• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
НИУ ВШЭ в Санкт-ПетербургеНовостиРабота секций Третьего Конгресса учителей общественных дисциплин СЗФО РФ

Работа секций Третьего Конгресса учителей общественных дисциплин СЗФО РФ

Мы продолжаем рассказывать о работе Третьего Конгресса учителей общественных дисциплин СЗФО РФ, прошедшего 25 марта 2017 года на базе одного из кампусов Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге. Сегодня мы познакомим с тематикой работы проблемных и предметных секций, а так же с вопросами, которые были предметом обсуждения на них.

Работа проблемной секции "Молодые исследователи" начиналась с дискуссии, которую открыла ее руководитель – заместитель директора ГБОУ гимназии №11 г. Санкт-Петербурга – Семенова Е. Б., поставив перед участниками секции проблемный вопрос: "Что мешает школам активно включаться в исследовательскую деятельность?".

В ходе оживленной дискуссии учителя выявили следующие "помехи":

  • нехватка времени у детей и учителей, связанная с общей перегруженностью образовательного процесса в школе;
  • отсутствие у учителей необходимых для проведения исследовательской работы компетенций;
  • исследовательская работа не приносит ученику ожидаемого вознаграждения, например, в виде дополнительных баллов при поступлении в высшее учебное заведение.

С системой работы по развитию исследовательской деятельности учащихся и педагогов участников секции познакомила группа учителей гимназии №11 г. Санкт-Петербурга: Семенова Е.Б. ( презентация), Голенева О.А., Павлова Е.Е. ( презентация), Дмитриева О.П. ( презентация). Коллеги представили опыт создания мотивирующей образовательной среды развития исследовательской культуры учащихся, где активно разрабатываются обучающие модули для потенциальных участников конкурсного движения (как учеников, так и учителей), а так же познакомили с проектом "Сетевой педсовет".

Руководитель департамента истории НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург – профессор Семенов А. М. рассказал о перспективах сотрудничества вуза и школ, а так же анонсировал разрабатываемый дистанционный курс обучения учителей и учеников навыкам исследовательской работы.

Смысл работы проблемной секции "Ситуационные задачи в современном образовательном процессе" заключался в представлении ее участникам опыта разработки и использования ситуационных задач в образовательной практике школы, как одного из возможных способов реализации системно-деятельностного подхода при обучении общественным дисциплинам.

Работа секции представляла собой ситуационную задачу, где  объектом анализа явился опыт коллег, обсуждая который участники уточняли: как разрабатываются ситуационные задачи, и кто их разрабатывает? В чем проявляется самостоятельность детей, и какое значение имеет опыт решения ситуационных задач для них?

В качестве примера разработки и решения ситуационных задач был представлен опыт учителя истории и обществознания гимназии №148 имени Сервантеса г. Санкт-Петербурга – Белоусовой М.А. ( презентация).

Докладчик подчеркнула важность для ребят получения опыта разработки и решения таких задач, "поскольку ситуационные задачи – междисциплинарные и для их решения ребятам необходимо привлечение знаний из разных образовательных областей".

Представители ГБОУ гимназии №586 г. Санкт-Петербурга (Цыпнятова К.М., заместитель директора, и Ничипоренко Е. А., педагог-психолог) познакомили коллег с опытом привлечения учащихся к разработке и реализации социальных проектов ( презентация). По мнению коллег, работа по реализации социальных проектов  в значительной степени повышает мотивацию учащихся, их самостоятельность, расширяет количество новых партнеров, позволяет управлять ученическим активом через организацию проектной работы, снижает нагрузку учителей. 

Учитель истории и обществознания Центра детского творчества "Сэлэт" Республики Татарстан – Насибуллина Г.Х. представила социальный проект "Почему так названы…", который был посвящен изучению названий улиц поселка ( презентация). Значимость представленного опыта, как отметили участники секции, заключается в том, что от истории улицы дети перешли к общей истории.

Работу проблемной секции "Успешный выпускник" открывал доклад её руководителя – к.п.н., начальника отдела программ развития НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург – Конасовой Н.Ю.: "Новые педагогические практики довузовского образования" ( презентация).  Докладчик уточнила смысл словосочетания "успешный выпускник" и рассказала о переходе вуза от стратегии набора абитуриентов к практике их отбора.

