• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Интеграция людей с инвалидностью в общество — общее дело»

Наталья Чернышёва, Анастасия Андреева и Юйсинь Чжан стали победителями второй степени на конференции «Ломоносов». 21 апреля они выступили с докладом «"Не хочу", а "надо": возможности самоактуализации людей с ментальной или интеллектуальной инвалидностью в труде». Мы поговорили со студентками о конференции, результатах исследования и роли социологов в решении общественных проблем.

«Интеграция людей с инвалидностью в общество — общее дело»

Как прошла конференция, какие впечатления от докладов участников?

Наталья Чернышёва:

Конференция «Ломоносов» проходит ежегодно на базе Московского Государственного Университета. Секции «Социология» и «Социальные исследования и современность» приглашают к участию авторов современных исследований в области социальных наук и уделяют наибольшее внимание эмпирическим работам. Мы приняли участие с докладом в секции «Социальные исследования и современность», выбрав среди прочих подсекцию «Современные социальные трансформации: факторы, условия, результаты». На конференции в нашей подсекции прозвучали доклады, посвященные исследованиям в социальной работе, социальной психологии, а также социологические работы, в фокусе внимания которых были современные проблемы общества: расстройства пищевого поведения, расизм, экологические вызовы, трудности в обеспечении достойной старости. Мне больше всех запомнился доклад девушки, занявшей призовое место: это наша коллега из московской Высшей школы экономики, и она рассказывала о своем исследовании индикаторов расстройства пищевого поведения в социальных сетях с помощью контент-анализа больших данных. Мы также приняли участие в дискуссиях, рождающихся по ходу обсуждения выступлений коллег: мы поговорили о возможностях и ограничениях использования big data, о том, способны ли гуманитарные и социальные науки создать продаваемую инновацию, а также о том, почему уход за пожилыми людьми стал так актуален в последние десятилетия и набирает свою популярность. Вообще, все прошло довольно успешно: модераторы нашей подсекции здорово резюмировали доклады, а также задавали действительно интересные вопросы выступающим, чат бурлил обсуждениями, а некоторые темы действительно запали в душу. Единственное, как обычно это бывает на онлайн-конференциях, не хватало возможностей для нетворкинга, хотя модераторы очень вдохновляли нас знакомиться, обмениваться контактами и участвовать в дискуссии.

Юйсинь Чжан:

У всех участников интересные и достаточно актуальные темы. Однако большинство из них имеют больше теоретического содержания, эмпирические данные либо очень малы, либо не очень репрезентативны. Наоборот, у нас есть очень тщательно обдуманный дизайн в начале исследования и с эмпирической поддержкой. Я не умаляю других студентов, но честно говоря, я горжусь своими коллегами и нашими строгими критериями Вышки — мы лучше подготовлены нашим университетом с точки зрения автономии и критического мышления.

О чем был ваш доклад?

Наталья Чернышёва:

Исследование началось осенью 2020 года на правах учебного проекта, и мы включились в него как студенты-первокурсники, готовые к плотной полевой работе и расширению личных границ. Мы с Настей работали в поле и уже выпускали материал о том, с какой работой столкнулись и какие эмоции испытали. Юйсинь работала с другой частью поля — брала интервью у потенциальных работодателей для людей с инвалидностью и работников НКО. Не знаю, что скажут коллеги, но меня этот проект просто потряс, и после того, как он закончился, мы оставить эту тему не смогли. Мы уже выступали один раз с результатами нашей работы на Санкт-Петербургской конференции по неравенству и многообразию (IDC), но дискуссия, которой нас встретили слушатели, подтолкнула наш авторский коллектив подойти к анализу с иной стороны: вопрос одного из участников о том, а нужна ли вообще людям с инвалидностью работа, или это просто дискурс государства и общества, в котором они вынуждены жить, зажег в нас исследовательский интерес. И тогда мы поставили себе вопрос: а какие вообще способы самоактуализации существуют в нарративах людей с инвалидностью? И какие из них могут быть найдены в труде? С этими вопросами мы и вернулись к анализу наших материалов, чтобы через полгода показать научному сообществу что-то новое.

