От культурных индустрий – к образовательным
Профессор, заведующий Лаборатории экономики культуры, академический руководитель магистерской программы "Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме" заместитель директора
НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург
«Этот доклад, подготовленный мною совместно с Маргаритой Пеклеванной, отражает наши исследования как в области культурных индустрий, так и в области современных форматов обучения. Следует подчеркнуть, что сфера образования сейчас находится в активном поиске новых способов и каналов донесения информации до различных категорий обучающихся. Поскольку наш доклад был в рамках семинара «Музей и дети: современные технологии проектирования творческой среды», проводившегося на базе Российского центра музейной педагогики Русского музея, то рассмотрение различных существующих и перспективных форматов взаимодействия сферы образования и культурных индустрий было очень актуальным.
Мы рассмотрели в докладе и проиллюстрировали те новые черты, которые присущи современному этапу развития культурных индустрий, подчеркнув, что описанный еще полвека назад М.Хоркхаймером и Т.Адорно (M.Horkheimer and T.Adorno, 1969) процесс индустриализации культуры принял за эти годы чрезвычайно широкий характер, затронув большинство традиционных отраслей культуры и создав принципиально новые жанры и формы искусства и культуры.
Индустриализация культуры предъявила новые требования к сфере образования, сделав востребованными не просто специалистов с новыми компетенциями, а создав очень широкий спектр новых профессий, которых не было еще пару десятилетий назад. Вместе с тем, по мере нарастания объемов и форматов информации, которую необходимо донести до потребителей, принципиально изменились запросы сферы образования к различным отраслям культурных индустрий. Речь идет о том, что достижение в обществе социального равенства, обеспечиваемого в решающей степени посредством гарантированности доступа к образованию, основано на демократизации форматов образовательных технологий. Наиболее ярким примером такой демократизации является развитие он-лайн образования.
Но роль культурных индустрий состоит в том, что они привносят в процесс демократизации форматов образования много новых, креативных форматов, обеспечивающих не только доступность образования, но и его привлекательность для различных групп обучающихся, заинтересованность в продолжении образования, вовлеченность в сопроизводство образовательных продуктов и многие другие новые черты. Примерами могут служить и образовательные тренажеры, и компьютерные игры и квесты, и электронные инсталляции, и много других продуктов, разнообразие которых увеличивается в геометрической прогрессии. Принципиально важным является и то, что культурные индустрии не только обеспечивают новую «упаковку» образовательных продуктов, но и их контентную часть. Поэтому можно констатировать, что в настоящее время сфера образования диверсифицирует формы получения знаний и умений для различных профессиональных и социально-демографических групп населения на основе широкого внедрения продуктов культурных индустрий.
С другой стороны, как отмечалось в докладе, культурные индустрии должны расширить информационное обеспечение сферы образования новейшими разработками в части запросов на подготовку кадров как по существующим, так и по принципиально новым профессиям, которые должны появиться в ближайшее время. Но, как показывает практика, активность учреждений сферы образования по разработке новых продуктов культурных индустрий значительно уступает аналогичной активности бизнес-структур. В этой связи встает задача стимулирования научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности именно учреждений сферы образования, чтобы соединить процессы разработки новых продуктов и подготовки кадров, владеющих компетенциями по их продвижению и применению. Этот процесс включает в себя нацеленность не просто на определение новых, перспективных компетенций в рамках существующих профессий, но и определение новых профессий в области культурных индустрий.
Рассматривая перспективные тенденции развития взаимодействия сферы образования и культурных индустрий, отметим, прежде всего, необходимость постоянного участия организаций и учреждений сферы образования в разработке новых тенденций, направлений развития, проблемных зон и перспективных рынков для культурных индустрий. К сожалению, до настоящего времени культурные индустрии испытывают острую нехватку, как глубоких отраслевых исследований, так и международных компаративных исследований, позволяющих на основе бенчмаркинга выстроить стратегии развития отдельных отраслей. Также можно предвидеть, что в ближайшее время станет массовым явлением создание в учреждениях сферы образования струк турных подразделений в виде различных культурных индустрий. Речь идет не только об уже существующих отделах рекламы, дизайна и компьютерных технологий, но и телевизионных студиях; интерактивных СМИ; подразделениях, занимающихся геймификацией образовательного процесса, лидогенерацией образовательных продуктов и многими другими процессами, на сегодняшний день сосредоточенными в основном в организациях культурных индустрий. Более того, можно ожидать, что уже в ближайшие годы наряду с традиционной сферой образования появится и институализируется сфера образовательных индустрий, по аналогии с сосуществованием сферы культуры и культурных индустрий. И именно те образовательные учреждения, которые сумеют вовремя уловить носящиеся в воздухе идеи индустриализации образования, сумеют занять достойное место на рынке образовательных услуг».