«Здесь можно посмотреть на науку в действии»: студенты Питерской Вышки о стажировках в крупных компаниях
В Питерской Вышке преподаватели много внимания уделяют практической подготовке студентов. Благодаря этому ребята могут строить карьеру в компаниях мечты уже с первых лет учебы. Об этом не понаслышке знают наши сегодняшние герои, которые стажировались в «Яндексе», «Газпром нефти», «Воздушных Воротах Северной Столицы», ANCOR и Selectel. Как проходил отбор в топовые компании, какие задачи выполняли ребята во время стажировки и что особенно запомнили — в нашем новом материале.
Анна Рюпина, студентка четвертого курса программы «Физика», стажировалась в компании «Газпром нефть» на позиции стажера-исследователя
В 11-м классе я побывала на экскурсии в Научно-техническом центре (НТЦ) «Газпром нефти». Компания очень впечатлила меня тем, что здесь можно посмотреть на науку в действии! Тогда я и решила, что хочу однажды пройти стажировку здесь. В прошлом году на сайте НТЦ я как раз увидела вакансию стажера-исследователя и не раздумывая заполнила заявку.
Первым этапом отбора был конкурс резюме. В нем я указала курсы, которые изучала в Вышке, и опыт работы учителем физики в онлайн-школе. Еще написала, что владею Python, Wolfram alpha и Latex. После этого я прошла собеседование, где мне задавали вопросы по учебной программе — было что-то даже из квантовой механики.
Стажировка длилась чуть меньше трех месяцев. Как будущему физику мне дали задачи, связанные с решением дифференциальных уравнений. Они нужны для того, чтобы определить свойства газа и газоконденсата. А знание этих свойств помогает эффективнее добывать газ. Конечно, делала я это не вручную, а с помощью программ Wolfram Mathematica, MatLab.
На стажировке мне пригодились курсы из Вышки: «Дифференциальные уравнения» и «Математическая физика». Еще бы пригодился курс «Численные методы», где учат пользоваться программами, в которых я делала вычисления, но он начался на четвертом курсе.
Больше всего мне запомнилось начало стажировки, когда мне дали задачу с кучей нефтегазовых терминов, которые я еще не знала, — было интересно погрузиться во все новое. Еще удивило, как теоретические вещи, например, правила в решении интегралов, уравнений, часто на практике очень упрощаются. И все-таки я убедилась, что без теоретической физики и математики — никуда. Даже такой, казалось бы, простой процесс, как добыча ископаемых, напрямую зависит от правильных расчетов и хорошо примененной теории, хотя порой и упрощенной.
Сейчас я провожу исследования в Международной лаборатории квантовой оптоэлектроники. Стажировка и работа в лаборатории охватывают разные разделы физики. Но меня это не смущало, наоборот — было интересно попробовать себя в разных направлениях, чтобы понять, чем именно мне хочется заниматься. Пока больше склоняюсь к квантовой оптоэлектронике и диплом пишу в лаборатории на эту тему. Магистратуру тоже планирую выбрать с похожим профилем.
Андрей Панов, студент второго курса программы «Прикладная математика и информатика», стажировался в «Яндексе» на позиции backend-разработчика
О стажировках в «Яндекс» я узнал еще в старших классах. Компания всегда привлекала меня тем, что создает один из самых больших и признанных продуктов в России. Поэтому я и поставил для себя цель постажироваться там. Уже в феврале первого курса увидел вакансию на официальном сайте и отправил резюме.
Отбор на стажировку был стандартный для IT-сферы и длился два с половиной месяца. Сначала нужно было решить несколько секций по алгоритмам, а потом пройти техническое собеседование с командой. На нашей программе хороший курс по алгоритмам, поэтому с секциями я справился быстро. А на собеседовании меня спросили, какими технологиями я владею. Я рассказал, что в качестве проектной работы вместе с другими студентами написал стратегическую компьютерную игру с мультиплеером. И благодаря этому у меня есть опыт работы с удаленной системой вызова от Google — gRPC, инструментом сериализации данных Protobuf, базой данных sQLite.
