• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Учебная и производственная практика

Дневник практики (форма)

 
КурсНазвание практикиПериод
3Учебная4-17 июня 2018 г.
4Преддипломная2 апреля - 18 мая 2018 г.


Когда?

В ходе обучения студенты программы проходят две практики: учебную практику на третьем курсе и производственную – на четвертом.

Где?

Наши студенты могут выбирать, где проходить практику, исходя из собственных профессиональных интересов. Среди наиболее популярных организаций:

• государственные органы власти (Законодательное собрание Санкт-Петербурга; Комитеты Правительства Санкт-Петербурга – по внешним связям, по социальной политике, по образованию; Аппарат Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге, Аппарат Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге);

• некоммерческие и общественные организации (гуманитарно-политологический центр «Стратегия», Ассоциация сотрудничества со странами региона Балтийского моря «Норден», региональное отделение Общероссийской организации «Деловая Россия», «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р», «Ресурсный правозащитный центр», Фонд «Институт Развития Свободы Информации»);

• политические партии;

• государственные и негосударственные образовательные учреждения (помимо родного НИУ ВШЭ, это Северо-Западный институт управления РАНХиГС, Европейский университет в Санкт-Петербурге, СПбГУ);

• научные центры (Центр независимых социологических исследований, Социологический Институт Российской Академии Наук, Центр изучения Германии и Европы при СПбГУ, Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр»).

С некоторыми из этих организаций программа сотрудничает не первый год, и там уже знают и ценят наших студентов. Однако каждый год в этом списке появляются и новые партнеры. Иногда это происходит по инициативе самих студентов, которые предлагают интересующие их места для прохождения практики.

Зачем?

Основная цель учебной практики – познакомиться с возможными сферами приложения своих знаний и талантов в будущем, а также получить или углубить уже имеющиеся практические навыки. Практика занимает всего две недели, во время которых студенты приходят в выбранную ими организацию, знакомятся с ее работой (со структурой, со стилем руководства и принятия решений, со спецификой деятельности) и выполняют разнообразные поручения сотрудников этой организации. Здесь уж как повезет: кому-то позволят почти на равных участвовать в проведении интересного мероприятия, а кому-то придется заниматься рутиной делопроизводства. В любом случае необходимо проанализировать полученный опыт и отразить его в отчете, который наряду с дневником практики и оценками руководителей, будет важным аргументом в пользу той или иной оценки практики.

Что касается производственной практики, то здесь на первый план выходят задачи подготовки ВКР – сбора эмпирического материала, его обработки, подготовки черновика своей работы. Практика длится 4 недели, с конца марта до конца апреля, и непосредственно предшествует предзащите ВКР, во время которой надо будет представить эмпирическую часть работы, подготовленную как раз во время производственной практики. Правда, задачи, стоящие перед производственной практикой, гораздо шире просто сбора нужной информации для ВКР. Сегодня трудно представить успешного управленца, ученого, работника СМИ, которые не владели бы теми компетенциями, которые осваиваются в процессе прохождения практики. Студенты приобретают:

• коммуникативные навыки (участие в командной проектной работе, общение с посетителями, телефонные переговоры);

• организационные навыки (участие в подготовке совещаний, конференций, деловая переписка, подготовка запросов и обращений в органы власти);

• академические навыки поиска и анализа информации (работа со служебной и научной документацией, статистикой, исследовательской литературой, законодательной базой, мониторинг СМИ, подготовка баз данных);

• навыки исследовательской деятельности, включая анализ проблем, постановку целей и задач;

• навыки сбора эмпирической информации путем проведения экспертных интервью, опросов, включенного наблюдения;

• навыки академического письма (подготовка текста ВКР);

• для практикантов, работавших в органах государственной власти, актуальным оказалось также освоение навыков делопроизводства (оформление отчетов, служебных записок и пр.).

Иногда студенты уже на третьем курсе точно знают, о чем будут писать в своей дипломной работе и что им для этого нужно. В зависимости от этого они выбирают организацию для прохождения учебной практики, чтобы «застолбив» за собой это место, вернуться сюда для сбора эмпирического материала на следующий год. Однако, возможен и другой вариант: можно рассматривать учебную практику как интересную возможность побывать в необычной для себя роли, получить новый опыт, независимо от того, будет ли он непосредственно связан с темой ВКР. Почему бы, например, не посмотреть, как организована работа музея политической истории или как готовятся запросы и обращения в органы власти в аппарате Уполномоченного по правам человека, как исследователи транскрибируют интервью и обрабатывают анкеты или как чиновники оформляют отчеты и служебные записки.

Другое дело – производственная практика. Здесь все в конечном итоге подчинено написанию ВКР, поэтому и выбор места прохождения практики определяется темой исследования. Хотя, конечно, помимо этой основной задачи студентам также необходимо справиться и с поручениями принимающих организаций. И судя по отзывам, они успешно это делают. Так, руководители с мест прохождения практики, отмечают достаточно высокий уровень подготовленности наших практикантов к профессиональной деятельности. Особо подчеркивается наличие у студентов аналитических и организационных способностей, достойный уровень теоретической подготовки, способность и желание приобрести новые навыки и знания, инициативность и ответственность.

 

Положение о проектной, научно-исследовательской деятельности и практиках студентов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»