социологии повседневности, этнографии и методам UX Research. Получается такой синтез методов, который позволяет мне развиваться как многопрофильному специалисту в этой сфере.
— Какие у вас планы на будущее?
— Мне нравится мое место работы. Компания динамично развивается, и мне интересно быть частью этого развития. Сейчас мне нужно набираться опыта в UX Research. Когда уходишь работать в другую сферу, то тебе на первом этапе не хватает каких-то профессиональных навыков и компетенций. Сейчас моя задача — получить эти знания и развить необходимые навыки. Помогает, что сфера UX Research достаточно сильно связана с академическим миром. В России этого практически не видно, но на Западе связь очевидна.
— Что бы вы предложили в плане развития магистерской программы «Современный социальный анализ»?
— Во-первых, я бы делал акцент на практику: больше полевой работы и реального сбора данных. Практика важна для развития коммуникативных навыков и более глубокого погружения в специальность. Нужен практический опыт работы с качественной и количественной методологией.
При этом важно, чтобы будущий социолог понимал, как можно использовать полученные результаты на практике. Подготовил инструментарий, собрал данные, проанализировал их, выступил на конференции. Если получится, написал статью. А потом нашел или хотя бы подумал, как применить свои исследовательские находки в реальной жизни. Конечно, это самое трудное, но нужно всегда думать о практической ценности исследования. Как твои результаты могут помочь людям вне академического мира?
Во-вторых, важно междисциплинарное развитие на стыке социологии, психологии, экономики, технологии и т.д. В магистратуре следует предлагать курсы из различных областей знаний. Студенты должны делиться опытом, рассказывать о навыках, которые они получили. Необходимо поощрять такое междисциплинарное развитие.
В-третьих, важно изучать профессиональную литературу на английском языке. При этом не просто читать, но активно анализировать используемые исследовательские методики и результаты исследований, делать отчеты и тематические обзоры. Надо развивать навыки быстрого поиска, сбора и анализа материалов на английском языке.
В-четвертых, нужны семинары профориентации, где студентам будут рассказывать, как применять полученные навыки и знания в разных профессиональных сферах. Я считаю, что неправильно всех ориентировать на академическую карьеру. Нужно поощрять людей, которые хотят работать в другой области. Задача максимум для магистратуры: выпускник должен четко понимать свои компетенции и навыки и представлять сферы, где он может их применить. Мне магистерская программа «Современный социальный анализ» дала много полезных навыков, но разбираться, где их применить вне академического мира, пришлось самостоятельно и без подсказок.