«Поступление в Вышку было моей мечтой с девятого класса»: олимпиадники — об учебе на первом курсе
Поступить в Питерскую Вышку можно не только по общему конкурсу, но и по олимпиаде. В кампусе для студентов-олимпиадников есть дополнительные преимущества — например, программа менторства. Поговорили с поступившими по олимпиадам о бонусах и учебе на первом курсе.
Александр Ковригин, 1-й курс, ОП «Прикладная математика и информатика»
Программу я выбирал долго: сомневался между программированием в СПбГУ и в Питерской Вышке. В итоге остановился на второй: подумал, что в Вышке будет больше практики. Помимо этого, меня привлекла система специализаций на старших курсах, где студенты могут выбрать, в каком направлении они хотят развиваться.
Я поступал на программу по олимпиаде. Основным преимуществом, несомненно, были разнообразные стипендии: для победителей всероссийской олимпиады и перечневых соревнований, партнерские стипендии.
У меня со школы был хороший уровень знаний. Но даже несмотря на хорошую подготовку, мне иногда было трудно. Я не ожидал, что нагрузка действительно окажется настолько большой. Чтобы успешно учиться и выполнять домашние задания по всем предметам, нужно уметь организовывать свое время.
С домашними заданиями тоже все строго: для каждого предмета есть еженедельный дедлайн, до него каждый студент должен прислать решения задач, предложенных на прошлом занятии.
Из интересного и уникального на нашей программе отмечу проекты, которые мы делаем уже на первом курсе. В конце второго модуля я в одиночку написал веб-сайт для вики-гонок на Python. А в третьем и четвертом модулях мы с однокурсниками делали большой командный проект на C++: разрабатывали онлайн-платформу для настольных игр. Мы научились работать в команде и понимать друг друга. Помимо этого, мы погрузились в современные инструменты для работы с кодом.
За первый курс я узнал много материала по математике и программированию. Даже в тех областях, в которых я чувствовал себя уверенно до начала учебы. Например, я получил глубокие знания по C++. Но больше всего мне понравился наш курс линейной алгебры, потому что он очень полезен в машинном обучении, которым я хотел бы заниматься на следующих курсах.
Ольга Рыдова, 1-й курс, ОП «Филология»
Сначала я год училась на факультете журналистики в другом университете, но поняла, что мне интереснее литература и языки. Однако я не знала, тексты на каком языке я хотела бы изучать. Помимо этого, мне было сложно было определить, какая филологическая область мне наиболее интересна. Тогда я узнала про бакалаврскую программу в Питерской Вышке, где можно изучать разные языки и тексты на них, а уже потом делать окончательный выбор.
Конечно, я была рада узнать, что смогу поступить на «Филологию» без вступительных испытаний благодаря диплому олимпиады. Но у олимпиадников есть в Вышке и другие привилегии. Например, можно поучаствовать в программе менторства. Она предполагает работу с наставником-профессионалом из сферы интересов олимпиадника. Так, моим ментором стала Татьяна Земскова — преподаватель русского языка и литературы Лицея ВШЭ в Москве. Татьяна тоже изучала филологию в Питерской Вышке, поэтому ее опыт безусловно полезен и интересен. В этом году мы обсуждали методы преподавания и особенности изучения литературы, а также академическую жизнь в университете. На следующий год работа с ментором продолжится.
Когда я поступала, то надеялась, что смогу самостоятельно выстраивать свою образовательную траекторию. Мне хотелось изучать то, что мне интересно, и избегать менее значимых предметов. К счастью, это ожидание полностью оправдалось! Уже на первом курсе часть предметов мы выбирали самостоятельно. На втором курсе можно будет выбирать еще больше предметов, чем сейчас.
Первый курс был ожидаемо сложным. Мы изучали несколько языков, которые иногда путались в голове, тонули в списках литературы. Думаю, первокурснику важно определять во время учебы, что кажется ему более интересным, и уделять основное время этой сфере. Но сначала можно заглянуть в разные области филологического знания: попробовать свои силы и в литературоведении, и в языкознании.
Некоторые студенты у нас занимаются междисциплинарными исследованиями: изучают психологию, историю, теорию коммуникации. Преподаватели всегда поддерживают студентов, не ограничивают их в сфере исследования. Это будет особенно заметно, если посмотреть на темы курсовых работ нашей образовательной программы. Там найдутся исследования компьютерных игр, романов Дарьи Донцовой и даже песен рэп-исполнителей. Сама я на первом курсе изучала литературу для женщин в российских дамских журналах XIX века. Мой научный руководитель помог мне провести сложную аналитическую работу. Полученные результаты я потом представила на научно-исследовательской конференции.
Учеба на первом курсе развила во мне навыки, необходимые для любой гуманитарной сферы. Теперь я читаю и пишу тексты в десять раз быстрее! Я стала намного лучше ориентироваться не только в истории литературы, но и в истории искусств в целом. Мой культурный кругозор значительно расширился. Я часто выступала с презентациями, в том числе на иностранных языках, много работала с академическими текстами. Этот год однозначно не прошел зря! Я чувствую себя в правильном месте и жду начала учебы на втором курсе.
