Дизайнеры оказались в топе приема Питерской Вышки по количеству стобалльников
В новом учебном году среди первокурсников НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург оказалось 83 стобалльника. Отличные результаты ребята показали не только на экзаменах, но и на олимпиадах, которые позволили зачесть 100 баллов при поступлении. Дизайнеры оказались в топе приема — на образовательную программу бакалавриата поступили три стобалльницы по всем вступительным испытаниям. Редакция портала поговорила со студентками о подготовке, участии в олимпиадах и советах абитуриентам.
Статистика, приводимая Приемной комиссией Питерской Вышки, показывает, что в 2022 году в кампус поступило 83 стобалльника. Среди них есть те, кто получил максимальный результат по одному экзамену, и те, кому удалось набрать 100 баллов по всем вступительным испытаниям. В топе по приему студентов, набравших 100 баллов, оказались образовательные программы «Прикладная математика и информатика», «Юриспруденция» и «Медиакоммуникации». Суммарно эти направления выбрали 25 стобалльников по одному вступительному испытанию и семь студентов, получивших отличный результат по двум дисциплинам. Кроме этого, на ОП «Прикладная математика и информатика» поступил один стобалльник по трем вступительным испытаниям.
На первом месте по количеству студентов, набравших сто баллов по одной или нескольким дисциплинам, оказалась образовательная программа «Дизайн». Ее выбрали 10 студентов с максимальным результатом по одной дисциплине, два студента со ста баллами за два экзамена и три стобалльницы по всем вступительным испытаниям. Ими оказались Софья Серажитдинова, Александра Кобзева и Арина Айриева. Студентки получили отличный результат не только на ЕГЭ, но и на олимпиадах, благодаря победе в которых им зачли 100 баллов по некоторым дисциплинам при поступлении.
Софья Серажитдинова участвовала во Всероссийской олимпиаде школьников по мировой художественной культуре (МХК). Победа принесла ей 10 дополнительных баллов при поступлении. Софья признается, что готовиться к олимпиаде по МХК сложно — задания зачастую непредсказуемы. Студентке помог общий культурный уровень, а также пригодились знания, полученные в изостудии. «Когда ты рисуешь, тебе проще понять логику других художников, техники и процессы в искусстве», — делится своим опытом Софья. Однако более важную роль в поступлении Софьи сыграла другая олимпиада — «Высшая проба» по направлению «Дизайн», победа в которой принесла ей максимальный балл по вступительному испытанию. Кроме этого, студентка набрала 100 баллов на ЕГЭ по русскому и литературе. В сумме у Софьи было 310 баллов.
Софья Серажитдинова, студентка 1-го курса ОП «Дизайн»
Решив попробовать свои силы в «Высшей Пробе» по направлению «Дизайн», я сделала серию плакатов, с которой прошла в заключительный тур. К нему я готовилась серьезно, так как уже знала, что хочу поступать в Вышку. За две недели до олимпиады начала повторять темы, которые нашла на сайте «Высшей пробы». Готовилась по 14 часов в день, чередуя просмотр лекций и чтение книг. Хорошим методом для запоминания таких объемов информации для меня стало эссе: абстрактные знания структурируются, преобразуясь в связный текст.
С подготовкой к литературе мне помогал репетитор. Готовиться я начала только в феврале, поэтому работать приходилось усердно: писала по двадцать сочинений в неделю, слушала лекции и много читала. В мае я взяла онлайн-курс, во время которого мы повторили весь кодификатор за три недели. К ЕГЭ достаточно легко готовиться, потому что ты примерно знаешь, какие задания тебе попадутся. Главное — держать в голове критерии оценивания, которые подробно расписаны в методических материалах для проверяющих, и подстраиваться под них. В случае с литературой также важно придерживаться авторской позиции в сочинениях.
К русскому я особо не готовилась, потому что в начале апреля пришли результаты перечневой олимпиады, которая давала сто баллов при поступлении. Но в итоге она не пригодилась, потому что я и сама набрала 100 баллов. Во время подготовки иногда решала задания в интернете, в школе на уроках писала сочинения. Вечером перед экзаменом посмотрела несколько видео, повторила правила орфографии и критерии для сочинения. Все нервы к этому времени уже были потрачены на олимпиады и литературу, поэтому я держалась спокойно. Текст для сочинения был посвящен искусству, так что писать было легко и приятно. Выйдя с экзамена, я проверила слова из тестовой части и поняла, что у меня нет ошибок.
