Выпускница бакалавриата — о ритмике стихов, конференциях и любви к филологии
Татьяна Земскова закончила бакалаврскую программу «Филология». Во время учебы она не только активно занималась наукой и участвовала в конференциях, но и помогала школьникам разобраться, что такое филология. Недавно Татьяна получила стипендию в магистратуру Дартмутского колледжа. Выпускница рассказала, как поступила в петербургский кампус, чем ей нравилась учеба здесь и почему она проводила лекции для школьников.
Вам всегда хотелось стать филологом?
— Когда я училась в школе, мне нравилась не только литература, но и химия. Даже сдала ЕГЭ по химии лучше, чем по литературе. Я долго раздумывала, на какую специальность мне поступать — может быть, все-таки пойти на химический [факультет]? Но потом я подумала, что если быть химиком, то первоклассным — чтобы создавать химическое оружие. Это как если быть врачом, то непременно хирургом, потому что это самая интересная профессия из всех. Но делать химическое оружие не хотелось, да и любовь к филологии перетянула.
Кроме того, я дополнительно занималась литературой в центре подготовки к олимпиадам. Участвовала во Всероссийской олимпиаде школьников и в «Высшей пробе». Собственно, последняя и помогла мне поступить в Питерскую Вышку вне конкурса.
Почему вы решили поступать в петербургский кампус?
— Прежде всего, мне хотелось поступить в вуз именно в Петербурге — я здесь родилась, мне не хотелось никуда уезжать на время учебы в бакалавриате.
Кроме того, мне понравилась образовательная программа «Филология», она вообще особенная. Первые два года студентов не делят на филологов и лингвистов, мы учимся вместе. На программе много курсов по выбору, поэтому я могла выстроить свой образовательный путь самостоятельно. В других вузах студент сразу поступает на узкую специальность — например, на скандинавскую филологию — и занимается ею четыре года подряд. Я была не готова к такому выбору, к тому же не хотела быть узким специалистом с самого начала. Именно поэтому я пошла на программу, где есть и филология, и лингвистика.
Еще мне нравится наша система обучения – четыре модуля, много интерактива, курсы на выбор, прекрасные профессора, ну и, конечно, возможность заниматься наукой с первого курса.
Какие впечатления у вас остались от учебы в Питерской Вышке?
— Я с удовольствием вспоминаю учебу в бакалавриате. Мне очень повезло с преподавателями и профессорами — они очень тепло относились к студентам. Может, потому что мы были первым набором, хотя, мне кажется, не только из-за этого. Они всегда помогали нам и даже после пар занимались. После бакалавриата я продолжила общаться с нашими преподавателями — приходила на кафедру и пила с ними чай.
Предметы у нас были разные, но одними из самых сложных и важных были «Теория литературы» и «Семиотика культуры». Еще мне запомнились теория и практика перевода и немецкий язык.
Вы занимались какой-то внеучебной деятельностью?
— Да, но она была тесно связана с учебой. Мы с ребятами еще на первом курсе организовали малый филологический факультет для школьников с бесплатными открытыми лекциями и семинарами. Их вели наши профессора и студенты — в том числе и я.
Почему вы взялись за малый филологический факультет? Хотели подготовить абитуриентов к олимпиадам или привить им любовь к литературе?
— Когда я тогда пришла на первый курс, то поняла: далеко не все поступившие понимали, что их ждет на «Филологии» и зачем им учиться. Некоторые абитуриенты решили поступить на программу, потому что не прошли на журналистику или думали, что филологи изучают только языки.
Поэтому мы сделали малый факультет, чтобы рассказывать детям о том, что такое филология. Мы показывали те направления филологии, которые изучались на нашей программе. Проводили занятия о том, что такое античная литература и корпусная лингвистика и как изучать древние языки. Благодаря таким урокам абитуриенты лучше понимают, что их ждет. Сейчас малым филологическим факультетом занимаются мои друзья, да и я не остаюсь в стороне.
Какой профиль вы выбрали на последние два года бакалавриата?
— Филологический, но на самом деле это условное деление: у нас только один обязательный курс, остальные можно выбирать. Я выбрала такой профиль, наверное, потому что скорее филолог, чем лингвист. Для меня лингвистика — полезный инструмент для научных исследований. Но, несмотря на мой выбор, на третьем и четвертом курсе у меня было много лингвистических предметов.
Когда и почему вы начали заниматься наукой?
— Уже на первом курсе — мне очень повезло с научно-исследовательским семинаром (далее в тексте — НИС). На нем я определила поле исследований, которым занимаюсь до сих пор. НИС у нас вел Евгений Вячеславович Казарцев, профессор департамента филологии. Он стал моим научным руководителем.