Моя стажировка длилась три месяца. В сентябре пришлось совмещать работу с учебой, но было несложно — «Яндекс» лояльно относится к графику студентов. Я занимался поддержкой и развитием высоконагруженного внутреннего сервиса. Для этого мне очень пригодились знания с первого курса, особенно по предметам «Язык программирования C++» и «Основы методологии программирования». Некоторым вещам научился уже в процессе: например, работать с базами данных и программировать на языке Java. Его мы будем изучать уже в этом году, так что мне будет легче усваивать материал.
Но интереснее всего было погрузиться в профессиональное сообщество! «Яндекс» проводит много внутренних мероприятий для сотрудников, на которых можно пообщаться со старшими коллегами, попросить совета. Благодаря этому удалось развить еще и soft skills — уверен, для будущей карьеры это тоже полезно.
Стажировка помогла понять, что работа в IT-сфере мне по душе. И программа для этого дает мощную базу фундаментальных знаний. Но и от трендов отставать не стоит: сфера быстро развивается, постоянно нужно изучать новые подходы к решению технических задач — этим и планирую заняться в этом году. Благо и такая возможность на программе есть: у нас преподают практикующие программисты, которые делятся с нами актуальными разработками.
Елизавета Белышева, студентка третьего курса программы «Юриспруденция», стажировалась в компании «Воздушные Ворота Северной Столицы»
В ноябре прошлого года в Вышке проходила встреча с генеральным директором компании «Воздушные Ворота Северной Столицы» и другими сотрудниками, где рассказывали, какие направления работы есть в аэропорту. После встречи можно было задать вопросы HR-специалистам или даже записаться на собеседование, что я и сделала. Мне показалось, что это будет очень нестандартный опыт, и было интересно узнать, как работает аэропорт изнутри и чем там занимаются юристы.
Чтобы пройти на стажировку, нужно было презентовать себя перед HR-специалистом и рассказать о своих результатах в учебе и практике. Еще спросили, на каком я месте в рейтинге и на какие оценки учусь, а также дали несколько кейсов, чтобы посмотреть на мой ход рассуждений.
В течение месяца я готовила документы для суда, писала юридические заключения по разным вопросом. Я также анализировала поправки в законах, которые влияют на работу аэропорта, помогала старшим коллегам решать вопросы, связанные с наймом и увольнением сотрудников. Юридический факультет хорошо подготовил для подобных задач — пригодились знания, полученные как в рамках основных дисциплин (гражданское, административное и уголовные право), так и во время изучения римского права.
Коллеги у меня были потрясающие, вот что особенно запомнилось! Они брали меня на заседания в Арбитражный суд и даже на проверку Следственного комитета. Было очень интересно посмотреть, как работает юриспруденция в реальности. А самый радостный момент, наверное, был, когда мне удалось решить сложный кейс, который вызывал сомнения даже у гораздо более опытных коллег.
Жизнь юриста очень далека от той, что показана в фильмах, но не менее интересна — это главное, что я поняла за это время. Я увидела, сколько ответственности лежит на юристах даже в аэропорту, и меня это мотивировало еще усерднее учиться. И пока я не решила окончательно, какую специализацию выберу, буду пробовать разное. Но уверена, что моя жизнь так или иначе будет связана с юриспруденцией.
Даниил Гурин, студент третьего курса программы «Социология и социальная информатика», стажируется в компании ANCOR на позиции UX-исследователя
На Неделе карьеры Питерской Вышки я был на лекции спикера из ANCOR. Она рассказывала о том, как студенту найти работу и выстроить свою карьерную траекторию. Меня этот вопрос тогда очень заинтересовал, и я зашел на сайт компании. Оказалось, что ANCOR ищет стажера на позицию UX-исследователя. И я решил откликнуться, чтобы закрепить знания, полученные на программе.