Виктория Литвин, 1-й курс, ОП «Юриспруденция»
Поступление в Вышку было моей мечтой с девятого класса, однако она казалась недосягаемой из-за высоких проходных баллов. Но в одиннадцатом классе я решила попробовать свои силы на олимпиаде «Высшая проба» и благодаря хорошим результатам смогла осуществить свое давнее желание. Сейчас я учусь на образовательной программе «Юриспруденция». Если честно, при поступлении даже не рассматривала другие варианты, поскольку еще в школе я поняла, что мне интересно право и я хочу помогать людям.
На первом курсе я узнала о программе менторства для олимпиадников. Я решила сразу в ней поучаствовать, поскольку это возможность познакомиться и пообщаться с практикующими юристами. Это очень ценный опыт для любого студента, поскольку из такого общения можно почерпнуть для себя много нового для будущей сферы деятельности.
Вышка еще при поступлении мне казалась невероятно крутым университетом, где дают хорошее образование. Я также надеялась найти здесь новых друзей. Все мои ожидания полностью оправдались. Сейчас я не представляю себя в другом месте.
Учеба на первом курсе была непростой. В начале года было вообще сложно, я тогда еще не перестроилась со школьной жизни на университетскую. Стало понятно, что необходимо прикладывать много усилий для того, чтобы хорошо учиться. Но и про отдых я старалась не забывать. Несмотря на то что нагрузка на нас большая, учиться мне очень интересно. Было приятно слушать преподавателей, посещать лекции и семинары. Оказалось, что писать курсовую работу — это тоже не так страшно!
За прошедший год я точно многому научилась. Стала более пунктуальной, дисциплинированной и собранной. И конечно же, я научилась лучше планировать собственное время и находить баланс между учебой и досугом.
Екатерина Суслова, 1-й курс, ОП «Политология и мировая политика»
Еще в средней школе я узнала про Вышку и сразу же загорелась мечтой учиться именно здесь. Увидела в ней то, что искала, — прогрессивность, комьюнити интересных и умных людей, возможности для профессионального развития, но главное — учебу не для школы, а для жизни.
Программа «Политология и мировая политика» показалась мне наиболее близкой из предлагаемых университетом гуманитарных направлений, поскольку здесь нет узкой специализации в одной деятельности. Зато есть сочетание политологии и международных отношений! Это расширяет кругозор студента и позволяет ему развиваться в разных сферах: государственное управление, международные связи, коммуникация, аналитика и консалтинг, журналистика, наука или образование.
Я поступила на программу по олимпиаде. Главным преимуществом для меня было то, что я могу проживать в собственном общежитии НИУ ВШЭ: они дешевле и условия в там комфортные. В целом мне даже повезло, поскольку меня определили в общежитие рядом со станцией метро «Технологический институт». Она как раз неподалеку от корпуса, в котором я учусь.
Первый курс был вводным, плавным и общим. Я не ждала, что сразу же начнутся предметы, которые касаются только политики и международных отношений. Так и произошло. Но я этому по-настоящему благодарна, поскольку мне нужно было привыкнуть к новой учебной атмосфере. Право, философия, социология и другие предметы позволили мне погрузиться в университетскую жизнь и сохранить душевный покой. Также хочется отметить ожидания насчет людей. Я была уверена в том, что найду близких себе по духу ребят — именно это и произошло. Если вы поступаете в Вышку не ради диплома или беззаботной университетской жизни, то точно не останетесь одни. Здесь люди объединены одной целью — получать знания и развивать свою личность.
Учеба на первом курсе — это захватывающий опыт, поскольку вы получаете новую роль в своей жизни. Вы заново учитесь читать, писать и думать. Все, что было в школе, — не так ценно, как то, что вы получаете в университете. В этот период вы уже целенаправленно движетесь к определенной профессии. Все, что вы узнаете на лекциях и семинарах, пригодится вам потом. Уже сейчас я научилась работать в команде, анализировать научные тексты и писать обзоры на профессиональную литературу, эссе на основе теории политической науки. Но главное — теперь я умею расставлять приоритеты, в учебе и не только.
Если описать первый курс на политологии одним словом, то это будет комфорт. Я не говорю о том, что вы будете ничего не делать и только отдыхать. Конечно, на вашем пути будет сотня дедлайнов, проектов и заданий — гигантская умственная деятельность. Но при этом, если вы будете стараться и прикладывать усилия, то действительно будете чувствовать себя комфортно. Безусловно, самый трудный период — это сессии, когда в короткий срок вам нужно выполнить большие задания, написать эссе, контрольные работы, а еще и экзамены. Самый популярный, но от этого не менее действенный совет — учитесь правильно планировать и распределять время, не оставлять все задания на последнюю неделю. Поверьте, даже ее порой бывает мало.
