О.Ю. Кольцова: Практика - это основное преимущество магистерской программы
Руководитель лаборатории интернет исследований (ЛИНИС), кандидат социологических наук, Олеся Юрьевна Кольцова – об основных направлениях работы лаборатории и возможных карьерных траекториях выпускников магистерской программы «Современный социальный анализ».
Олеся Юрьевна, расскажите о деятельности Вашей лаборатории:
- Наша лаборатория отличается тем, что она собирает людей из разных дисциплин. У нас работают программисты, математики, социологи и другие гуманитарии, например исследователи медиа или лингвисты. Мы исследуем не только, что происходит в интернете, то есть не только активность пользователей интернета. Мы исследуем общество, которое пронизано интернетом. Интернет проник во все потаенные уголки нашей жизни, и теперь просто сложно себе помыслить жизнь без интернета, по крайней мере в больших мегаполисах и развитых странах. В нашей лаборатории мы решаем самые разные задачи. Например, пытаемся понять, насколько социальные сети влияют на успех начинающих предпринимателей, или каким образом работа общественных организаций с аккаунтами в соцсетях обеспечивает успешность их оффлайн-мероприятий, или как структура социальных сетей связана с тематикой онлайн-сообществ, или как помощью современных интернет-технологий создать более эффективную законодательную систему.
А что делают в этих проектах студенты программы «Современный социальный анализ»?
- У нас вся работа очень коллективная, поэтому обычно все подключены к работе. Например, сейчас у нас очень большой проект по тому, как освещается этничность в социальных сетях и как прогнозировать потенциально возникающие конфликты. Когда требуется разметить тексты вручную для того, чтобы их потом автоматизировано анализировать, тут, как правило, участвуют все от мала до велика: руководитель лаборатории, волонтеры бакалавриата, магистратуры и т.п. Есть, конечно, и разделение труда: тот, кто умеет писать скрипты для обработки данных, пишет скрипты; у кого лучше получается искать литературу по теме – ищет литературу; кто хорошо пишет тексты - занимается именно этим. Сейчас у нас работают два студента магистратуры - Олег Нагорный и Сергей Пашахин. Они сравнивают новости российских и украинских СМИ (Первый канал и украинские телеканалы) для их дальнейшего анализа.
Где работают выпускники магистерской программы, которые во время обучения на магистерской программе стажировались у вас в лаборатории?
- Можно выделить несколько карьерных траекторий выпускников. Кто-то продолжает академическую карьеру. Так как наша лаборатория носит мультидисциплинарный характер, наши выпускники пишут кандидатские диссертации и Ph.D. по политологии и смежным дисциплинам. Кто-то работает в промышленности. Кто-то продолжает обучение за границей. Например, Элеонора Киркиж, выпускница магистратуры и сотрудник нашей лаборатории в настоящее время обучается на магистерской программе в в университете Маннгейма (Германия) по специальности «политология». Мы активно сотрудничаем с нашими выпускниками и в рамках публикационной активности. Например, сейчас мы готовим ряд публикаций в зарубежные рецензируемые журналы Scopus и Web of Science.
Какие основные преимущества магистерской программы «Современный социальный анализ» вы можете выделить?
- На мой взгляд, основное преимущество магистерской программы «Современный социальный анализ» - это упор на практику. То есть здесь вы не просто учите какие-то теоретические концепции и подходы, сдаете экзамены и благополучно о них забываете. Здесь вам дают реальный шанс поработать практически, «потрогать» социологические поля руками. Если вы социолог-качественник, вы берете диктофон и отправляетесь в поле, познаете на собственном опыте все трудности полевой работы. Если вы количественник, вам дают настоящие, не учебные данные, которые вы обрабатываете и анализируете, изучая таким образом основные статистические пакеты.
Что бы Вы пожелали, абитуриентам магистерской программы «Современный социальный анализ»?
- Найти себя, понять, кем они хотят быть после магистратуры и успешно интегрироваться в рынок труда. По возможности представлять себе, какие навыки, полученные в магистратуре, пригодятся им по окончании программы.