На семинаре мы делали небольшие исследования. Евгений Вячеславович заметил мой потенциал и предложил поработать в проекте «Современные модели поэтики: реконструктивный подход». Так с первого курса я стала лаборантом Питерской Вышки.
Какой научной деятельностью вы занимались в бакалавриате?
— Я писала научные статьи — в них превратились мои модульные или годовые работы. Преподаватели давали нам список тем или очерчивали круг вопросов, по которым можно сформулировать тему. Потом я дорабатывала эти тексты с преподавателями и выступала на конференциях. И потом, если выступление проходило удачно, начинала работать над тезисами для статьи.
Я, как уже говорила, участвовала в конференциях. Благодаря им я поняла, что мое исследование может быть интересно большому количеству людей. У нас на программе студенты занимались разными темами, и поначалу почти не было общего научного поля. А потом я пришла на конференцию и увидела еще двадцать человек, которые этой же странной темой занимаются. Это очень крутое ощущение.
При этом участие в конференциях не гарантирует того, что ты получишь от других ребят конструктивную критику — потому что не все владеют твоим исследовательским полем. Но зато благодаря этому ты понимаешь, что каждой теме нужна своя аудитория.
Самое сложное — узнавать о конференциях. Первое время нам не у кого было о них спросить — ведь мы первый набор. Сейчас я сама рассылаю список конференций студентам бакалавриата и предлагаю участвовать. Филологи и лингвисты могут узнавать о конференциях через специальные сайты. Еще я советую заводить знакомства на первой конференции и добавлять этих ребят в друзья в соцсетях: они могут рассказать вам про новые научные мероприятия.
Вас награждали за успехи в учебе? Если да, то как?
— Я несколько раз получала ПГАС и за академическую деятельность, и за внеучебную. Чтобы получить стипендию, я составляла заявку и подтверждала свои научные достижения и успехи вне учебы.
Давайте поговорим про вашу дипломную работу. Про что она была?
— По сути — о теории стиха, о просодике (интонационные особенности — прим. ред.) стиха на примере белорусского ямба. Я сравнивала белорусский и русский четырехстопный ямб. Белоруссия близка к России, поэтому я предположила, что отечественная система стихосложения повлияла на белорусскую.
Сейчас хорошо исследована ритмика русского стиха. Кроме того, сейчас много работ о ритмике немецкого и нидерландского языка, а вот о белорусском стихе таких исследований практически не было. Свою магистерскую работу я буду писать на близкую тему, только буду сравнивать ритмику уже в трех языках — русском, белорусском и украинском.
Чему вас научила Питерская Вышка?
— Прежде всего — общаться с людьми и ничего не бояться. На первом курсе я по два часа тратила на письмо для какого-нибудь ассистента — постоянно стирала что-то и писала заново. А сейчас я пишу письмо профессору за пять минут.
Кроме того, преподаватели петербургского кампуса научили меня обращаться с литературой. Раньше я не умела критически мыслить и читать книги на английском языке. Сейчас я читаю на английском и немецком и умею сопоставлять прочитанное с данными — у меня в дипломе много цифр и статистики.
Сейчас мне хочется получить еще больше знаний об истории и литературе, а также приобрести навыки программирования — я им совсем не занималась. Был майнор по программированию, но тогда он меня не особо привлек. А сейчас было бы полезно.
Почему вы пошли в магистратуру?
— Мне интересно изучать филологию и заниматься исследованиями. Кроме того, рано или поздно я хочу стать профессором и преподавать в университете. Если ты просто бакалавр — это невозможно, нужно получить степень. Сейчас я учусь в московском кампусе Вышки.
Вы говорили, что вас интересует педагогика. А сейчас вы что-то преподаете?
— Да, я вела семинары по «Теории и истории стиха». В первом полугодии мне было сложно: нужно было совмещать учебу в Москве с работой в Петербурге. Я ездила в родной город раз в две недели. Получалось так, что я толком не спала, приезжала на семинары, потом возвращалась в Москву и ехала на пары. Но все-таки здесь у меня любимая кафедра, родители и друзья с нынешнего четвертого курса. Так что поездки не были мне в тягость, хотя физически это довольно утомительно.
Какие у вас планы после магистратуры?
— Мне хочется пойти в аспирантуру. Правда, из-за ситуации с коронавирусом пока не понимаю, куда именно. В идеале мне хотелось бы поучаствовать в обмене или поучиться за рубежом — там другая академическая среда и иные методы исследования. А потом мне хотелось бы преподавать. Если получится, то в Питерской Вышке — здесь мне очень нравится.
Земскова Татьяна Алексеевна
Департамент филологии: Преподаватель
Казарцев Евгений Вячеславович
Департамент филологии: Профессор