Отбор проходил в несколько этапов: телефонное интервью, интервью с HR-специалистом и тестовое задание. На интервью мне задавали вопросы по теоретическим знаниям из университета и дополнительной литературы, которую я читал сам. А в тестовом задании нужно было проанализировать рынок продуктов ATS для подбора персонала и презентовать результаты. Это было несложно, потому что я часто защищал похожие проекты на программе.
На стажировке я проводил исследования по внутренним продуктам ANCOR, которые помогают компаниям вести кадровый электронный документооборот. Я проводил интервью, работал с количественными данными в Excel, писал гайды и создавал дизайн исследований для заказчиков. Многое я уже умел благодаря курсам в Вышке. Но что-то приходилось делать впервые — например, создавать план исследования на основе брифа заказчика. Но это нормально, ведь никто не ждет от стажера, что он знает все. Главное — не бояться ошибаться и задавать вопросы.
Самое интересное воспоминание за время стажировки — brainstorms с моими старшими коллегами! Они всегда были открыты к моим идеям и охотно делились своим опытом — это было очень ценно и полезно.
Так вышло, что стажировка тесно связана с моей работой в научно-учебной лаборатории «Социология образования и науки». И там и там я работаю с качественными и количественными данными, провожу интервью. Единственное, что их отличает, — предметная область. В лаборатории я больше занимаюсь образовательной системой и местом школьников в ней, в то время как на стажировке погружен в продуктовую сферу.
Попробовав свои силы в разных областях, я понял, что мне очень близка сфера UX-исследований. В ней бы я и хотел дальше развиваться. Поэтому главный план на ближайший год — пройти еще одну стажировку, чтобы набраться опыта для будущей карьеры.
Александра Рафаил, студентка третьего курса программы «Экономика», стажируется в компании Selectel на позиции IT-Sourcer
О стажировке я узнала от первокурсницы, у которой была куратором. В общем чате она написала, что в компанию Selectel ищут HR-специалиста и попросила прислать резюме тех, кому эта сфера интересна. А я за время активной внеучебной жизни поняла, что мне нравится работать с людьми. И решила попробовать.
Для отбора в компанию нужно было отправить резюме и пройти три собеседования. Большого опыта работы у меня еще не было, поэтому в резюме рассказывала про внеучебку. Подробно описала свои задачи в кураторстве, в студенческой организации «Студентами для студентов» (СДС), Центре развития карьеры, рассказала про волонтерство и учебное ассистентство. Собеседования были несложными: на них мне рассказали о будущих задачах, проверили мою мотивацию и soft skills и поспрашивали о том, каким специалистом я вижу себя в будущем и как компания поможет мне им стать.
В итоге меня взяли на стажировку на три месяца! Полтора из них уже прошло. Я составляю требования для будущих сотрудников на разные должности, провожу первичный отбор кандидатов и помогаю автоматизировать процессы компании. Например, сейчас вместе с командой разработчиков мы придумываем софт для откликов, чтобы рекрутеры не теряли резюме потенциальных кандидатов из виду. В этом мне помогают знания, которые я получила в Вышке на курсах по цифровой грамотности, статистике, теории игр, поведенческой экономике, а также на майноре по обработке и анализу данных.
За время стажировки мне особенно запомнился момент, когда на одной неделе сразу три человека, отобранных мной, получили оффер в компанию. Это достижение отметили и коллеги, и я сразу почувствовала ценность своей работы!
За эти полтора месяца я поняла, что со специальностью не прогадала. Поэтому в будущем хочу развиваться в этой отрасли и пройти обучение по новым hard skills. А еще планирую поступать в магистратуру, но пока не решила, куда — может, в Москву или за границу. Но и про внеучебку не забываю — я состою в Малом совете СДС, и весь год мы с командой будем проводить традиционные для вышкинцев мероприятия.