“Потому и страшно!”: анализ клипа группы Shortparis “Страшно”
Последние несколько лет новокузнецкий, а ныне питерский коллектив Shortparis стремительно набирал популярность. Вышедший в 2018 году клип вызывает неприятные триггеры в российком сознании, он наполнен символизмом, который интересно разобрать, а также старается передать зрителю проблемы субалтерна.
Музыка и клипы Бьорк – дослушаешь или переключишь?
Бьорк – певица, которая случайно попала на нашу планету Земля. Но хотелось бы верить, что это была спланированная акция. Бьорк Гудмундсдоттир – исландская певица, автор песен, актриса. Её музыка — это электроника с придыханием, хаус, сумбурный авангард, индастриал-рок, таинственная этника с безграничной любовью к природе и технологиям. Кто-то переключает её треки через несколько секунд, не в силах слушать: не те ноты берёт, да и просто хаос, а не музыка. А кто-то готов тратить последние деньги на коллекционные издания и билеты на концерты.
“Он отделает любого теоретика кунг-фу”: как быть советским любером
В отличие от остальных субкультур, о которых мы рассказывали в этом курсе, любера больше похожи на криминальную группу, чем на сообщество по интересам. Появление люберов в 1970-х во многом было вызвано реакцией на официальный дискурс, не одобряющий панков и хиппи, модой на бодибилдинг среди молодёжи и кризисом маскулинности, заставлявшем молодых парней искать новые способы выражения себя, иногда весьма радикальные.
«Я курю, а ты конфеты ешь»: как попасть в рок-клуб
К концу 1970-х западный рок обрёл огромную популярность у советских граждан. Повальное увлечение Deep Purple и Pink Floyd уже невозможно было рассматривать как незрелое хобби кучки девиантной молодёжи, поддавшейся пагубному буржуазному влиянию. Рокеры, в отличие от других субкультур, уже не были маленькой изолированной группой, а появление огромного количества молодых рок-коллективов по всей стране стало невозможно игнорировать. Компромиссом для власти и субкультуры в 1981 году стал Ленинградский рок-клуб: для рокеров он был легальным местом для проведения концертов, а для власти — средством контроля потенциально опасной и маргинальной группы.
“Бляха-муха, панк-рок!”: как быть советским панком
До СССР панк, как и большинство других субкультур, добрался с опозданием, зато вошёл без стука и прошёл по стране со свойственным ему скандалом. Первая заметная советская панк-группа “Автоматические Удовлетворители” (АУ) появилась в 1979 году и сразу задала планку только зарождающемуся жанру. Советские панки отличались от западных всем.
“Хайратник” и бабушкина Библия: как быть советским хиппи
Принято считать, что пик движения хиппи на Западе продлился три года – 1967, 1968, 1969 – когда по всей Америке едва ли не каждый месяц проходили музыкальные фестивали, а завершилась прекрасная эпоха знаменитым Вудстоком. В Советском Союзе хиппи появились уже после “лета любви”, но движение растянулось на три десятилетия и отличались советские хиппи от американских братьев кардинально.
“Пожар в джунглях” и “рок на костях”: как быть советским стилягой
Появившиеся в конце 1940-х и просуществовавшие не одно десятилетие стиляги успели в прямом смысле наделать много шума и оставить существенный след в культуре. С ними связано множество мифов: сегодня стиляг принято романтизировать как бесстрашных борцов против системы, почти диссидентов, восставших против унылой советской повседневности, унификации и идеологии.