Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: г. Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 123, каб. 205, 218
Телефон: 61143
Цель семинара: обмен опытом и междисциплинарное обсуждение социологических, экономических и культурных характеристик современной медиакоммуникационной среды. Предполагается обсуждение как особенностей ее внутреннего строения на различных уровнях – от индивидуального до индустриального («структуры»), так и воздействия, оказываемого современными медиа на общество в целом и человека в особенности («эффекты»). Семинар предполагает выступления докладчиков из различных кампусов и подразделений НИУ ВШЭ и приглашенных гостей университета – специалистов по тематике семинара.
Научное мероприятие проводится в гибридном формате: офлайн в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге с трансляцией на платформе «МТС Линк» (бывш. «Webinar») для слушателей и докладчиков из других городов.
Расписание семинара: каждый последний понедельник месяца, 14:00.
Место проведения: департамент медиа Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств НИУ ВШЭ, наб. канала Грибоедова, д. 123, ауд. 201.
НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге: Директор филиала
Департамент медиа: Профессор
Аннотация доклада
Докладчик: Кожемякин Евгений Александрович - д-р филос. наук, профессор, Директор Центра развития научных компетенций факультета креативных индустрий ВШЭ
Технологические особенности цифровой среды (гипертекстуальность, интерактивность, поликодовость, мобильность) определяют семиотическую структуру медиатекстов, а также особенности рецепции и интерпретации их содержания читателями. Однако если семиотические характеристики поликодовых текстов в сфере журналистики, рекламы и PR достаточно подробно изучены, то влияние экстралингвистических факторов на восприятие и понимание медиатекстов исследовано недостаточно. В исследованиях медиатекста до сих пор доминирует традиционный лингвистический подход, который ориентирован на определение процесса и результата понимания медиатекстов как детерминированного исключительно языковыми - вербально выраженными элементами текста. В докладе обсуждаются возможности и ограничения мультимодального подхода к анализу процессов рецепции и интерпретации читателями / пользователями цифровых медиатекстов. На материале результатов двух экспериментальных исследований, в организации и проведении которых принял участие автор, обсуждаются общие и частные принципы рецепции цифровых медиатекстов с учётом группы коммуникативных и технологических факторов. Среди них – возможности применения интерактивных элементов, управляющих вниманием и восприятием текста (аффордансов), использование экстралингвистических элементов материала. С помощью комбинации методов – окулографического исследования, анализа пользовательского опыта (UX-наблюдение) и полуформализованного интервью – были получены данные о зонах внимания и структуре чтения пользователями интернет-текстов, а также о тактиках взаимодействия с текстом и понимания его содержания в зависимости от наличия либо отсутствия аффордансов. В завершении доклада формулируются перспективы и барьеры получения комплексного знания о влиянии различных (не только вербальных) семиотических компонентов цифрового медиатекста на рецепцию и интерпретацию его адресатами и в целом - выработки подхода, позволяющего системно анализировать это влияние на базе применения комплекса исследовательских методик и инструментов.
Аннотация доклада
Докладчик: Вьюгин Михаил Сергеевич, журналист, медиаменеджер, глава редакционной коллегии информагентства URA.RU
Эксперименты отдельных медиа в производстве контента при помощи искусственного интеллекта за два последних года привели к тому, что умение пользоваться ИИ стало обязательной работой любой редакции. Можно даже говорить, что не используя ИИ в своей ежедневной работе медиа автоматически ухудшает позиции в конкурентной борьбе за аудиторию. URA.RU - это один из самых посещаемых новостных сайтов Рунета, крупные паблики на основных соцсетевых платфорформах, более 15 популярных региональных и тематических телеграм-каналов. Все редакции используют искусственный интеллект, как для производства текстового и визуального контента, так и для автоматизации процессов управления и снижения рисков наказания со стороны Роскомнадзора. Специально для этого доклада редакция провела несколько экспериментов. В одном соревновались реальные журналисты и ИИ: кто соберет больше просмотров, кто найдет картинку для иллюстрирования быстрее. В другом противниками были: журналисты, ИИ от «Яндекса» и ИИ от OpenAI - кто придумает лучший заголовок, кто лучше расшифрует интервью. Бонусом для слушателей станет экспертиза от URA.RU последнего релиза новой модели ChatGPT - «o1-preview».
Аннотация доклада
Докладчик: Дементьева Ксения Владимировна – заведующий кафедрой журналистики МГУ имени Н. П. Огарёва, д-р филол. наук, доцент
Технологический прогресс, особенно в области информационных технологий, существенные социальные сдвиги, экономика цифровой эпохи задали вектор глобальной трансформации всей системы медиакоммуникаций и, конечно, СМИ. Все медиапроцессы большинства регионов России можно систематизировать в соответствии с факторами, определяющими схожесть региональных систем СМИ, и построить их модели. В докладе представлены модели региональных СМИ разных российских регионов, их общие и уникальные черты, рассматриваются причины смены моделей и прогнозы их будущего изменения.
Аннотация доклада
Докладчик: Зеленцов Михаил Владимирович, доцент факультета креативных индустрий, творческий руководитель ОП «Современная журналистика», Институт медиа НИУ ВШЭ
В докладе представлены итоги авторского эмпирического исследования, посвященного трансформации ньюсрумов федеральных российских информационных агентств в контексте продолжающейся медиаконвергенции. Рассматриваются аспекты организации редакций, внедрения новых форматов, искусственного интеллекта, технологического развития СМИ. Представлены стратегии развития агентств в условиях цифровизации - в частности, анализируются текущие бизнес-модели, рассматривается видение новых профессиональных компетенций сотрудников редакций.
Аннотация доклада
Докладчик:
Бодрунова Светлана Сергеевна, д-р полит. наук, профессор, руководитель Центра международных медиаисследований СПбГУ
Современная вычислительная коммуникативистика бурно развивается методологически (в том числе на основе методов искусственного интеллекта), но концептуально находится во власти инерционного понимания природы общественного мнения и излишней нормативности, применяемой к пользователям как участникам публичной сферы, их речи и поведению. При этом природа общественного мнения стала (и вообще-то всегда была) накопительной, а с появлением Интернета и соцсетей она может быть вычислена с помощью методов анализа больших массивов данных, вычислительных методов, AI-моделей. Мы показываем, что неучет накопительной динамики мнений приводит к "истощению" методов вычислительной коммуникативистики первой волны, и показываем, как более современные методы способны раскрыть динамический характер мнений пользователей и глубже понять причины складывания мнений, если учитывать их кумулятивную природу.
Аннотация доклада
Докладчик:
Давыдов Сергей Геннадьевич, канд. филос. наук, доцент департамента социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ
Проблемы внедрения искусственного интеллекта в различных сферах экономической и социальной жизни активно обсуждаются как академическими исследователями, так и индустриальными практиками. В данном контексте журналистика и образование имеют ряд общих черт. С одной стороны, по своим ресурсам они не могут конкурировать с лидерами инновационного технологического развития (банковской сферой, ритейлом, телекоммуникациями и т.д.). С другой стороны, ожидается, что и в медиакоммуникациях, и в образовании внедрение искусственного интеллекта приведет к существенным институциональным трансформациям.
В докладе, основанном на материалах индустриальных исследований, проведенных автором по заказу Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) и АНО «Цифровая экономика», будут рассмотрены дискурсивные практики, формирующиеся в России вокруг искусственного интеллекта, отношение профессиональных сообществ журналистов и педагогов к данной группе информационных технологий, основные тенденции, вызовы, возможности и барьеры технологических инноваций.
Презентацию "Искуственный интеллект в медиа и образовании" можно скачать по ссылке