• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пушкинские горы, документальное кино и маркетплейсы: о чем проекты для студентов Питерской Вышки

В Питерской Вышке есть не только обычные предметы с лекциями и семинарами, но и проекты. Задачи перед каждым из них самые разные. Иногда студенты тренируют какие-то навыки, иногда — решают бизнес-задачи, иногда — проводят полный цикл исследования. Как устроена проектная деятельность и что на ней можно изучать — в материале.

Пушкинские горы, документальное кино и маркетплейсы: о чем проекты для студентов Питерской Вышки

Фото НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Выбор проектов — за студентом. Он может взять то, что покажется ему наиболее интересным или же полезным для будущей карьеры. Глобально ограничение одно: по образовательным программам. Рядом с карточкой каждого проекта можно найти список программ и направлений, для которых рекомендован проект. Ограничения особенно актуальны в том случае, если от участников проекта требуются определенные навыки и они прописаны в критериях отбора. Например, проект, где нужно дизайнить соцсети, больше подойдет для студентов с профильным образованием.

Запись проходит через «Ярмарку проектов». За участие в проектах студенты получают учебные кредиты. К концу обучения необходимо набрать определенную сумму этих кредитов за проектную деятельность. Если этого не сделать, можно получить академическую задолженность. Также академическая задолженность возможна, если получить неудовлетворительную оценку за проект.

Иногда на «Ярмарке проектов» появляются какие-то задачи от компаний-партнеров. Так, в 2023 году магистранты Школы экономики и менеджмента собирали аналитику для компании «Лента». Они смотрели на продажи определенных товаров на маркетплейсах: почему приходят за ними на онлайн-площадки, а не в «Ленту». Итогом должны были стать рекомендации насчет цен и ассортимента. 

Для этого проекта Вероника Анущенко, второкурсница магистратуры «Менеджмент и аналитика для бизнеса», рассматривала категорию «пакетированные сладости»: конфеты в упаковках, сухофрукты, ириски и так далее. Студентка ожидала, что в топ продаж на маркетплейсах попадут популярные и давно известные конфеты. Однако наибольший интерес у покупателей вызвали конфеты без сахара и сухофрукты.

Вероника Анущенко, 2-й курс, МП «Менеджмент и аналитика для бизнеса»

Вероника Анущенко, 2-й курс, МП «Менеджмент и аналитика для бизнеса»

Раньше я никогда не работала с аналитикой в ретейле, а тут как раз можно было посмотреть на ее особенности. Было достаточно интересно оказаться в атмосфере реальной работы: например, я побывала в офисе «Ленты», потому что вся работа на проекте была очной. 

Еще приятно, что представители компании нас всегда поддерживали. Нашу работу курировала Татьяна Родионова, менеджер по развитию категорийного менеджмента. Она решала любые вопросы, давала советы и всегда на связи в Telegram-чате. Мне понравился этот подход, когда можно напрямую контактировать с сотрудником, оставаясь с ним на одной волне. Думаю, у «Ленты» сильный бренд работодателя, потому что все сотрудники тепло отзывались о компании и благодарили нас за работу.

Иногда проекты помогают взглянуть на известную тему в новом ракурсе. Например, студенты программы «История» изучают, как фотографии сделали Пушкиногорье известным туристическим местом во времена СССР. Руководит проектом Александра Бекасова, кандидат исторических наук. Учащиеся начнут с описания фотографий Пушкиногорья, которые находятся в коллекции Российской национальной библиотеки.

Для некоторых студентов этот проект стал продолжением работы с визуальными источниками. Студентка второго курса Полина Пермякова раньше изучала открытки, этот проект поможет ей получить знания об анализе фотографии и ее истории.

