• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
17
Апрель

Современная социальная теория для качественного исследования

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Современная социологическая теория» являются: развитие у аспирантов знаний о типах теоретического объяснения в социологии и о типах эмпирических данных, используемых сторонниками различных моделей объяснения. Методологи и философы науки полагают, что продолжающиеся многие десятилетия споры о логике и методах социальных наук связаны с различиями стратегий и моделей теоретического объяснения. В курсе систематически рассматриваются основные модели социологического объяснения - прежде всего, позитивистская, бихевиористская, интерпретативная, этнометодологическая, функционалистская и структуралистская. Анализируется, какое влияние оказывают различия между описанными моделями на методы исследования, способы концептуализации эмпирического материала, а также на критерии оценки различных теорий. «Полевым материалом» для анализа описанных различий служат основные диспуты о методологии социальных наук - от классической контроверзы «объяснение-понимание» до сравнительно недавних споров о том, насколько применимы принципы рациональности и неопределенности к анализу человеческого действия. В курсе используются многочисленные примеры из реальной исследовательской практики, иллюстрирующие различные методы исследования и модели объяснения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Современная социологическая теория: модели объяснения и логика социологического исследования» являются: развитие у аспирантов знаний о типах теоретического объяснения в социологии и о типах эмпирических данных, используемых сторонниками различных моделей объяснения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет ключевым концептуальным аппаратом рассматриваемых теоретических подходов. Понимает специфику изучаемых подходов. Способен применить теоретический аппарат к эмпирическому исследованию
  • владеет способом составления структурированной, логичной и полной библиографии для разработки классической или новой исследовательской темы
  • дает независимую, самостоятельную оценку предлагаемому научному тексту, опираясь на социально-научную методологию и теорию
  • обосновывает систему критериев, применяемых для критической оценки научной теории
  • определяет для себя круг чтения социологической литературы, необходимый для гармоничного универсального образования в области существующего множества теорий и подходов в социологии
  • после окончания курса, оценивает свою собственную объяснительную модель или сумму теорий, применяемых при написании диссертации, в терминах философии и методологии социальных наук
  • представляет связи между отдельными концептами и теориями в рамках единой объяснительной модели применительно к анализу конкретных кейсов
  • применяет известные ему (ей) модели социологического объяснения для анализа новых конкретных примеров, кейсов или фрагментов теорий
  • распознает теоретические логики, применяемые для построения социологического объяснения
  • Способен проанализировать использование социологических теорий в тексте
  • творчески интерпретирует и оценивает эмпирические данные и построенные на них объяснительные модели в терминах философии и методологии социальных наук
  • Умеет представить и обосновать теоретические основания исследования (КР)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1 . Введение. Что такое социологическая теория?
  • Тема 2. Власть и социальный порядок
  • Тема 3. Сообщество, нация и государство
  • Тема 4. Общество высокого модерна
  • Тема 5 Студенческий форум
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменная работа
    Всего 3 письменные работы за курс. Письменная работа представляет собой самостоятельно написанный на семинарском занятии в течении 30 минут текст по теме курса
  • неблокирующий Домашнее задание
    Всего 2 ДЗ за курс. Домашнее задание это самостоятельно выполненное студентом задание, оформленное в виде презентации в PP и представленное на семинаре
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа представляет собой работу на семинарах. Оценки за каждый семинар выставляются по 10–балльной шкале. Итоговая оценка за аудиторную работу рассчитывается как среднее.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.5 * Аудиторная работа + 0.2 * Домашнее задание + 0.3 * Письменная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Segre, Sandro. Contemporary Sociological Thinkers and Theories, Routledge, 2014. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1808762.
  • Головин, Н. А.  Современные социологические теории : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Головин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 461 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07033-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433199 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Abrutyn, S. (2016). Handbook of Contemporary Sociological Theory. Switzerland: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1251393