• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар "Методы аналитической социологии"

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
8
Кредиты

Автор программы


Кольцова Елена Юрьевна
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Основными задачами научно-исследовательского семинара согласно образовательному стандарту НИУ ВШЭ являются: проведение профориентационной работы среди студентов, позволяющей им выбрать направление и тему исследования; формирование профессионального мировоззрения; обучение студентов навыкам академической работы, включая подготовку и проведение исследований, написание научных работ; обсуждение проектов и готовых исследовательских работ студентов; выработка у студентов навыков научной дискуссии и презентации исследовательских результатов; обучение студентов дизайну, методологии исследований, в том числе на примере изучения различных исследований по тематике НИС
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Выработка у студентов компетенций и профессиональных навыков самостоятельной исследовательской работы
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Студент успешно применяет методы социологического исследования для своего исследовательского проекта
  • Студент способен разработать концептуализацию собранных данных в рамках своего исследовательского проекта
  • Может сформулировать проблемную ситуацию
  • Может организовать работу исследовательской группы
  • Студент собирает и интерпретирует данные по заданным проблемам
  • Студент способен скорректировать программу социологического исследования, предложить собственную методику сбора или анализа
  • Студент способен сформулировать проблему и с помощью своих знаний найти пути решения этой проблемы
  • Студент способен представить свой исследовательский проект с помощью презентации
  • Студент демонстрирует знание этических норм социологического исследования и следует им в своем исследовании
  • Студент самостоятельно применяет методы социологического исследования
  • Студент демонстрирует знание правил проведения социологического исследования
  • Студент проводит собственное социологическое исследование
  • Студент выявляет потребности социальных групп и включает их в описание проблемы исследования
  • Самостоятельно определяет набор данных достаточный для представления различных проблем научного и этического характера
  • Студент владеет языком и аппаратом основ философии и социально-гуманитарных наук для решения проблем на стыке наук
  • Рефлексивно относится к социологической работе
  • Студент способен выполнять работу соответствующую технологическим требованиям и нормативов в профессиональной деятельности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Основные принципы аналитической социологии
    1) Исследовательский дизайн в аналитической социологии. 2) Принципы доказательности и воспроизводимости. 3) Моделирование в социальных науках: его задачи, возможности и ограничения. 4) Исследовательский цикл: постановка задачи, выбор данных, выбор переменных, выбор релевантных методов анализа, написание текста статьи.
  • Тема 2. Методы организации социологического исследования в аналитической социологии
    1) Особенности организации работы в рамках НИСа. 2) Особенности организации исследования. 3) Выбор темы исследования. 4) Планирование работы на год. 5) Структура курсовой, диссертации
  • Тема 3. Подходы к работе с литературными источниками и стратегии написания литературных обзоров
    1) Зачем нужны обзоры литературы: типы обзоров. Способы организации источников в обзоре. 2) Основы критического анализа. 3) Базы данных научной литературы. Стратегии поиска. Автоматизированные подходы. 4) Операционализация основных понятий и формулирование гипотез исследования
  • Тема 4. Методические и методологические основы организации социологического исследования
    1) Особенности организации теоретической части исследования. 2) Понятие концептуального определения и практические стратегии конструирования концептуального определения. 3) Соотношение различных этапов исследования друг с другом. 4) Источники данных в социальных науках
  • Тема 5. Данные: поиск, сбор, первичная обработка
    1) Существующие базы данных, принципы работы с «готовыми» данными. 2) Сбор, очистка и переструктурирование данных. Способы обращения с неполнотой данных. Интеграция данных из разных источников. 3) Хранение данных исследования, принципы совместной работы с данными
  • Тема 6. Общие принципы описания результатов исследования и критерии оценки их надежности
    1) Методологические принципы анализа данных в социологии. 2) Основные цели анализа данных. 3) Основные требования к описанию методов исследования в научной работе. 4) Критерии для оценки корректности использования различных методов исследования
  • Тема 7. Визуализация результатов научного исследования
    1) Основные принципы визуализации результатов социологического исследования. 2) Инструменты, доступные в R и Python, для представления результатов (визуализация, создание статистических таблиц и презентации): Rmarkdown, Sweawe и т.п.) 3) Выбор оптимальных средств визуального «сопровождения» результатов исследования
  • Тема 8. Презентация результатов исследования
    1) Основы презентации результатов исследования. 2) Выбор результатов для представления в работе. 3) Актуальность полученных результатов для предметной области исследования
  • Тема 9. Содержательная интерпретация результатов социологического исследования
    1) Интерпретация результатов и их связь с гипотезами исследования. 2) Этические аспекты, связанные с описанием и представлением результатов научного исследования. Концепция «открытой» науки. 3) Не подтвердившиеся гипотезы: стратегии представления «отрицательных» результатов
  • Тема 10. Оценка значимости и ограничений результатов исследования
    1) Обобщение и отображение результатов исследования. 2) Связь результатов исследования с теоретическим контекстом исследуемой области науки. 3) Анализ ограничений результатов и выводов, полученных в ходе исследования
  • Тема 11. От первичной интерпретации результатов исследования к социологическим выводам
    1) Общие подходы к интерпретации социологических данных. 2) Процедура интерпретации данных. 3) Переход от первичной интерпретации к социологическим выводам. 4) Генерализация выводов исследования: существующие ограничения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Created with Sketch. Классная активность
    Часть аудиторной работы: участие в обсуждении выступлений других студентов, ответы на вопросы преподавателей
  • неблокирующий Created with Sketch. Оценка за рецензирование отчётных презентаций других студентов
    Студенты первого года обучения должны выбрать для себя интересную им тему, поискать материалы по ней в интернете и/или библиотеке, а потом откомментировать и оценить соответствующий доклад: в чём его сильные стороны, какие аспекты остались неосвещёнными. Каждый должен подготовить по рецензии. Темы можно выбирать, но только если вы реагируете оперативно: больше четырёх рецензий на одну тему не полагается (или даже больше трёх, если на первом курсе слушателей НИСа не более двенадцати).
  • неблокирующий Created with Sketch. Презентации проектов
  • неблокирующий Created with Sketch. Защита исследовательских проектов и обзоров литературы к ним
    В конце 2 модуля
  • неблокирующий Created with Sketch. Домашнее задание
  • неблокирующий Created with Sketch. Защита эмпирической части
    3-4 модуль
  • неблокирующий Created with Sketch. Экзамен (предзащита магистерских диссертаций)
    4 модуль
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.12 * Домашнее задание + 0.4 * Защита исследовательских проектов и обзоров литературы к ним + 0.06 * Классная активность + 0.12 * Оценка за рецензирование отчётных презентаций других студентов + 0.3 * Презентации проектов
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.048 * Домашнее задание + 0.32 * Защита исследовательских проектов и обзоров литературы к ним + 0.08 * Защита эмпирической части + 0.024 * Классная активность + 0.048 * Оценка за рецензирование отчётных презентаций других студентов + 0.12 * Презентации проектов + 0.16 * Промежуточная аттестация (2 модуль) + 0.2 * Экзамен (предзащита магистерских диссертаций)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кравченко А. И.-МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Учебник для вузов-М.:Издательство Юрайт,2018-828-Бакалавр. Академический курс-978-5-9916-3330-7: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/metodologiya-i-metody-sociologicheskih-issledovaniy-426476
  • Методы социологического исследования: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко - М.: ИНФРА-М, 2013. - 768 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (п) ISBN 978-5-16-003457-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/394159

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. - 416 с.: ил.; 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-98281-155-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/147600