Полина Пермякова, 2-й курс, ОП «История»

Полина Пермякова, 2-й курс, ОП «История»

Сейчас моя основная задача — поиск информации о том, какие открытки, посвященные Пушкиногорью, были выпущены в 1950–1980-е годы. Кроме того, мы интерпретируем фотографии: какое конкретное место в Пушкинских Горах запечатлено, в какое время года. Также смотрим на автора фото и другие его снимки. В будущем хотелось бы, чтобы собранный материал был использован в исследовательской деятельности. Возможно, я сама стану автором небольшого материала!

Для Александры Бекасовой, руководителя проекта, Пушкиногорье в XX веке — тоже новая тема. Ранее она занималась в основном историей XVIII и XIX веков. «Пушкиногорье — особое место, с которым у меня связано много личных воспоминаний. Время от времени я приезжала в Заповедник с близкими и друзьями, многие из которых фотографировали. А позднее, уже через пару десятилетий, стала вырываться туда поработать с компом и бумагами, чтобы «собраться с духом» и посидеть за текстами. Навещая любимые места, я постепенно обрастала там друзьями и знакомыми. Они рассказывали о жизни, показывали фотографии, книги, альбомы, путеводители, видовые открытки, вырезки из газет советской эпохи и многие другие материалы. Какие-то из этих изданий оказывались в итоге у меня и их количество незаметно прирастало. Настал момент, когда вдруг поняла, что этот интерес надо разделить с кем-то еще», — объяснила Александра Бекасова.

Александра Бекасова, доцент департамента истории

Бекасова Александра Викторовна

Главная идея нового проекта — понять, как фотографии производились и работали в туристических практиках советской эпохи. Для этого мы проанализируем различные визуальные материалы: в том числе фотографии, которые появлялись на страницах книг о Пушкиногорье, видовых открытках, календарях, регулярно издававшихся огромными тиражами. Но кто участвовал в разработке сценариев создания и использования этих фотографических изображений? Какова роль редакторов, авторов текстов и фотографов в этом сложном коллективном процессе? Как практики фотографирования меняли взгляд и восприятие туриста? Чтобы ответить на эти вопросы, мы познакомимся с современными подходами к фотографии и постараемся выработать собственную теоретическую рамку.

Книги, которые помогут узнать больше о фотографии

Иногда проекты сочетают взгляд исследователя с практической направленностью. Например, Дмитрий Омельченко создал мастерскую документального кино о молодежи. Этот проект объединит социологические методы с документалистикой: студенты изучат основы видеосъемки и монтажа, узнают, как искать героев и сюжеты для своих историй. Теоретические занятия сочетаются с практикой и мастер-классами от профессионалов. По итогам планируется показ студенческих работ. «Нам как ученым-киноделам важно показать, каким видят мир наши герои. Мы одновременно создаем исторический документ и стараемся минимизировать влияние наблюдателя на жизнь человека или какого-то сообщества. Включая социологические интервью и наблюдения в документальное кинопроизводство, мы получаем все то, что иногда ускользает от взгляда исследователя: бэкграунд говорящего, его мимику, жесты, междометия и многое другое», — комментирует Дмитрий Омельченко, научный сотрудник Центра молодежных исследований. 

Сейчас участники проекта работают над созданием короткометражных фильмов, уже написали сценарии и даже отсняли несколько кадров. Впечатлениями от участия в проекте поделился Даниил Гурин, который учится в Питерской Вышке на социолога.

Даниил Гурин, 3-й курс, ОП «Социология и социальная информатика»

Даниил Гурин, 3-й курс, ОП «Социология и социальная информатика»

Меня давно интересовало кино, но сильнее я увлекся им в конце второго курса. Начал ходить на открытые показы и лекции, читать книги о режиссерах. В начале третьего курса увидел проект, посвященный документалистике, и понял — это мое! 

На мой взгляд, для социолога полезно уметь заниматься документальной съемкой, потому что это дополнительный навык, который поможет создать что-то новое и ценное в научном сообществе. Можно вывести исследования и освещение острых социальных тем на новый уровень, но при этом оставить их доступными для всех.

С темами проектов, над которыми работают студенты, можно ознакомиться по ссылке.