Наш доклад назывался «"Не хочу", а "надо": возможности самоактуализации людей с ментальной или интеллектуальной инвалидностью в труде». Мы представили результаты анализа способов самоактуализации людей с инвалидностью, которые могли бы быть использованы для повышения их мотивации к труду. К сожалению, работодатели, работники интегрирующих организаций, волонтеры, родители людей с инвалидностью — все значимые для них личности не всегда понимают, какие практики на самом деле позволяют людям с инвалидностью чувствовать себя субъектами, акторами в своей жизни. Мы провели глубокий анализ методом Триады Пирса, чтобы обнаружить в нарративах участников нашего исследования те сцены их жизни, когда эмоционально и рефлексивно они ощущали свою актуальность или потребность в актуальности при ее отсутствии. Мы обнаружили, что субъективация людей с инвалидностью возможна через вовлеченность в творческий труд, через приобретение профессиональной идентичности и чувство принадлежности к сообществу, нередко она оценивается людьми с инвалидностью через формальное соблюдение бюрократических норм, продиктованных рынком труда, а также может быть реализована через помощь другим людям с инвалидностью благодаря включению в образовательные и социальные инициативы.

Аудитория встретила наш доклад с большим интересом. Коллеги отметили высокий эмпирический уровень работы — не обошлось, конечно, без вопросов о трудностях поля: в ходе обсуждения мы даже поделились с публикой нашими мыслями по поводу возможной публикации рефлексивной статьи о полевой работе. Развернулась дискуссия о том, какие институты в государстве действительно имеют влияние на изменения в сфере трудоустройства людей с инвалидностью: мы обсудили слабые стороны современной политики, возможные ошибки со стороны интегрирующих организаций, но сошлись на мнении о том, что данная проблема не может быть решена волей какого-либо единственного структурного элемента общества. Интеграция людей с инвалидностью в общество — общее дело, и наша задача, как социологов, не предлагать готовые решения, а тщательно и критично изучать реальность, отмечая то, как она функционирует сегодня, чтобы понять, почему то или иное случилось завтра.

Анастасия Андреева:

К вопросу, который нам задали на IDC: этот момент подтолкнул к размышлениям, потому что вопрос был, с одной стороны, очень простой, а с другой — такой, какой еще не приходил нам на ум. Мы так привыкли, что работа — это безусловная ценность, абсолютное благо и моральный долг, что и в голову не приходило спросить: а нужна ли она на самом деле? Может, действительно не стремление к благу ближнего своего толкает работников интегрирующих организаций и нас как исследовательский коллектив на помощь людям с инвалидностью с их реализацией в труде, а это глобальный капитализм нашими руками пытается навязать производство прибыли одной из тех немногих категорий людей, что могут не работать, а жить на пенсию? Это, несомненно, интересная мысль, достойная дальнейших размышлений. Однако реальность жизни в России такова, что работа — единственный путь людей с инвалидностью, оставшихся без поддержки родственников, избежать ПНД, где резко сокращается продолжительность жизни. Таковы факты, однако стоит помнить, что работа — это не абсолютное благо, и для людей с инвалидностью она может быть подспорьем, но не лакмусовой бумажкой, которая определяет, достойные они члены общества или нет.

Что планируете делать дальше? 

Анастасия Андреева:

Иногда благими намерениями вымощена дорога в ад: интегрирующие организации, действуя от чистого сердца и в лучших интересах своих участников, могут отчуждать агентность у людей с инвалидностью так же, как и бюрократическая машина государства. Возможно, наше исследование поможет выработать новые подходы к работе с людьми с инвалидностью.

В процессе проведения интервью с какими только участниками мы не встречались. Некоторые из них с трудом могли ответить на наши вопросы, другие вовсе не могли говорить (так, я переписывалась на листе бумаги с участником с нарушением слуха). Несмотря на то, что перед ними высятся барьеры, которым нам трудно представить, эти люди добиваются своего. Это требует недюжинной храбрости и упорства, и потому до конца доходят немногие. Меня греет мысль, что благодаря нашему исследованию другие люди с инвалидностью, которым нужно чуть-чуть больше помощи или немного иной подход, получат свой шанс устроить жизнь.

Наталья Чернышёва:

Лично мои планы, которые поддерживают мои коллеги — это опубликовать полученные результаты в виде статей. Выступление на конференции, как пилотирование своих результатов, — это хороший способ понять слабые и сильные стороны своей работы. Наш опыт показал, что материал вызывает отклик у публики, а значит, нужно расширять круг, для которого мы можем вещать. Также мы поддерживаем связь с благотворительной организацией, которая стала нашей площадкой для кейс-стади. Один раз мы уже выступали на круглом столе интегрирующих организаций с нашими первыми результатами, и нас продолжают звать на другие мероприятия, которые устраивает сложившееся коммьюнити благотворительных организаций, занимающихся трудоустройством людей с инвалидностью. Было бы здорово показать им и эти результаты — уверена, что такая встреча снова вызовет у нас новые исследовательские вопросы и подарит нам свежие идеи.