Все последующие доклады содержали ответы на следующую группу вопросов: как старшекласснику помочь выбрать вуз и какой может быть стратегия этого выбора? Какие существуют педагогические практики для помощи учащимся старших классов в выборе вуза и  как эти практики могут быть организованы? Что приобретает от этих практик школа и вуз?

Коллеги из Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург (Крупец Я.Н., Князева С.А., Кравцова А.Н., Полякова С.И., Саблина А.А.) представили социологический анализ стратегий выбора вузов абитуриентами на примере поступления в Высшую школу экономики ( презентация).

К.ф.-м.н., заместитель заведующего лабораторией интернет-исследований НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург – Кольцов С.Н. рассказал участникам секции что такое интеллектуальный анализ данных и как можно использовать его методы для достижения прикладной цели выбора вуза; дал "подсказки": как ученикам самостоятельно проанализировать большое количество информации о существующих вузах страны, как сравнить их и по каким параметрам, а значит – как выбрать необходимый для них университет ( презентация).

К.п.н., учитель истории и обществознания гимназии № 513 г. Санкт-Петербурга – Григоренко Д.Л. проанализировал собственный опыт участия  в конкурсе "Успешный выпускник".

Оценивая его результативность, докладчик отметил, что, с одной стороны, он не оказывает решающего влияния на выбор вуза, но, с другой стороны, позволяет развивать у учащихся ряд важных навыков: коммуникативных, поиска и обработки информации, работы в команде; навыка публичных выступлений, постановки вопросов и оценки работы других команд и т.д., т.е. навыков, без обладания которыми выпускник не может быть оценен как успешный. 

Учащиеся гимназии №513 г. Санкт-Петербурга в качестве образца продемонстрировали свой стендовый доклад "Выбор вуза".

В рамках работы проблемной секции "Образовательная система школы: явные и скрытые процессы" выступили магистры – выпускники магистерской программы "Управление образованием" НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург.

Докладчики представили аудитории наиболее значимые и неожиданные для многих результаты своих исследований, полученные в процессе написания магистерских диссертаций, в частности: о безучастности педагогов в вопросах формирования культуры здоровьесбережения у школьников (Сергушичева А.А. –   презентация);  о том, "как можно быть небогатым и умным" – об успешности обучения и её связи с культурным и интеллектуальным потенциалом семьи (Сачава О.С. – презентация); о том, что профильное образование в общеобразовательной школе не определяет выбор ее выпускниками дальнейшей профессиональной карьеры в намеченной для себя сфере деятельности (Винокуров М.В. – презентация); кто, зачем и как доверяет школе? (Прокофьева Т.М. – презентация).

В заключении профессор Заиченко Н.А. представила результаты своего исследования на базе ИМЦ Василеостровского района "Создание вариативной модели интеграции молодых педагогов в профессию" ( презентация) и сообщила, что  все заинтересованные лица имеют возможность проведения подобных исследований с использованием апробированных методик магистров на базе своих образовательных организаций.

Открыла работу проблемной секции "Системно-деятельностный подход к изучению общественных дисциплин: эффективные практики" её руководитель – к.п.н., зам. декана факультета довузовского образования НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург – Бакушина А.Н. сообщением о проходившем в 2016 – 2017 учебном году конкурсе методических материалов учителей общественных дисциплин по теме секции, критериях их оценки и назвала победителей и лауреатов. 

Авторы-победители конкурса из разных регионов России представили свои лучшие педагогические практики, иллюстрирующие возможности системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса в школе. 

В рамках работы секции проводилось 5 дискуссионных раундов, которые предварял доклад Н.К. Конопатовой "Открытые студии как слагаемые открытого образования" ( презентация):

1. "Решение проблемных ситуаций": Бондарева Г.Я.; Печерная О.Ю.; Аввакумова О.Л. ( презентация 1, презентация 2презентация 3).

2. "Учебно-исследовательская деятельность учащихся": Корнилаев А.Б.; Бушмина Е.Н.; Крутова И.В. ( презентация 2, презентация 3).

3. "Проектная деятельность учащихся": Канашевич Д.В., Пастухова О.С., Франк М.Р. ( презентация 1, презентация 2презентация 3).

4. "Работа учащихся с источниками": Маряхина И.П.; Пазин Р.В.; Яговзик В.С.; Бойко Т.Н. ( презентация 1презентация 2презентация 4)

5. "Организация дискуссий": Калугина С.А.., Полковникова Т.А. 

