• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ЛССИ: экономика и культура

10-15 ноября в Санкт-Петербурге прошла IV международная конференция «Культурные и экономические изменения в сравнительной перспективе», организованная Лабораторией сравнительных социальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Традиционно конференция собрала российских и иностранных ученых, работающих над проблемами ценностей, доверия и социального капитала, коррупции и неравенства в изменяющемся мире, роли религиозности в политической активности и иным общественным проблемам России и других стран.

Конференцию открыл Рональд Инглхартруководитель Международной лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ, который в своем докладе «От классового конфликта до проблем культур – и снова назад?» осветил вопрос усиления экономического неравенства внутри стран, несмотря на появление новых секторов экономики.  На вопрос о том, кто должен быть главной силой в борьбе с экономическим неравенством, Рональд Инглхарт ответил: «Правительства находятся под контролем олигархов, поэтому они не будут этого делать. В США, как и в России, есть конкретные состоятельные личности, которые имеют огромное влияние на принимаемые правительством решения. И я считаю, что их ситуация вполне устраивает. Поэтому и исправляться она должна снизу-вверх, то есть это должно быть какое-то гражданское общество, как например, в политике США, где когда-то большую роль играли профсоюзы. Думаю, требуются такие организации не только в защиту конкретных работников, но рабочего класса в целом. Это в общих интересах, потому что доход стагнирует в последние годы, не только у специалистов со средним образованием, но и у людей с дипломами вузов, а вот у незначительной доли граждан, самой верхушки общества, он сильно вырос». 

 

Причины экономического неравенства между странами осветил Кристиан Вельцель,  профессор ЛССИ НИУ ВШЭ и Люнебургского университета им. Леуфана (Германия): «Географическое положение, политический режим, наличие чистой воды и даже среднегодовая температура – все это оказывает влияние на развитие стран.  Первыми, в период между 1000 и 1500 годами, рывок в развитии совершили страны Северо-Западной Европы, которые находятся в условиях так называемых «холодных вод» - прохладного дождливого климата. Однако в век глобализации, когда информация о передовых странах распространяется свободно, расширение человеческих возможностей становится не столько предначертанным судьбой, сколько правом их выбора. Однако нельзя исключать и влияние политического режима, которое может, как тормозить, так и способствовать развитию».

 

В фокусе исследования Алехандро Морено, президента World Association for Public Opinion Researchбыли политические взгляды, поведение, отношение и представления о демократии представителей разных поколений  в странах Латинской Америки.

«Молодое поколение, в отличие от родившихся во времена недемократического правления, более критично относится к демократическому режиму, - отметил Алехандро Морено.  Возможно, это связано с тем, что они предъявляют к демократии более высокие требования, чем старшее поколение, которое довольно уже тем, что людей не расстреливают эскадроны смерти».

 

Балаш Телегди (Венгерский университет Трансильвании и Бухарестский университет) в своем докладе рассказал об отношении граждан к государству. Его интересовали факторы, которые  оказывают наибольшее влияние на появление  доверия людей государственным институтам.

«Моя гипотеза заключается в том, что существует два основных определяющих фактора. Первый - помощь, которую люди получают от государства, если получаемая поддержка эффективна, уровень доверия возрастает и наоборот. Второй фактор - это коллективная мораль (нравственное поведение, этика) граждан. В случае если государство позволяет, например, уклоняться от налогов и граждане это знают, их уровень доверия к нему падает, но, если они знают, что никто не нарушает правовые нормы и уровень морали в обществе высок – степень доверия к государству возрастает».

 

Эрик Усланер (Университет Мэриленда) представил исследование, посвященное коррупции: «Мы хотим показать, насколько уровень коррупции тесно связан с уровнем образования: чем выше уровень образования, тем ниже коррумпированность страны. Начали изучение с ситуации в 70-е года, но такие вещи не меняются быстро: большинство стран по сей день живут с примерно тем же уровнем образования, который они имели ранее, им действительно сложно наверстать упущенное.  В мире есть всего четыре страны, которые действительно проделали огромную работу с точки зрения образования: Южная Корея, Япония, Финляндия и Италия. В Финляндии повысили уровень образования, чтобы оторваться от влияния Советского Союза. У Японии не осталось выбора – они были вынуждены реформировать образовательную систему после второй мировой войны. Южная Корея после корейской войны тоже была вынуждена доказать свою обособленность, в том числе путём реформирования образования».

 

Изучению процесса принятия судебных решений в многонациональном обществе посвящено исследование Арье Раттнер(Хайфский университет).

«Наличие дискриминации в израильской системе уголовного правосудия предполагается многими, но некоторыми оспаривается. Мы рассматриваем взаимодействие трех субъектов: ответчика, жертвы и судьи. Анализируем исход судебного разбирательства в условиях, когда судья относится к одной этнической группе, ответчик к другой, а жертва к третьей. Имеет ли это какое-либо значение для результата судебного разбирательства?

В данном исследовании мы хотели бы определить, существует ли дискриминация по отношению к арабам, выступающими ответчиками в суде, где председательствует еврей, в случае, если жертва является евреем, либо арабом. Также мы рассматриваем оба возможных варианта выбора судей: судьей выступает еврей, либо судьей выступает араб. В израильско-арабской системе присутствуют также судьи арабского происхождения, и мы хотели узнать, будут ли такие судьи  покровительствовать, как мы могли бы ожидать, ответчикам-соплеменникам? Согласно данным нашего исследования, такого нет! Более того, наоборот: ответчики-арабы сталкиваются с более тяжелым приговором и наказанием со стороны судей – арабов в случае, если жертва – еврей».

 

Эдуард Понарин, заведующий ЛССИ представил исследование, показывающее связь между количеством совершаемых самоубийств и распространенностью религиозных сект в округах США.

«Данные демонстрируют существующую модель связи между процентом конфессий в округе и уровнем самоубийств, с одной стороны, и возрастом конфессии в веках, с другой. Старые конфессии позволяют прихожанам игнорировать некоторые догматы, плохо совместимые со здравым смыслом,  в то же время способствуют чувству принадлежности к сообществу и понижают уровень тревожности. Новые же религиозные движения способствуют возникновению психологической напряженности у прихожан, заставляя их заниматься прозелитизмом, что часто ведет к отчуждению от общества и актуализирует противоречия догматов с общественными реалиями. В частности, те секты, чьи приверженцы более склонны верить в чудеса, оказываются более молодыми и более предрасположенными к суицидам».

 

Арне Каллеберг (Университет Северной Каролины) представил исследование о влиянии нестандартной занятости на восприятие работы и безопасности, экономической нестабильности, на переход к взрослой жизни и формирование семьи.

«До того, как я приехал на конференцию я изучал 5 стран: Германия, Испания, США, Великобритания и Япония. Но основываясь на комментариях, которые я получил на конференции, я думаю добавить Швецию или Норвегию - одну из социально-демократических стран, к своему исследованию. Так что для меня было очень полезным получить обратную связь от коллег», - подчеркнул Арне Каллеберг.

 

Подготовила Елена Грузинская