Гендерная чувствительность к вопросам дружбы: исследовательский проект Наташи Чернышёвой
Наташа Чернышёва - студентка 1 курса качественного трека «Современного социального анализа», стажёр-исследователь Центра молодёжных исследований НИУ ВШЭ-СПб. В этом году Наташа решила заняться темой о женской дружбе. Мы узнали у Наташи, как происходил выбор темы и почему сейчас исследователям социальных наук стоит обращать внимание на гендерную проблематику.
О важности методологии
Поступление в магистратуру на нашу программу для Наташи было связано с желанием продолжить строить свою академическую карьеру. В прошлом году она поступила на количественный трек, но затем ушла в академический отпуск, чтобы вернуться уже на качественное направление.
Перевод на качественный трек был вызван тем, что качественная методология больше подходила целям исследовательской работы: «Количественная методология в большей степени, как мне кажется, не то, чтобы изучает действительность, а скорее констатирует факты».
В дальнейшем Наташа планирует отдельно изучить принципы микс-метода в исследовании. Сейчас же она проводит анализ данных для курсовой в рамках качественной социологии. О переводе на другой трек Наташа ни разу не пожалела:
«Мне однозначно нравятся преподаватели, они очень вовлекают в деятельность, очень помогают строить своё исследование и не загоняют в какие-то рамки. Мне нравятся задания, которые задают. На качественном треке люди стараются уважать чужую индивидуальность и поддерживать друг друга. Вся критика очень мягкая. И мне это очень нравится».
Тема исследования и выбор фокуса
Сейчас Наташа занимается изучением женской дружбы. Эта тема для неё совершенно новая – на количественном треке она изучала тему, связанную с мигрантами, от которой в итоге решила уйти. Новую тему Наташа объясняет своим интересом к гендерной оптике в исследованиях, которая в результате обсуждения с преподавательницами трека преломилась в тему исследования о женской дружбе.
Итоговая тема работы кажется Наташе не только интересной с академической точки зрения, но и востребованной в рамках социальной проблемы российского общества.
«Я искала тему, которая могла бы занять определённую лакуну в социальных науках. Как раз-таки с дружбой попадание очень хорошее: очень мало литературы и на русском, и на английском. Очень много литературы по психологии о детской и подростковой дружбе. Есть исследования и по социологии, но они во многом про изменения при переходе общества из советского времени в российское. И они были гендерно не чувствительны».
Если же говорить о социальной значимости, то, как отмечает Наташа, сейчас феминистская полемика актуальна не только в политических и академических сферах, но и в повседневном опыте многих людей, среди которых происходит пересмотр гендерных контрактов, оспариваются сексистские предрассудки, образуются солидарности среди женщин по тем или иным проблемам.
«И здесь необходим пересмотр всего того богатого фольклора, который существует вокруг женской дружбы, из разряда: женской дружбы не существует, женщины не могут быть хорошими друзьями, женщинам предпочтительнее дружить с мужчинами. И хочется услышать женский голос, понять, насколько эти стереотипы оправданы, насколько они правда строятся вокруг мужчин».
Психотерапевтическая функция исследования
Как и в любом исследовательском поле у Наташи возникали свои сложности при работе над данной темой – недостаток литературы, либо отсутствие в ней чувствительности к гендерной проблематике. Тем не менее, сейчас уже собрано пятнадцать интервью, а работа с информантками не вызвала трудностей: «Все в основном отзывчивые, легко найти женщин, которые хотят поговорить на эту тему».
Другой трудностью стал большой объём собранного нарратива – длительность некоторых интервью составляет до трёх часов, что, естественно, не легко будет транскрибировать. Наташа также отмечает, что очень сложно вывести людей на разговор об эмоциях: женщины почти не говорят про свои эмоции в дружбе. Поэтому сейчас для Наташи стоит вопрос – вызвано ли это гайдом интервью, либо же это может являться одним из результатов анализа.
Основную выборку информанток сейчас составляют женщины поколения миллениалов среднего класса, что немного озадачивает Наташу, которая бы хотела вовлечь в своё исследование женщин другого социально-экономического положения.
Но несмотря на все эти сложности, исследовательская работа стала для Наташи способом найти новые знакомства, и, что, не менее важно, возможностью рефлексии над собственным опытом:
«Я чекнула в себе где-то наверное весной, докопала в себе до какой-то своей усвоенной мизогинии, которая конкретно вообще ruin my life. Во многом мой интерес продиктован какой-то такой психотерапевтической работой над собой. И это очень здорово прослеживается в исследовательском дневнике».
В следующем году Наташа планирует продолжить тему дружбы, а собранный в этом году эмпирический материал сравнить с опытом людей из другой группы, отличной либо по возрасту, либо по гендерному признаку, либо по месту жительства (центр-регион). Как говорит сама Наташа, «поле для исследования богато».