На основании оценки преимуществ и дефицитов представленных методических материалов каждый участник смог сформировать для себя подборку лучших практик обучения общественным дисциплинам, содержание которой соответствует основному требованию ФГОС – реализации системно-деятельностного подхода.

На заседании проблемной секции "Изменения в системе образования: тенденции и перспективы" выступили представители академической науки – сотрудники Института стратегии развития образования РАО (Москва): Богуславский М.В. (д.п.н., профессор, член-корр. РАО) и Алексашкина Л.Н. (д.п.н.), а также главный специалист отдела образования администрации Петроградского района (г. Санкт-Петербург) – Богданова Е.З. ( презентация) и магистранты НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург: Шитов А.А. ( презентация) и Пронин А.С. ( презентация).

Предметом обсуждения на секции стали следующие вопросы:

  • тенденции развития современной образовательной политики, в том числе – эволюция целей и приоритетов общего образования, разработка и совершенствование образовательных стандартов, создание новых линий учебников истории;
  • развитие системы вузовской подготовки и постдипломного образования учителей истории и обществознания;
  • школьные курсы истории и вызовы современной информационной среды;
  • педагогические пути к достижению планируемых образовательных результатов (по материалам анкетирования учителей истории).

В вопросах и выступлениях учителей затрагивались также проблемы соотношения школьных курсов отечественной и всеобщей истории, определения требований к подготовке школьников по истории. Участники секции проявили интерес к тому, как происходит обсуждение новых нормативных и регулирующих документов в сфере школьного исторического образования, каковы перспективы развития нормативной базы для школьных курсов истории.

Следующий этап работы участников Конгресса – проведение серии предметных секций.

Профессор департамента истории НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, член Вольного исторического общества - Селин А.А. представил участникам предметной секции "История" свою точку зрения на поступившие от учителей темы:

1.    Существование древнерусской народности и народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Белоруссии.

2.    Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде.

3.    Попытка ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток.

4.    Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы.

Полная стенограмма размышлений профессора Селина А.А.

На предметной секции "Политология" обсуждались темы: важность работы учителя как воспитателя будущего поколения страны, необходимость воспитания гражданственности у подростков и представлялись проекты, с помощью которых можно было бы реализовать эти направления деятельности.

Студенты департамента прикладной политологии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург (Каменев Н. и Борисенко М.) представили свои проекты: "Политическая карта Санкт-Петербурга" и “Дискуссионный клуб по 90-м” ( презентация). В процессе обсуждения результатов реализации этих проектов участниками секции были подняты вопросы развития системы образования как в Петербурге, так и во всей России, а также некоторые локальные городские проблемы.

Руководитель секции, профессор А. Ю. Сунгуров, озвучил свои прогнозы развития политической ситуации в России и в мире, а также рассказал о том, какие параллели можно провести между началом 20-го века и сегодняшним днём.

Предметная секция "Право" была организована с целью определения и выработки вузом и школой совместного научного подхода к формированию теоретического правосознания и правовой культуры учащихся.

Руководитель, докладчики и участники секции в формате круглого стола обсудили следующий круг вопросов: право и государство или государство и право? Человек и право. Является ли право благом для человека? Право и источники права – для людей или для роботов?

О.В. Князева, учитель истории и обществознания ГБОУ школы № 600, преподаватель ИМЦ г. Санкт-Петербурга, представила разработанный ею правовой тренинг для проведения уроков обществознания "Три шага в мир права" ( презентация). Участники секции сошлись во мнении: лишь поступательное правовое образование и воспитание учащихся, начиная с первого класса и завершая одиннадцатым, позволит повысить уровень знаний детей о праве, сформирует универсальные учебные действия через организацию соответствующих форм деятельности, минимизирует уровень правовой неграмотности, а также сведет к нулю риск возникновения правового нигилизма среди учащихся.

Е.В. Багликов, учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 2, Республика Карелия, продемонстрировал возможность практического применения полученных учениками знаний сквозь призму собственного проекта "#Автоправо", который  призван повысить правовую грамотность учащихся в сфере регулирования купли-продажи транспортных средств ( презентация).

