• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Онлайн-повседневность студенческой молодёжи: исследовательский проект Саши Петровой

Александра Петрова - студентка 2 курса магистерской программы “Современный социальный анализ”. Александра учится на треке “социальный анализ молодежи” и готовится к защите магистерской диссертации. Мы поговорили с Сашей о том, как продвигается её исследовательская работа.

Онлайн-повседневность студенческой молодёжи: исследовательский проект Саши Петровой

Выбор темы: от потребления кофе к Интернет-пространству

Весь предыдущий год Саша посвятила исследованию инстаграм блогеров. Фокус ее внимания был направлен в сторону на сегодняшний день крайне популярных, особенно в мегаполисе, практик и смыслов потребления кофе. В работе исследовательница задавалась вопросами о том, с чем связана сегодня любовь к этому напитку и какие смыслы воспроизводятся вокруг демонстративно гедонистического стиля жизни с использованием практик потребления кофе.

Однако, проделав достаточно глубокую работу в этой сфере, на втором году обучения Александра пришла к выводу о том, что тема потребления кофе для нее исчерпана и ее теперь волнует еще более актуальная проблема, а именно затронувшая в 2020 году весь мир пандемия.

"Постепенно как, наверное, любой социолог я начала задумываться: какими же мы выйдем после пандемии?" - задаётся вопросом Саша.

Таким образом, на данный момент тема исследовательницы звучит так: "Всегда онлайн? Повседневные режимы и практики студенческой молодежи в Интернет-пространстве в условиях пандемии". Пандемия повлияла практически на все сферы жизни и значительно трансформирует сегодня образовательный процесс. Студент сегодня - это уже не тот студент, что ещё был вчера, всё меняется слишком быстро и задача социолога ухватить те смыслы, что ускользают от нашего повседневного взгляда в быстром потоке коммуникаций. Именно такую непростую задачу и решила взять на себя Александра.

"Самое сложное - это написать первые 5 предложений, а дальше я впадаю в какой-то исследовательский экстаз”.

На тот момент, когда мы разговаривали с Сашей, у нее уже был готов черновой вариант теоретической части работы. Как и для многих, для студентки большой трудностью было сесть и начать писать литературной обзор, но Саша на своем опыте поняла и делится с нами, что грустно бывает только тогда, когда не садишься писать, но стоит только начать и собственная деятельность погружает в исследовательский экстаз и вдохновение от продвигающийся, пусть даже порой маленькими шагами, работы потоком несёт дальше. Однако, как замечает Саша, здесь могут поджидать другие трудности: желание охватить широкий контекст, докопаться до теоретических первоистоков, что далеко не всегда уместно и требует дисциплинарного отречения.

Второй этап написания работы – сбор материала для анализа – уже позади. Исследовательница собрала 20 глубинных интервью со студентами.

"Я обожаю брать интервью. Мне интересен чужой опыт. Я считаю, что социологи - одни из самых счастливых людей: они гарантируют анонимность, используют и анализируют чужой опыт".

Результатами анализа она сможет поделиться после прохождения её работой системы «антиплагиат», в Высшей школе экономики порог прохождения антиплагиата один из самых суровых в России. После защиты все выпускные квалификационные работы загружаются на сайт ВШЭ.

Сейчас Саша готовится к защите магистерской диссертации. По иронии, защита диссертации про онлайн-повседневность тоже пройдёт онлайн. Мы все уже сейчас наблюдаем, как "онлайнизация" сильно меняет наши повседневные практики, наше общение и ощущение самих себя, но как осмыслить этот ускользающий совершенно новый опыт проживания в новом изменяющемся мире? Надеемся, что исследовательская работа Александры поможет найти ответы на эти вопросы. Пожелаем ей удачи на защите!

Иллюстрация: Елизавета Балацюк.