Данила Житников, 1-й курс, ОП «Экономика»
Все друзья рассказывали мне про Вышку, сильно хвалили ее, вот я и решил сюда поступать. «Экономика» — это единственная программа, которая давала возможность пройти сюда по моей олимпиаде, поэтому выбирать не приходилось. Но я ни разу не пожалел. Здесь у меня отличные преподаватели и классный коллектив, я всем остался доволен.
Учеба на первом курсе была для меня разнообразной, но очень тяжелой. Да, я поступил по олимпиаде и у меня была сильная математика. Но несмотря на все это, я тратил очень много времени на домашки, а иногда еле закрывал сессию. Это мотивировало меня, хотя иногда я сильно уставал. Зато я точно знаю, что многому научился уже сейчас, даже базовому Excel. Я могу зайти на сайт с вакансиями, и моих знаний будет достаточно для того, чтобы работать младшим бухгалтером. Еще на программе сильная макро- и микроэкономика, я могу спокойно быть репетитором по этим двум предметам для друзей из других вузов.
Отдельно хочется отметить вышкинскую внеучебку — на мой взгляд, она лучшая в Петербурге. У знакомых из других вузов города я такого не видел, а выезд актива Школы экономики и менеджмента вообще ни с чем не сравнится! Мне нравится, что в университете мы можем реализовать себя не только как студенты, но и как организаторы. Открывать в себе новые таланты или развивать уже существующие. Всего этого я ожидал от Вышки, и я не разочаровался. Поэтому думаю: если куда-то поступать, то только сюда!
Алиса Лезина, 1-й курс, ОП «Филология»
Впервые о Вышке я услышала благодаря ее олимпиадам. Участие в них помогает сформировать представление о будущей профессии. Во-первых, часто задания выходят за рамки школьной программы, для них нужно изучать дополнительные материалы. Во-вторых, олимпиады дают возможность побывать в специализированных центрах — например, в «Сириусе», где лекции ведут одни из лучших специалистов. Именно в «Сириусе» я поняла, что мне интересна филология. Тем не менее, сначала были сомнения: я не понимала, что мне все-таки ближе — лингвистика или литературоведение. Школа не дает полного представления об этих направлениях, остаются только догадки. К тому же, проще найти «свое дело», если попробовать себя в разных областях.
Во многих вузах упор делается только на одной области — либо на литературоведении, либо на лингвистике. В Питерской Вышке такого разделения нет, и для меня это большой плюс. Некоторые жалуются, что на первых курсах знания слишком общие. Но лучше так, чем несколько лет глубоко погружаться в область, которая не будет близка. Кроме того, филологам важно получить общее представление о гуманитарных науках, у нас на программе такая возможность есть.
Еще меня привлекло то, что я смогу выбирать курсы. Так, у каждого студента есть шанс больше времени уделять своим научным интересам. Но окончательно я приняла решение, когда посмотрела День открытых дверей. Я увидела неподдельный энтузиазм студентов, их горящие глаза, участие руководителя. Было видно, что здесь любят филологию.
В Вышку я поступила по олимпиаде. И у такого способа есть огромное преимущество — нужно сдать экзамен лишь по одному предмету, чтобы подтвердить диплом олимпиады хорошим результатом. Это значительно уменьшает количество стресса в одиннадцатом классе. Ведь с каждым годом сумма проходных баллов по ЕГЭ растет, получить ее могут единицы. С дипломом олимпиады все намного проще. Олимпиадники также могут участвовать в программе менторства. Общение со специалистами позволяет понять, как устроена научная среда.
Когда я начала учиться, то ждала высокой нагрузки и бесчисленных дедлайнов. В принципе, так и получилось. Но ждала я и мотивированное окружение, и преподавателей, знающих и любящих свой предмет. Удивительно, но абсолютно все ожидания оправдались. Я бы даже сказала, что учеба в Вышке превзошла их. Я все еще в восторге от предметов, преподавателей, учебного офиса программы и моих однокурсников. Редко можно встретить так много замечательных людей в одном месте.
На первом курсе было нелегко. Очень большой объем информации, дедлайны и вся ответственность только на тебе. Но было и невероятно интересно и — неожиданно — комфортно! Тут нет школьных установок «учитель — ученик». Студенты для преподавателей — коллеги. Они всегда выслушают мнение, даже если оно расходится с их собственным. С ними можно дискутировать, и они могут уступить в научном споре, если доводы окажутся достаточно убедительными. В школе такое представить сложно. Кроме того, на протяжении всего курса ощущалась невероятная поддержка. Сначала кураторов — студентов второго курса, потом однокурсников и преподавателей. Филология Питерской Вышки без преувеличений стала второй семьей.
За первый курс я научилась проще относиться к оценкам, работать в команде и меньше паниковать — иначе дедлайны точно пробегут мимо. Пары тоже были очень полезными: даже за один первый курс можно получить хорошие профессиональные навыки. Но сколько студент усвоит за это время — зависит от него самого. Знания прямо пропорциональны количеству приложенных усилий.
Абитуриенты могут подать документы в Питерскую Вышку онлайн через электронный личный кабинет. Вот инструкция, как это сделать.