• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Между природными рисками и развитием туризма: как меняется жизнь локальных сообществ в индийских Гималаях

В 2024 году ученые Питерской Вышки дважды отправлялись в экспедицию в индийские Гималаи. Вторая поездка завершилась в начале октября, сейчас исследователи подводят ее итоги. Что нового они узнали о штате Химачал-Прадеш, почему там резко участились наводнения и землетрясения и как местные жители адаптируются к росту туризма в регионе — рассказываем в материале.

Между природными рисками и развитием туризма: как меняется жизнь локальных сообществ в индийских Гималаях

Из личного архива Дмитрия Омельченко

Как собирали данные

Экспедиция в Химачал-Прадеш проходила с 26 сентября по 2 октября. За семь дней ученые из Питерской Вышки и Делийского университета объехали семь деревень округа Лахул и Спити, в числе которых — Сиссу, Танди, Удайпур, Рублинг, Шукто, Ургос и Джиспа. Большинство поселений, в которых побывали исследователи, находятся на высоте от 3000 до 3400 метров над уровнем моря.

В состав научно-исследовательской группы от Питерской Вышки вошли пять человек: Александр Сорокин, декан Школы социальных наук, Алексей Сорбалэ, руководитель программы «Политология и мировая политика», Дмитрий Омельченко, научный сотрудник Центра молодежных исследований, а также Полина Миронова и Анна Меркулова, студентки департамента социологии. Со стороны Делийского университета в экспедиции приняли участие четыре сотрудника и аспирант PGDAV колледжа.  

Для полевой работы использовалась качественная методология социологического исследования. «Остановились на ней, потому что нам важно было погрузиться в жизнь локальных сообществ за максимально короткий срок. Глубинные интервью и наблюдения как нельзя лучше подходят для этих целей. За семь дней мы взяли более 30 интервью, а также наблюдали за работой местных жителей в поле, за сбором урожая, работой  в школе, медицинских учреждениях и за повседневностью в целом», — объясняет Александр Сорокин.

«Экспедиция стала для меня первым масштабным опытом полевой социологической работы, я очень волновалась, — делится Полина Миронова, второкурсница магистерской программы «Современный социальный анализ». — Интервью помогли нам лучше понять мотивацию местных жителей, их образ мысли и стиль жизни».

В выборку вошли жители каждой из семи деревень, относящиеся к самым разным профессиям — от земледельца до отельера. Исследователи также старались брать интервью у представителей официальной и традиционной медицины. «Врачи хорошо осведомлены о том, как меняется состояние здоровья жителей штата, а целители придают особое значение растительному и животному миру — у них особое восприятие природы, погоды и климата, а также их изменений. Без этих разговоров мы бы даже не узнали, что у местных жителей участились случаи диабета, сердечных приступов и других заболеваний, в том числе ментальных», — подчеркнул декан Школы социальных наук.

Что стало катализатором изменений

Одним из ключевых изменений стало строительство дороги и тоннеля Atal, который соединяет деревни штата Химачал-Прадеш с остальным миром. Раньше эти населенные пункты были оторваны от остальной Индии и даже друг от друга. На то, чтобы добраться из одной деревни в другую, местные жители тратили минимум двое суток. Сейчас они могут доехать до соседей на машине за два часа. Однако строительство не только упростило транспортное сообщение между городами, но и привело к другим, более масштабным изменениям — в экономике, климате и даже культуре.     

Чем живут гималайские деревни

До строительства дороги жизнь в деревнях Химачал-Прадеша была достаточно замкнутой. Местные жители в основном занимались сельским хозяйством и скотоводством. Если и торговали, то преимущественно между собой. Сейчас они поставляют продукты в другие регионы Индии, а также перепродают крупным компаниям — например, изготовителям чипсов.

Алексей Сорбалэ, руководитель программы «Политология и мировая политика»

Сорбалэ Алексей Борисович

У большинства наших информантов было несколько источников дохода. Например, учителя начальной школы получают дополнительный доход от продажи сельскохозяйственной продукции на местных рынках, народные целители — от содержания домов отдыха, а продавцы заключают широкие контракты с представителями пищевой промышленности штата. Это разительный контраст с местными жителями Джамму, куда мы ездили в первую экспедицию. Там большинство местных жителей имеет только один источник дохода: сельское хозяйство.