Александра Кобзева, как и Софья, участвовала в нескольких олимпиадах. 100 баллов по русскому языку и творческому испытанию Александре помогли заработать перечневые олимпиады. Кроме этого, студентке зачли шесть дополнительных баллов при поступлении за участие в региональном этапе олимпиады по МХК. В итоге Александра поступила в Вышку с 306 баллами. Добиться такого успеха, как говорит сама студентка, помогла простая, но важная формула: «Самое главное — это понимать информацию, а не заучивать ее механически».
Александра Кобзева, студентка 1-го курса ОП «Дизайн»
Я готовилась к ЕГЭ на уроках в школе и на курсах. Самое главное — это понимать информацию, а не заучивать ее механически. Можно пользоваться разными видами и формами: подкастами, текстами, аудиокнигами, лекциями, таблицами, чтобы лучше все запомнить. И важно выстроить систему подготовки: отметить, что нужно выучить или разобрать, затем поэтапно работать над этим. И, конечно, не забывать отдыхать.
Для подготовки к олимпиадам по МХК и дизайну я смотрела онлайн-курс Вышки по истории искусств на портале «Открытое образование», слушала подкаст «Зачем я это увидел» и смотрела лекции на ютуб-канале Третьяковки. Для подготовки к олимпиадам по русскому я решала задания прошлых лет. В олимпиадах, в отличие от ЕГЭ, многое зависит от везения. Поэтому есть смысл писать все перечневые олимпиады из списка по нужному вам предмету. Мне такая стратегия помогла: в итоге благодаря олимпиадам я получила льготу в 100 баллов по русскому и творческому конкурсу и прошла на бюджет.
Подготовка к ЕГЭ занимает больше времени, потому что нужно привыкать к формату и отрабатывать письменные задания, составлять планы ответов, оттачивать формулировки. В олимпиаде, наоборот, можно всего пару раз прорешать задания прошлых лет, чтобы понять, что от тебя требуется. Все остальное время можно посвятить теории — на истории искусств ее очень много.
Ребятам, которые будут поступать в следующем году, я советую в начале учебного года определиться, какие предметы вы будете сдавать и какие олимпиады писать. После этого начинайте готовиться, не откладывая, потому что в последнюю ночь вы точно ничего не успеете. Систематически работайте, отбрасывайте ненужное, обязательно отдыхайте, и все будет хорошо.
У Арины Айриевой тоже 306 баллов. Студентка участвовала во всех олимпиадах, благодаря которым можно было зачесть максимальный результат по вступительным испытаниям. В итоге она победила в двух перечневых олимпиадах по литературе и получила 100 баллов по этой дисциплине, а также шесть дополнительных баллов при поступлении. «Поэтому, — делится студентка, — очень важно в начале 11-го класса внимательно изучить правила приема вуза, чтобы иметь представление о том, какие олимпиады будут давать льготы, и не бояться участвовать».
Арина Айриева, студентка 1-го курса ОП «Дизайн»
К ЕГЭ я готовилась с репетитором. Стоит найти преподавателя, который сможет подготовить именно к формату этого экзамена, потому что вопросы однотипные, повторяются из года в год и ловушки в заданиях одни и те же. Кроме того, важно начать готовиться заранее и делать это регулярно. Тогда в последний момент будет меньше потраченных нервных клеток и больше уверенности в себе.
Подготовка к ЕГЭ по литературе во многом помогает и с олимпиадами. Прежде всего, и там и там требуют написать логичное эссе. Иными словами, формат заданий похож, отличается только суть.
За пару дней до олимпиады я открывала сайт и просматривала условия прошлых лет, а также критерии оценивания. Если внимательно изучить первое, станет понятно, к каким вопросам надо готовиться, потому что формат не меняется. Если изучить второе, будет легче избежать потери баллов.
Очень важно ходить на апелляции и готовиться к ним. Например, на олимпиаде по русскому мне не хватило двух баллов до получения диплома третьей степени. На апелляции мне удалось поднять балл, так как я обнаружила техническую ошибку. Никто не будет искать незачтенные баллы за вас. На некоторых олимпиадах не говорят, за что именно сняли баллы, поэтому стоит апеллировать по каждому спорному вопросу. Самое главное — не бояться. Как правило, вам идут на встречу.
Будущим абитуриентам я советую не упускать такую замечательную возможность облегчить себе жизнь и писать олимпиаду. Несмотря на насыщенную интеллектуальную деятельность, я много тусовалась и отдыхала в 11-м классе. Это тоже важно, потому что без отдыха уровень подготовки будет ниже.