Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«От идеи до защиты за шесть часов»: как прошел «Один день с Питерской Вышкой»

330 школьников 9–11-х классов погрузились в настоящую студенческую жизнь, разрабатывая собственные проекты в рамках традиционного профориентационного мероприятия «Один день с Питерской Вышкой».

«От идеи до защиты за шесть часов»: как прошел «Один день с Питерской Вышкой»

«Один день с Питерской Вышкой» проводится уже четвертый год и традиционно вызывает большой интерес у школьников. Участники знакомятся с особенностями проектного обучения в Высшей школе экономики и погружаются в студенческую среду. За шесть часов они проходят путь от формирования команд до финальной защиты своих идей.

«Хотим показать школьникам, что учиться иногда бывает сложно, но тем не менее интересно. Плюс даем им базовые знания о том, как устроен запуск стартапа, какого-то собственного проекта. Это навыки работы в группе и возможность создать что-то с нуля в режиме реального времени. В хорошей команде с налаженной коммуникацией можно придумать и оформить идею за один день», — рассказывает менеджер отдела сопровождения олимпиад и конкурсов Анастасия Александрова.


На этапе регистрации школьники выбирали одно из пяти профессиональных направлений: экономика и бизнес, социально-гуманитарное, юридическое, творческое или технологическое. 

Для практической работы старшеклассников разделили на смешанные команды и дали задание разработать проект в одной из четырех сфер: образование, социальные сети, транспорт или ресторанный бизнес. Сначала участники совместно придумывали идею, определяли ее масштаб и целевую аудиторию, а затем посещали специализированные мастер-классы по своим направлениям и применяли полученные знания. «Ни один проект не может быть реализован только юристами или только программистами — для создания успешного бизнеса нужен комплексный подход», — поясняет Анастасия Александрова.

В экономическом кластере школьники познакомились с основами бизнес-планирования, изучили формирование спроса и предложения, попробовали составить финансовый отчет.  «Я рассказываю о том, какие статьи есть в бухгалтерском отчете, и учу базовым вещам: как посчитать выручку, расходы, какие они бывают, какая сейчас ставка налога на прибыль. Учитывая, что к нам приходят в основном ученики 10–11-х классов, они уже знают базовые понятия — что такое выручка, произведенная продукция, расходы. Ребята понимают, что на что умножить, это несложно. Конечно, мы не вдаемся в подробности, например, как рассчитывать амортизацию, — это очень длинный процесс со множеством вариантов и методов», — рассказывает про свой мастер-класс студентка 3-го курса Виктория Юровских. Среди интересных проектов школьников она отметила разработку онлайн-сервиса для поиска study buddy — партнера для совместных занятий, который будет мотивировать учиться и развиваться.


На технологическом треке школьники пробовали создать чат-бота для бизнеса, настраивали поисковые системы для продвижения и учились использовать машинное обучение для анализа рынка. Студент 3-го курса программы «Прикладной анализ данных и искусственный интеллект» Павел Агафонов показал, как можно предсказать прибыль магазина, учитывая различные параметры. «Лично для меня такой опыт интересен, так как я люблю взаимодействовать со школьниками, показывать им, как можно делать те или иные открытия с помощью математики и информатики. Самое главное — это пробудить в них интерес, который впоследствии мотивирует их продолжать развиваться в данном направлении», — говорит он.

Будущие юристы обсуждали налогообложение для начинающих предпринимателей, основы оформления бизнеса и защиту интеллектуальной собственности. «Отрасль интеллектуального права сравнительно молодая, и на бытовом уровне возникает много вопросов, особенно с учетом стремительного развития нейросетей. Что можно считать объектом интеллектуальной собственности? Как защищать свои творческие разработки? Какие инструменты для этого существуют? Эти знания непосредственно применимы к проектам, над которыми работают школьники, будь то сервис такси или любой другой бизнес. Везде необходима узнаваемость, которую нужно юридически защитить. Интеллектуальное право в этой части работает именно на узнаваемость бренда», — подчеркивает студент 3-го курса образовательной программы «Юриспруденция» Имран Расулов.