Сельскохозяйственные технологии тоже изменились. Государство начало обеспечивать деревни удобрениями и пестицидами. За счет этого и погодных изменений урожаи стали щедрее, и местные начали отдавать больше продуктов на продажу. Появилось и новое оборудование: например, культиваторы на бензогенераторах. Тем не менее, традиционными улучшенными «палками-копалками» жители тоже пользуются: в деревнях считают, что новые технологии больше вредят почве.

Промышленное электричество есть в крупных поселках — в тех местах, где проложена дорога. Открылись и магазины электроники, правда, не сетевые. «Кочевники с айфонами — обычное дело», — делится Александр Сорокин. Там, куда электричество проводить слишком дорого, власти устанавливают солнечные панели. Их вполне хватает на бытовые нужды и досуг местных жителей. 

Сейчас в регионе активно развивается туризм. Больше — внутренний: иностранцы приезжают в Химачал-Прадеш не так часто. Для путешественников открываются кафе, строятся гостиницы. Причем сами здания тоже выглядят по-новому. Вместо глины и дерева — цемент и кирпич: такие материалы и постройки привычнее туристам. В домах нового типа селятся и местные жители, хотя сами они видят в таких постройках не только плюсы.

«Традиционные дома были поменьше, а значит, их проще отапливать. Эти новые — очень холодные: отопления там нет, а от печки-буржуйки толку мало, особенно в зимний период», — комментирует декан Школы социальных наук.

Вместе с туристами в гималайских деревнях появился и фастфуд, он стал обычной частью повседневности. Однако местные врачи не рады: в регионе появились случаи сахарного диабета и инфарктов. Ухудшение здоровья специалисты связывают с новыми пищевыми привычками. 

Местные жители также заявляли, что их здоровье становится хуже из-за мусора, который оставляют туристы. «Впрочем, к этим высказываниям стоит относиться критично, — отмечает Александр Сорокин. — Туристов здесь все-таки не так много, свое поведение местные не особенно фиксируют и ищут причины в чем-то другом».

Как меняется культура

Некоторые обычаи остаются неизменными — например, обряды, связанные с сельским хозяйством. Перед началом сезона селяне устраивают обряды, чтобы у них был хороший урожай, и организовывают праздник. Зимой они уходят на каникулы на месяцы: сидят дома или ходят друг к другу в гости.

Увеличение туристического потока и рост миграции приводят к постепенной утрате локальных языков. Все больше молодежи предпочитает говорить на хинди или на английском языке, нежели на местном наречии. Это упрощает переезд и дальнейшую интеграцию в большие города. «Пожилые люди винят в этом школьных учителей, потому что считают их основным источником знаний, — отмечает Полина Миронова. — Обучение на уровне семьи никто не рассматривает всерьез».

Что происходит с климатом и природой

Последние 3–5 лет в гималайских деревнях сократилось количество воды. Местные жители боятся, что через 5–7 лет вода из этих мест вообще пропадет, а значит, придется уезжать. «Помимо климата, на водные ресурсы довольно сильно повлияло строительство тоннеля  — оно сильно изменило экосистему в Гималаях. Конечно, засуха наблюдалась и раньше, но она не наступала так резко», — объясняет Александр Сорокин.

Есть и другие климатические риски: участились землетрясения, наводнения и сильные дожди. Чтобы справляться с катаклизмами, местные жители устанавливают насосы, роют каналы, а иногда — уходят в укрытие. «Во время сильных дождей жители одной из деревень ушли в горы и прятались в скале два дня подряд, — рассказывает декан Школы социальных наук. — Боялись, что от сильного ветра все постройки рухнут».

Александр Сорокин, декан Школы социальных наук

Сорокин Александр Николаевич

В дальнейшем мы планируем составить карту всех климатических изменений, которые есть на территории Гималаев. В 2024 году состоялись две экспедиции в этот регион, а в будущем году планируются еще две поездки. Помимо этого, вместе с коллегами из Делийского университета мы сейчас обсуждаем разработку платформы по адаптации к климатическим изменениям — не только в Гималаях, но и на других территориях. Результат может быть очень интересным. В марте 2025 года мы планируем подготовить фотовыставку по итогам двух экспедиций, а также презентацию второго документального фильма. Первый фильм — «Отражение» — уже готов и скоро появится в общем доступе.