• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Опыт других людей, которым они могут поделиться в интервью, – это всегда бесценное знание, которое помогает создавать новые смыслы»

В новом материале делимся опытом поступления и обучения на программе «Современный социальный анализ» Елизаветы Кресниковой. Она учится на 2 курсе трека «Социальный анализ молодежи».

«Опыт других людей, которым они могут поделиться в интервью, – это всегда бесценное знание, которое помогает создавать новые смыслы»

Ксения Алексанина
Лиза, расскажи о своем бэкграунде.
Бэкграунд у меня антропологический, я училась на истфаке Казанского федерального университета. В тот период успела попробовать себя в разных областях: иудаике, цифровой этнографии, социологии города. Для ВКР я исследовала казанский блошиный рынок, его роль в городском пространстве, взаимодействие людей в рамках неформальной экономики, вторичное потребление. Мне удалось понаблюдать и за тем, как люди обращаются с предметами старины, коллекциями и антиквариатом.
 
Почему ты решила уйти в социологию?
Я решила сменить направление, поскольку поняла, что этнография – не совсем мое. Я не понимала, куда пристроиться со своими темами и идеями для исследований, мне будто стало в ней тесно, и я перестала видеть в этом свое будущее. Социология очень вовремя пришла мне на помощь именно из-за такого широкого исследовательского спектра.
 
Как ты узнала о магистерской программе «Современный социальный анализ»? 
Я знала о Центре молодежных исследований достаточно давно, читала статьи сотрудников, но в моей голове как-то не было связи между ним и нашей магистерской программой. О ней я узнала в подробностях только на Зимней школе Вышки в 2022 году. Тогда у меня уже все сложилось, и я поняла, что точно нужно попытаться поступить.
 
Можешь рассказать о том, как поступала?
Изначально я думала взять gap year после бакалавриата, но обстоятельства сложились иначе, поэтому поступала в год выпуска. Было сложно, конечно, но я сразу наметила для себя аспекты, над которыми надо было поработать, чтобы улучшить портфолио, собрать в него весь имеющийся опыт. Труднее всего было придумать проект, над которым я хотела бы поработать. Идей было много, а моих навыков на тот момент не хватало, чтобы написать качественный, убедительный текст с продуманным дизайном, выборкой, литературным обзором, поэтому над этим пришлось изрядно потрудиться. Честно говоря, до конца не верила, что попаду в Вышку, но вот я здесь.
 
А почему ты выбрала качественный трек?
Я выбрала качественный трек, потому что мне нравится наблюдать за людьми, общаться с ними, подмечать для себя какие-то любопытные моменты из повседневности, а потом подолгу размышлять над ними, анализировать. И, конечно, опыт других людей, которым они могут поделиться в интервью, – это всегда бесценное знание, которое помогает создавать новые смыслы.
 
Какие у тебя впечатления от обучения? Что нравится больше всего?
Мне нравится, что разнообразие курсов, будь то обязательные или же курсы по выбору, очень расширяет не только навыки социолога, но и весь твой кругозор. Здорово, что из каждого курса ты можешь подчерпнуть для себя какой-то новый аспект или фокус для собственного проекта. Очень запомнились курсы по качественному анализу, молодежным исследованиям, креативному письму, UX-аналитике, ну и НИС, конечно!
 
В каких исследованиях или проектах ты участвовала, обучаясь на программе? О чем твое собственное исследование?
В рамках своего проекта я занимаюсь социологией психиатрии, рассматриваю феномен орторексии в спектре РПП и то, как врачи-психиатры работают или не работают с этой категорией, как ставят диагноз и взаимодействуют с пациентами, формируют этот дискурс в России.
А в рамках магистерской программы мне запомнился прошлогодний проект, где мы использовали технологию eye-tracking и отслеживали, как респонденты используют сайт и какие сложности при этом у них возникают. Это был необычный опыт!
 
Какие цели у тебя сейчас при обучении? Есть ли трудности с их достижением?
Главная цель, конечно же, – это написание магистерской и защита. А главное препятствие – это, как всегда, самосаботаж и прокрастинация. Но, надеюсь, все получится!
 
Какие навыки тебе уже удалось получить во время обучения?
Мне кажется, я уже довольно неплохо анализирую качественные данные, работаю с транскриптами, постепенно совершенствую навыки написания текстов. А еще я научилась лучше менеджить свое время, чтобы успевать что-то помимо учебы и работы. Поначалу с этим были сложности.
 

Какие советы ты дашь абитуриентам?
Не бояться ошибаться – это первое и, наверное, самое главное. А еще не бояться нового опыта, того, что иногда придется преодолевать себя, выходить из пресловутой зоны комфорта, делать то, к чему не привык. Но это в итоге всегда стоит результата! Важно быть готовым к кропотливой и местами тяжелой работе над собой и своим мышлением.