Формированием бренда и продвижением идеи на рынке занимались участники творческого направления. Здесь объединились «Медиакоммуникации», «Филология» и «Дизайн», поэтому темы мастер-классов — реклама и визуал.

Школьники узнали, как искать метафоры для логотипа и даже создали прототипы для своих проектов. «Не все ребята планируют заниматься дизайном в будущем. Но любому человеку, который связан с бизнесом или деловой активностью, важно понимать основы брендинга. Сейчас это очень важный аспект — умение выделяться на рынке. Мне запомнилась идея одной группы — образовательная платформа, совмещенная с книжным магазином, которая называлась «КОТЪ». Там получился интересный логотип на основе вязи. В режиме брейншторма ребята очень быстро генерируют идеи. Конечно, это еще эскиз, не полностью готовый вариант, но с ним уже можно работать и определять направление движения. За отведенное время вполне реально сделать базовые наработки», — рассказывает Борис Заборский, студент 4-го курса программы «Коммуникационный дизайн».

SWOT-анализ, аналитику данных и социальное предпринимательство изучали школьники, которые выбрали социально-гуманитарный кластер. «Моя цель — помочь им глубже раскрыть сильные и слабые стороны своих инициатив, а также определить потенциальные риски. Несмотря на ограниченные временные рамки, школьникам удается справиться с задачей. Среди проектов, которые особенно запомнились, — разработка сервиса с готовыми вариантами свиданий, где пользователи могут выбрать место встречи, исходя из своих предпочтений и бюджета», — рассказывает Елизавета Коняхина, студентка 3-го курса программы «Социология и социальная информатика».


За день школьники создали 20 различных проектов — по пять в каждом блоке. На защите они презентовали свои идеи и получили рекомендации студентов по доработке концепций. Для многих «Один день с Питерской Вышкой» стал возможностью лучше узнать университет и определиться со сферой интересов.

«Я из Тольятти, живу за 2000 километров отсюда. Всю жизнь мечтаю переехать в Петербург учиться. Про Вышку я слышала только хорошее, трижды была в этом корпусе на олимпиаде. Сегодня был очень интересный формат, мне все понравилось. Сейчас я бы сказала, что Вышка — мой приоритет номер один», — делится впечатлениями Полина Мантрова.

«Сегодня было сложно, но мне понравилось. Я думаю сюда поступать после колледжа. Сейчас в девятом классе, планирую закончить, идти в колледж», — делится планами ученица 9-го класса Марина Степашина.

«На лекции нам показали экономические концепции через сложные человеческие взаимоотношения. Это было необычно, заставляет взглянуть на привычные вещи совершенно по-новому», — говорит участник мероприятия Владислав Белов.

«Мы создавали с помощью нейросети персонализированные модели, по сути — цифровые версии самих себя. Учились отличать сгенерированные изображения от произведений художников и настоящих фотографий. Идеальное сочетание обучения и творчества», — рассказывает старшеклассница Александра Резникова.

«Меня поразило, насколько быстро и эффективно ребята объединились, они самоорганизовались, придумали название и разработали бизнес-план. Юристы оперативно продумали правовую базу. Это пример того, как в рамках однодневного проекта люди могут сформировать слаженную команду. Поэтому мой главный совет: не бойтесь таких мероприятий, не стесняйтесь выражать свои мысли и идеи. Только преодолев коммуникационные барьеры, можно реализовать что-то интересное и важное»,  делится впечатлениями о проектах крутор одного из семинаров, студент 2-го курса образовательной программы «Юриспруденция» Иван Алексеев.

«Задача мероприятия — показать, что современное образование — это не только лекции и семинары, но и практическая командная работа, возможность попробовать себя в разных профессиональных ролях еще до поступления в вуз. Такой подход помогает школьникам сделать осознанный выбор будущей профессии и образовательной траектории», — резюмирует менеджер отдела сопровождения олимпиад и конкурсов Анастасия Александрова.