• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Молодежные исследования: субкультуры, солидарности, поколения и молодежная политика

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
7
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса разбираются основные теоретические подходы к ключевым концепциям, вовлеченным в молодежные исследования и молодежную политику: субкультурный, постсубкультурный подходы, поколения, социальная политика, биовласть, гражданство, социальное государство, youth at risk, уязвимая молодежь.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью данного курса является овладение студентами знаниями о современной повестке молодежных исследований, теоретических и методологических подходах к анализу поколений, солидарностей, молодежных движений и субкультур, а также обсуждение концепций социальной и молодежной политики, анализ работы с молодежью в России и разработка рекомендаций для практиков. Настоящая дисциплина относится к дисциплинам вариативной части цикла дисциплин направления. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Современная социологическая теория» и «Методология и методы исследований в социологии». Дисциплина состоит из двух содержательных блоков: «Молодежные исследования» и «Молодежная политика»
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Владеет ключевым концептуальным аппаратом, основными теориями в рамках структурного подхода и постмодернистского прочтения молодежного вопроса
  • Понимает специфику изучаемых подходов. Способен применить теоретический аппарат к анализу эмпирического опыта.
  • Владеет ключевым концептуальным аппаратом, основными теориями в рамках субкультурного и постсубкультурного подходов
  • Понимает специфику молодежных исследования, знаком с методами исследования и рисками работы в молодежном поле
  • Умеет представлять результаты исследования для академической аудитории
  • Знает, как проводить исследование и представлять результаты исследования в публичном поле с учетом этики в социологических исследования.
  • Умеет разработать, представить и обосновать проект по работе с молодежью в рамках молодежной политики РФ
  • Владеет ключевым концептуальным аппаратом, основными теоретическими подходами.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Исследования молодежи в западном академическом дискурсе. «Молодежный вопрос» в российской социологии
  • Тема 2. Изучение молодежной повседневности: жизненно-стилевые стратегии в условиях глобализации и индивидуализации.
  • Тема 3. Молодежные (суб)культуры, движения, сцены, солидарности
  • Тема 4. Гендерные режимы, сексуальности и телесность молодежных культурных сцен
  • Тема 5. Социолог в поле с молодежью
  • Тема 6. Этика в исследованиях молодежи
  • Тема 7. Презентация результатов исследования молодежи
  • Тема 8. Теоретическое обсуждение основных концепций социальной политики и молодежной политики
  • Тема 9. Анализ опыта молодежной политики в международном контексте
  • Тема 10. Анализ молодежной политики в России
  • Тема 11. Студенческий форум
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа №1
  • неблокирующий Домашнее задание №1
  • неблокирующий Домашнее задание №2
  • неблокирующий Итоговое задание по направлению "Молодежные исследования"
  • неблокирующий Домашняя работа №3
    (презентация на 15 минут)
  • неблокирующий Домашняя работа №4
    (презентация на 15 минут)
  • неблокирующий Аудиторная работа №2
  • неблокирующий Защита итогового задания индивидуально или в мини-группах.
    В ходе защиты магистрант должен продемонстрировать: - знание основных теоретических подходов к исследованию молодежных сообществ, - умение анализировать теоретические источники, сопоставлять различные подходы к анализу молодежных практик (в работе должно быть использовано не менее 10-ти источников), - умение самостоятельно сформулировать тему в рамках области исследования социологии молодежи; - навык проведения наблюдения за эмпирическим объектом (молодежным сообществом), с целью определения особенностей молодежных практик (должно быть проведено не менее 3х наблюдений). - умения анализировать предложенные для задания сообщества. Защита проекта включает в себя анализ выбранного молодежного сообщества (группы, компании). Задание выполняется в формате PP-презентации. Требуемый объем: не менее 7 слайдов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Формула результирующей оценки Орез = 0,5 Омолиссл+0,5 Омолпол Орез – окончательная оценка по курсу (выставляется в диплом) Орезмолиссл –результирующая оценка за направление «Молодежные исследования» Орезмолпол –результирующая оценка за направление «Молодежная политика» Работа студентов по дисциплине оценивается по итогам выполнения элементов контроля: домашнее задание, итоговое задание и аудиторная работа. Направление «Молодежные исследования» Результирующая оценка по направлению рассчитываются по следующей формуле: Омолиссл = 0,2 Одз1 + 0,2 Одз2 + 0,3 Оит3 + 0,3 Оактивность Одз1 – оценка за домашнее задание 1 Одз2 – оценка за домашнее задание 2 Оит3 – оценка за итоговое задание по направлению Оактивность – оценка за активность на семинарах Направление «Молодежная политика» . Аудиторная работа представляет собой работу на семинарах. Оценки за каждый семинар выставляются по 10–балльной шкале. Итоговая оценка за аудиторную работу рассчитывается как среднее. Домашнее задание - это выполненное мини-группой студентов задание, оформленное в виде презентации в PP и представленное на семинаре Результирующая оценка по направлению рассчитываются по следующей формуле: Орез = 0,6 Оауд+0,2Одз3+0,2 Одз4 Орез – результирующая оценка Оауд - оценка за аудиторную работу Одз – Оценка за домашнее задание
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Gorur, R., & Te Riele, K. (2015). Interrogating Conceptions of “vulnerable Youth” in Theory, Policy and Practice. Rotterdam: Brill | Sense. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1057258
  • Современные социологические теории, Ритцер Дж., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Carpenter, S., & Mojab, S. (2017). Youth As/in Crisis : Young People, Public Policy, and the Politics of Learning. Rotterdam: Brill | Sense. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1584313
  • Denzin, N. K. (2008). Studies in Symbolic Interaction (Vol. 1st ed). Bingley: Emerald Group Publishing Limited. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=512807
  • DeWalt, K. M., & DeWalt, B. R. (2011). Participant Observation : A Guide for Fieldworkers (Vol. Second edition). Lanham, Maryland: AltaMira Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=481988
  • Wyn, J., & Cahill, H. (Eds.). (2015). Handbook of children and youth studies. Springer Singapore. Retrieved from https://proxylibrary.hse.ru:2103/10.1007/978-981-4451-15-4
  • Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. - 416 с.: ил.; 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-98281-155-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/147600