• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Визуальные данные

2018/2019
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
2
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Основной задачей дисциплины «Визуальные данные» является овладение студентами знаниями и умениями в совершенствовании и развитии своего интеллектуального и культурного уровня, построении траектории профессионального развития и карьеры. Появляется способность анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, а при необходимости - восполнять и синтезировать недостающую информацию. Основной акцент рекомендуется сделать на то, чтобы стимулировать визуальную чувствительность студентов. Настоящая дисциплина относится к вариативной части цикла дисциплин программы. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: "Современная социологическая теория". В рамках курса предполагается обучение в сотрудничестве: работа в группах, peer to peer learning, peer to peer assessment.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • умение анализировать визуальные данные
  • умение самостоятельно сформулировать тему в рамках области исследования визуальных данных
  • умение использовать визуальные данные для представления результатов своей работы
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Совершенствует и развивает свой интеллектуальный и культурный уровень, строит траекторию профессионального развития и карьеры
  • Анализирует, верифицирует, оценивает полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполняет и синтезирует недостающую информацию
  • Систематизирует, оформляет и представляет результаты профессиональной деятельности с использованием методов, методик и приемов презентации
  • Обрабатывает и интерпретирует социальную, демографическую, экономическую и другую релевантную эмпирическую информацию с использованием объяснительных возможностей современной социологической теории
  • Совершенствует теоретические и методологические подходы и исследовательские методы, в том числе, методы сбора, анализа и интерпретации социологической информации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Визуальные данные в современной культуре: значение и возможности включения в социологическое исследование
    Изучение визуализации. Современность и визуализация. Средства фиксации визуальных данных. Место визуальных методов и данных в социологии и их использование.
  • Тема 2. Теоретико-методологические основания визуального анализа
    Основные теоретические подходы к визуальному анализу: Штомпко П., Беньямин В., Бурдье П., Болтански Л., Кастель Р., Шамборенон Ж.-К., Барт Р.. Визуальные интерпретации. Этические ас-пекты работы с визуальными данными. Методы сбора визуальных данных.
  • Тема 3. Виды визуальных данных и их специфика
    Фотографирование и видеосъемка как средство производства визуальных данных. Фотографии и видеоматериалы как источник анализа. Социальные и социологические визуальные материалы. История фотографии и видео. Жанры фото и видео.
  • Тема 4. Сбор визуальных данных и сбор данных с помощью визуальных материалов
    Возникновение и история сбора визуальных данных. Рост и развитие сбора данных с помощью визуальных материалов. Способы и средства сбора визуальных данных и сбора данных с помощью визуальных материалов. Их возможности и ограничения.
  • Тема 5. Визуальный анализ
    Функции визуальных данных. Источники данных. Объект и предмет исследования. Репрезентативность визуальных данных. Методы визуального анализа.
  • Тема 6. Цифровые изображения, цифровой анализ
    Ключевые отличия аналоговых визуальных данных от цифровых. Особенности работы с цифровыми изображениями. Специальные программы для работы с цифровыми картинками. Базы цифровых данных. Решение вопросов с авторскими правами. Современные подходы к цифровым визуальным данным.
  • Тема 7. Что такое исследовательское кино
    Области применения качественной социологии. Репрезентативность видео материала в качественных исследованиях. В чем отличие социологического фильма от художественного или документального. Типология документальных фильмов. Анализ примеров социологических фильмов.
  • Тема 8. Создание исследовательского кино
    Роль режиссера и его задачи. Постановочные съемки vs. живой материал. Работа с респондентами. Вопрос о наличии сценария. Написание сценария, съемочного плана, раскадровки. Принципы работы оператора. Цифровые и аналоговое камеры. Постановка кадра. Свет и звук. Умение выполнять несколько задач одновременно.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Домашнее задание + 0.3 * Работа на семинарских занятиях + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Головин Н. А.-СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-461-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-07033-0: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/sovremennye-sociologicheskie-teorii-433199
  • Мокий М. С., Никифоров А. Л., Мокий В. С. ; Под ред. Мокия М. С.-МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Учебник для магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-255-Магистр-978-5-9916-1036-0: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/metodologiya-nauchnyh-issledovaniy-432110

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Искусство презентаций и ведения переговоров: Учебное пособие / М.Л.Асмолова. - 2-e изд. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. - 247 с.: 60x88 1/16. - (Президентская программа подготовки управленческих кадров). (обложка) ISBN 978-5-369-01004-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/370462
  • Методы социологического исследования: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко - М.: ИНФРА-М, 2013. - 768 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (п) ISBN 978-5-16-003457-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/394159