Шевелева Н. Н., учитель истории и обществознания МБОУ "Гимназия № 21" г. Архангельска, представила доклад "Элементы антикоррупционного воспитания на уроках истории и обществознания" ( презентация). Его содержание вызвало дискуссию участников секции по вопросу о методах и способах антикоррупционного воспитания учащихся. Коллеги поддержали основной вывод докладчика: воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции, следует поступательно и системно, то есть, начиная с начальных классов школы.

Итогом круглого стола стало выступление руководителя секции – к.ю.н., заместителя декана по учебной работе юридического факультета НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, о ценности права как всеобщего блага, сущности блага для конкретного человека, мерах и способах минимизации коррупции.

Руководитель предметной секции "Экономика" – к.эк.н., доцент департамента государственного администрирования НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург – С.А. Михеева представила результаты международных исследований, посвященных оценке уровня финансовой грамотности взрослых (НАФИ, 2008; S&P Global FinLit, ОЭСР, 2014) и школьников (PISA, 2012); проанализировала сущность понятия "финансовая грамотность" как компонента общей экономической грамотности; раскрыла цели, ход реализации и планируемые результаты проекта Всемирного Банка и Министерства финансов РФ "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации" ( презентация).

Продолжила тему финансовой грамотности А.Д. Яборова (учитель математики СОШ № 595 г. Санкт-Петербурга) и представила свой опыт использования различных заданий по финансовой и экономической грамотности в процессе обучения математике учащихся 5-6 классов (ссылка). Дискуссионной стала тема «карманных денег» (вопросы о том, с какого возраста, в какой форме платить/не платить детям за хорошие оценки и т.п.).

И.С. Побегайло (учитель экономики СОШ № 20 г. Санкт-Петербурга) рассмотрела тему финансовой грамотности в углублённом курсе экономики и объяснила участникам секции, почему она считает важным и полезным дополнить этот курс практико-ориентированными материалами ( презентация).

К.ф.н., руководитель проекта "Учитель для России" благотворительного фонда Сбербанка "Будущее России" – С.Г. Баронене, рассказала о проектах Сбербанка в области финансового просвещения и возможности принять в них участие.

Коллеги из Вологодского института развития образования и Департамента бюджетных решений (С.С. Лобанова и С.В.  Горшкова) представили возможности использования программно-методического комплекса "Симулятор деловой среды"  на уроках экономики и во внеурочной деятельности; рассказали где и как можно зарегистрироваться, чтобы принять участие в его апробации ( презентация). 

С. В. Дмитриева (руководитель методической службы издательства «ВИТА-ПРЕСС») рассказала о новинках и планах издательства в области  учебно-методического обеспечения курсов экономики и финансовой грамотности.

Работа предметной секции "Философия" была посвящена обсуждению лучших практик в области преподавания философии в общеобразовательной школе.  Ведущие секций – к.ф.н., доценты департамента социологии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург – М.Р. Демин и А.В. Лаврухин сделали акцент на применении различных форматов дистанционного образования в преподавании философии и критического мышления. Так, А.В. Лаврухин рассказал о том, как "операционализируется" проверка знаний по философии с помощью online-тестов. Коллеги поделились опытом "смешанного" ведения курсов, а именно совмещения традиционного способа проведения лекций и семинаров с видео-лекциями и тестовыми материалами, взятых с  платформы интернет-обучения Coursera.com. Ведущие отметили, что сейчас созданы несколько качественных online-курсов по философии, среди которых стоит отметить англоязычный курс по философии Эдинбургского университета и только что запущенный коллегами из московского кампуса ВШЭ курс "Основы философии: о чем спорят философы сегодня".

В рамках секции было представлено три практических доклада. К.И. Антонов (учитель обществознания гимназии № 24 имени И.А. Крылова и гимназии № 261) представил свои методические рекомендации по проведению урока, нацеленного на развитие у школьников навыков аналитического письма ( презентация). И.А. Ляшко (преподаватель колледжа технологии, моделирования и управления) представил сообщение о важности дискуссии в преподавании гуманитарных дисциплин ( презентация). И.А. Белоус (преподаватель педагогического колледжа №4) поделилась своим опытом организации игры-дискуссии на тему искусственного интеллекта.

Завершилась работа секции обсуждением стандартов преподавания философии и оценки навыков критического мышления. 

Материал подготовила 
Бакушина А.Н.,
кандидат педагогических наук,
зам. декана факультета
довузовского образования
НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург