Конструирование христианской маскулинности: кейс молодых протестантов Санкт-Петербурга
Вы уже знакомы со студенткой 2 курса Елизаветой Балацюк по карандашным иллюстрациям ко многим нашим новостям. Через несколько дней она защитит магистерскую диссертацию, посвященную маскулинности евангельских христиан. Мы поговорили с Лизой об её исследовании, сложностях и открытиях, рисовании и планах на будущее.
– Привет, расскажи немного нашим читателям о себе.
– Я обучаюсь в ВШЭ на втором курсе программы «Современный социальный анализ» на качественном треке. У меня есть хобби: я люблю рисовать. С одной стороны, рисование приносит мне удовольствие, с другой стороны, это то, что позволяет мне расслабиться, выразить свои идеи, мысли. И хотя рисование не связано с социологией, я могла использовать свои навыки на первом курсе в некоторых заданиях, например, когда с девочками был проект, где я рисовала комикс. На втором курсе мы делали проект по социальной психологии, там тоже можно было визуально подать материал. Я иллюстрировала буклет для Центра молодёжных исследований и иногда сопровождаю материалы сайта Современного социального анализа рисунками героев интервью.
– Как ты выбрала тему магистерского диплома?
– В прошлом году я занималась темой негетеросексуальных верующих, но из-за сложностей поля, его закрытости, от этой темы пришлось отказаться. У меня уже была наработана литература по теме верующих, в частности христиан. Также у меня был выход на протестантскую церковь через одного верующего, с которым мы познакомились на проекте по созданию документального кино. В церкви по предыдущему исследованию я уже провела несколько наблюдений. И затем у нас прошел курс с Надеждой Андреевной Нартовой «гендерные исследования», где мы подробно разбирали тему маскулинности. Все эти детали сложились в текущую тему моего диплома.
– Что именно ты хотела узнать?
– Я исследовала то, как евангельские христиане производят маскулинность. Евангельские христиане – это баптисты, пятидесятники, харизматы. Проблема заключается в том, что маскулинность, и те модели, которые существуют внутри этого религиозного комьюнити, не вписываются в гегемонные модели. В них сохраняется гетеросексизм и поддержание гендерной иерархии, но при этом имеются ценности выражения эмоций и чувств, проявления любви, отказа от насилия, отказа от рискового поведения (употребления алкоголя или табака). Соответственно, хотелось посмотреть, в чем специфика маскулинности именно этого поля. Плюс ко всему, я исследовала молодых людей, а они включены не только в религиозный контекст. Евангельские христиане — это церкви, направленные на молодёжное служение. И в их среде актуализируются вопросы, связанные с гендерными нормами.
– Легко ли было собирать поле?
– Сложностей почти не было. Я рекрутировала чрез социальные сети, группы молодежных служений, проводила рассылку, отклик был хороший. Всего собрала 21 интервью. Что было сложно, так это поддерживать нейтральную позицию, потому что взгляды информантов часто расходились с моими убеждениями. Еще возникла сложность с тем, что для некоторых ребят интервью стало поводом познакомиться и это было максимально неловко. Но единственное, за что я переживаю, - я обещала показать информантам результаты исследования. И я волнуюсь, что не все из моего анализа может им понравиться.
– Расскажи немного об интересных находках своего исследования.
– Особенность евангельских христиан в том, что они направлены на служение во внешний мир, и, мне кажется, многие из них рассматривали интервью со мной как возможность презентовать свою веру и гражданскую позицию. У некоторых ребят гражданская позиция выстраивалась вокруг идентичности верующего христианина - один информант сообщил, что ходил на политический митинг именно как христианин. Что интересно, потому что христиан часто считают консерваторами, в том числе и политическими. В рамках своей работы я выделила несколько моделей маскулинности: консервативная маскулинность, гибридная маскулинность и эгалитарная маскулинность, где мужчина стремится к поддержанию равноправных отношений с супругой или партнершей. Молодые христиане придерживаются норм гетеросексуальности, считают, что мужчина – всегда глава семьи, духовный лидер, а некоторые выступают против участия женщин в служении. Но даже в такой среде есть мужчины, плотно включенные в церковную жизнь, ходящие на службу минимум раз в неделю, но при этом придерживающиеся совершенно иной позиции, касающейся, например, отношений с женщинами. Если большинство евангельских христиан сообщали мне, что секс до брака не возможен, то некоторые расценивали это как некую установку прошлого, подходящую для некоторого исторического периода, в котором писалась Библия. Это показывает, что даже в таком жестком институте как протестантская церковь возникают эгалитарные течения.
– Помогал ли тебе кто-то в исследовании?
– Кроме одного проводника в поле это, конечно, моя научная руководительница – Надежда Нартова, специалистка в области гендерных исследований. Она вносила правки, корректуры по ходу моей работы. Научно-исследовательские семинары, на которых мы обсуждаем процесс создания дипломов, помогали структурировать свою работу. Святослав Поляков, ведущий научно-исследовательские семинары, - специалист уже в теме конкретно маскулинности, тоже дал несколько советов по моей работе, в частности, рекомендацию сузить поле. Всем им я очень благодарна за помощь.
– Чем ты собираешься заниматься дальше?
– В аспирантуру я бы хотела поступить через год-два, а пока хочу поработать в ВШЭ в учебном офисе, стабилизировать свою жизнь в новом городе. Хочу продолжать заниматься социологическими исследованиями в рамках работы в Центре молодёжных исследований, выпустить публикацию по материалам ВКР. И, конечно, продолжать рисовать.
Интервью брала Гладченко Екатерина