• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Книга
Экономическая теория рекламы: эффекты и модели

Вартанов С. А.

М.: Издательство Московского университета, 2023.

Статья
Social media discourse among youth in Russia: Between Western hegemonic ambitions and struggle for traditional values

Dunas D., Babyna D., Boyko O. et al.

World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies. 2024. No. 3. P. 21-35.

Глава в книге
Концепция управления: субъект vs объект

Кудрявцева Е. И.

В кн.: XXIII Международная конференция по истории управленческой мысли и бизнеса «Учения об управлении организациями: прошлое, настоящее, проблемы».. Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 2024. С. 127-132.

Препринт
Factors Influencing Adolescent Alcohol Consumption: Parents And Depression

Валединский П. И., Ivaniushina V. A., Alexandrov D. A. et al.

Sociology. SOC. Высшая школа экономики, 2023. No. 101.

«Наша задача — наводить коммуникационные мосты»

Бакалаврская программа «Медиакоммуникации» открыта в Питерской Вышке почти год. За это время студенты успели поработать с благотворительным фондом Advita, Строгановским дворцом, метрополитеном и другими организациями. Почему студентов погружают в практику уже с первого курса и в чем преимущество такого подхода — рассказывает Егор Королев, академический руководитель программы.

«Наша задача — наводить коммуникационные мосты»

© НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

— Егор Алексеевич, программа «Медиакоммуникации» открыта почти год. Каких результатов удалось достичь за это время?

— Мы точно поняли, что не зря открыли программу и всех наших 60 студентов сразу погрузили в реальные проекты. Учебный план у нас такой, что теория не превалирует над практикой. Ведь и сама профессия — прикладная. Студенты уже с первого курса сотрудничают с работодателями и собирают портфолио. Надеемся, что в таком темпе программа продолжит существовать и дальше.

— Чем стандартное журналистское образование отличается от знаний, которые получат студенты программы?

— Нам кажется, что иногда в российских вузах на факультетах по медиакоммуникациям слишком много говорят о продюсировании и сторителлинге, но почему-то перескакивают через навыки работы с текстом. Мы же медиакоммуникации понимаем широко и подразумеваем, что в эту область знаний входит в том числе и журналистика. Поэтому первый курс программы насыщен традиционными для факультета журналистики предметами, где ребята учатся писать репортажи и лонгриды, брать интервью. При этом студенты не только работают с классическими форматами, но и учатся организовывать события, создавать контент для разных площадок и привлекать туда новую аудиторию.

На нашей программе меньше теории, чем на классических журналистских факультетах. Медиакоммуникации постоянно развиваются — например, не очень понятно, как будут выглядеть социальные сети через десять лет, поэтому и специалист должен уметь адаптироваться. Тем не менее на втором курсе у ребят будет курс «История и теория медиа», где они смогут получить необходимые теоретические знания. Потому что без них медиапроект не может быть качественным — нужна эмпирика, навык работы с разными источниками, чтобы понимать, что нужно аудитории и в каком формате. Теоретическая подготовка подкрепляется и исследовательскими работами, которые ребята начнут писать на втором курсе.

— На ваш взгляд, в чем состоит основная миссия специалистов по медиакоммуникациям?

— Наша задача — наводить коммуникационные мосты и объединять разных людей. Когда наши студенты проводят во дворе Строгановского дворца новогодний фестиваль для студентов разных вузов, их задача — выстроить коммуникационный проект, который привлечет туда новую аудиторию. Строгановский дворец — классический музей, в котором нет ничего интерактивного, что привлечет молодежь. А музей, между тем, прекрасный. Наши студенты стараются придумать современные форматы, которые будут интересны молодой аудитории. Например, они создали группу, где можно послушать подкасты с сотрудниками дворца и посмотреть короткие образовательные видео.

Кроме этого, студенты работали с благотворительным фондом AdVita. На этом проекте нужно было познакомить с фондом новую аудиторию и развеять мифы вокруг благотворительности.

— С какими еще организациями сотрудничали студенты в этом году?

— Один из треков на программе посвящен городской среде, поэтому нам важно, чтобы студенты учились рассказывать о современных городах и их развитии. Для этого у программы есть партнерские отношения с крупными городскими организациями. Одна из них — «Петербургский метрополитен». Пресс-секретарь метрополитена Юлия Шавель ведет занятия у наших студентов, некоторые ребята уже публикуются в социальных сетях метрополитена. Совсем недавно к нам на Грибоедова в студию подкастов студенты привели машинистов метро. Эта история — тоже про наведение мостов. Метро — достаточно закрытая организация, пассажирам сложно попасть в депо или в кабину машиниста. А наши студенты туда попадают благодаря сотрудничеству с коллегами и рассказывают о кухне метрополитена, о том, что обычно скрыто от пассажиров. Еще один крупный заказчик в этой сфере — это «Пассажиравтотранс» и «Горэлектротранс». Для них студенты тоже записывают подкасты и создают комиксы.

В Кочубей-центре Питерской Вышки открылся лекторий, и наши студенты принимали участие в распространении знаний о нем. Еще один пример — музей-заповедник «Царское Село» летом обещает запустить дирижабль. Сейчас несколько наших студентов рассказывают об этом проекте широкой аудитории.

