Лейтмотив в романтизме
Лейтмотивная техника в эпоху музыкального романтизма выкристаллизовывается в самостоятельное и самодостаточное явление. Лейтмотив становится одним из главных средств воплощения идейного содержания программной музыки.
Лейттемы в классицизме
В связи с развитием определённых музыкальных форм, особенно вариаций и сонатной формы, лейтмотив перестаёт обособляться и выкристаллизовываться как таковой. Таким образом, в контексте классицизма правильнее говорить о лейтмотиве как о лейттеме. Индивидуальный мотив персонажа, аффекта, ситуации, предмета и т.п. становится индивидуализированным и ориентированным на внутренний мир слушателя и творца.
Кантус фирмус. Теория аффектов
Мелодический лейтмотив родился в недрах полифонического жанра в IX веке. Сам термин “полифония” вошёл в музыковедческий обиход лишь в XX веке — ранее традиция носила название “контрапункт” и подразумевала одновременное сочетание двух и более мелодий. Именно в рамках контрапункта возник и “кантус фирмус” как зачаток лейтмотивной техники.
Что такое "Лейтмотив". Терминология
Лейтмотив выступает в качестве “ключа” к пониманию какой-либо сцены, создаёт особое настроение и обстановку — это значимая, подчас ведущая мысль, неоднократно повторяемая в рамках характеристики героя и ситуации.
Ян ван Эйк: «свет мой, зеркальце! скажи…»
О художественном, который привёл в восторг и принят на вооружение как современниками ван Эйка, так и живописцами, жившими многим после гениального нидерландского мастера.
Три в одном: автопортреты Рембрандта
Рембрандт был одним из непревзойдённых мастеров портретного жанра и в особенности любил изображать самого себя. Художник рисовал и гравировал так много автопортретов, что сегодняшний зритель без труда сможет сложить из них биографию живописца.
Шерше ля фам: Мане, Гоген и Сезанн
Как изображение обнажённой женщины потрясло парижское общество и повлияло на будущие поколения художников.
Чьи усы присвоил Сальвадор Дали?
Откуда самый известный сюрреалист черпал вдохновение и идеи для своих загадочных картин? Как и многие мастера до него, Дали часто обращался к наследию своих коллег, удивлявших мир искусства задолго до его появления на свет.
Дыра в одежде как дань уважения наставнику - Караваджо и Веласкес
Микеланджело Меризи да Караваджо и Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес – два великих живописца эпохи барокко. Несмотря на то, что судьба художников совершенно различна, их картинам свойственны определённые общие черты