Мы также не забываем о крупных игроках медиарынка. К нам регулярно приходят сотрудники самых разных СМИ. Совсем недавно у нас прошел мастер-класс коллеги из РБК, еще были лекции от сотрудников издания «Петербургский дневник» и телеканала «Санкт-Петербург». Это нужно для того, чтобы показать студентам, где они могут применить свои навыки, и помочь им найти место для стажировки и работы.

Нам кажется, что нашим студентам намного яснее, как привлечь сверстников в какой-то музей или позвать их на какой-то фестиваль. Многие наши коллеги и мы в том числе в профессии уже более 20 лет, мы намного дальше от молодежи. С этой точки зрения мы видим, что наши партнеры и заказчики рады, что к ним приходят студенты, которые могут подсказать, что актуально в 2023 году и как разговаривать с молодыми людьми.

— Какие есть треки на программе?

— На программе три трека, их можно выбрать со второго курса. Первое направление посвящено культуре и искусству. На нем студенты учатся рассказывать об экспозициях, спектаклях и других событиях культурной жизни города. Для этого ребята погружаются в арт-критику и музейное дело, учатся писать рецензии и снимать сюжеты про искусство. Нам кажется, что трек по культуре будет самым популярным среди наших студентов, потому что их уже сейчас интересует театр, кино, живопись. Наше нынешнее партнерство с Строгановским дворцом, Кочубей-центром и Ратной палатой этому интересу способствует.

Второй трек посвящен городской среде. Сегодня любая большая транспортная компания и любой застройщик рассказывают в медиапространстве о том, какой новый трамвай пойдет по улицам города или в какие дома скоро можно будет переехать. В этой области много вакансий для специалистов по медиа, поэтому мы отдельно будем погружать студентов в эту сферу. Кроме этого, ребята, которые выбрали этот трек, будут создавать проекты в сфере развития локального туризма. Для этого у нас появился предмет «Путешествие в город»: студенты узнают, как разные города, в том числе совсем маленькие, развивают внутренний туризм. Другой предмет внутри этого трека — «Языки искусства в городском пространстве». На этом треке тоже не обойтись без темы культуры и искусства.

На третьем треке ребята учатся работать с локальными сообществами — НКО и группами, которые объединены разными интересами. Например, сообществами экологов, зоозащитников, людей, которые защищают права женщин и выступают против семейного насилия. Эта область медиа тоже нуждается в специалистах, которые будут грамотно и эффективно продвигать интересы тех или иных групп. У ребят будут предметы по локальным медиа, идентичности и профессиональной этике.

— Кто преподает на программе?

— На программе преподают люди из отрасли — действующие редакторы, пиарщики, дизайнеры и другие специалисты. У нас преподает, например, Ксения Ахметжанова — шеф-редактор сайта «Петербургский дневник». Она учит ребят работать с источниками информации, рассказывает, как организовать работу в редакции. В дизайн и верстку ребята погружаются с Константином Мшагским — дизайнером-верстальщиком из газеты «Деловой Петербург». Кроме практиков у нас есть традиционные университетские преподаватели, которые дают мощную академическую базу. С ними студенты изучают литературу, социологию, экономику и правовую грамотность. Специалист в области медиакоммуникации должен знать основы гуманитарных наук, разбираться в экономических теориях, в том, как устроено общество, право.

— Соцсети переполнены контентом. Но в чем обычно проблема тех, кто его создает? И чем наши ребята будут отличаться?

— Самая частая и большая беда людей, которые начинают запускать свои паблики и блоги, — они очень широко трактуют свою аудиторию. Считают, что пишут и для мужчин, и для женщин от 18 до 55 лет. Это неверный подход. Мы учим студентов толковать и исследовать свою аудиторию еще на этапе создания медиапродукта. Пусть это будет небольшая группа людей, но зато с конкретными качественными характеристиками.

Потом ребята учатся предсказывать, как тот или иной контент отзовется у этой аудитории, какая реакция может последовать. Это во многом аналитическая работа, и ее зачастую не хватает авторам-любителям. Следующий этап продвижения — это работа с партнерами, поиск людей, которые захотят рассказать о вашем контенте. Для этого студенты будут изучать основы продюсирования, учиться выстраивать коммуникацию с другими медиа, договариваться о публикациях. Делают они это уже с первого курса — по некоторым предметам студенты могут получить 9 или 10, только если смогут опубликовать свой материал.

— Для кого будут создавать контент выпускники программы?

— Мы рассчитываем, что они будут создавать контент для людей, которые пока равнодушны к тем или иным сторонам жизни общества. Потому что писать для тех, кто и так уже ходит по музеям и помогает животным, — это легкая задача. Мы же ставим своей целью расширить эту аудиторию и завлечь на свой берег новых подписчиков — иногда клиентов, а иногда — соратников. Если наши студенты смогут позвать людей в менее популярные музеи или увеличить число жертвователей в благотворительных фондах, мы будем считать нашу миссию выполненной.

— А кто целевая аудитория вашей программы?

— Мы ждем абитуриентов, которые как раз неравнодушны. Мы хотим, чтобы к нам пришли неслучайные люди. Не те, кто хочет стать звездой телеэкрана или блогером, — это не к нам. А те, кто уже в школе ведет волонтерские проекты — собирает мусор на берегу Финского залива, ведет группу для своих региональных музеев и рассказывает об этом в своих блогах. В этой связи я, конечно, желаю ребятам, которые мечтают поступать к нам, уже набирать свое портфолио и приходить к нам со своим видением и своими целями.