• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «История»

30
Май

«Всегда радостно видеть, когда кто-то зажигается, прикасаясь к истории», — как прошел региональный этап Всероссийской олимпиады школьников глазами ее участников и организаторов

В этом году Вышка стала площадкой регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников не только по искусству и обществознанию, но и по истории, второй тур которой завершился 24 января. В корпус на канале Грибоедова пригласили 280 учеников 9–11 классов.

Поговорили с участниками олимпиады, тренером сборной Санкт-Петербурга на Всероссийской олимпиаде школьников по истории Иваном Пузыревым и Натальей Ивановной Ильиной, заместителем директора «Академии талантов», о Вышке, подготовке к олимпиадам, истории и возможностях для поступления.

Всероссийская олимпиада школьников по истории, 23-24 января 2024

Всероссийская олимпиада школьников по истории, 23-24 января 2024
© НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

24 января в корпусе на канале Грибоедова завершился региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории. Координатор олимпийского движения в Петербурге — Центр олимпиад, структурное подразделение «Академии талантов», — уже не первый год сотрудничает с НИУ ВШЭ. Благодаря такому партнерству в этом году корпуса Вышки для написания регионального этапа олимпиад по истории, обществознанию и искусству посетят более 900 школьников. 

Наталья Ивановна Ильина

заместитель директора «Академии талантов»

Проведение регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников на площадке НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге — это добрая традиция, которая сложилась благодаря Ивану Пузыреву. При этом материально-техническая база университета позволяет принимать школьников по очень многим предметам. Когда университет пригласил нас провести олимпиады по искусству и обществознанию — мы не смогли отказаться. Основная цель взаимодействия Академии и университета — поддержка талантливых школьников Санкт-Петербурга и помощь им в осознанном выборе своего дальнейшего образовательного маршрута.

Денис, ученик 11 класса, участник регионального этапа ВсОШ по истории:

Это моя первая олимпиада по истории. Хочу поступить в Высшую школу экономики, но рассматриваю и запасные варианты. Я планировал прийти на День открытых дверей, но приболел. Но сейчас я уже второй день в корпусе на канале Грибоедова, изучил его, мне понравилось. Здесь красиво. Я обратил внимание на библиотеку, спортзал, аудитории. С преподавателями еще не успел познакомиться. Надеюсь, это еще впереди. 

Региональный этап состоит из двух туров — теоретического и практического. Во второй день олимпиады школьникам предстояло написать историческое эссе и проанализировать исторический источник. Олимпиада по истории помогает развить общую эрудицию, потому что для выполнения задания школьникам необходимо применять знания и из разных областей: географии, МХК, обществознания и других. 

Иван Пузырев

приглашенный преподаватель Департамента истории Высшей школы экономики — Санкт-Петербург, педагог дополнительного образования в «Академии талантов», тренер сборной Санкт-Петербурга на Всероссийской олимпиаде школьников по истории

Для участия в олимпиадах нужно не только расширять познание предмета, а для этого иметь усидчивость, тягу к истории и общую эрудицию, но и вырабатывать стальные нервы. Родители — это главный тыл. Олимпиаднику важно чувствовать их поддержку. Но не менее важно, и я бы даже поставил это на первое место, — поддержка окружения, ровесников. Общение со своими единомышленниками очень помогает справиться со стрессом. Гораздо приятнее понимать, что ты не один, в частности когда ты уже пишешь олимпиаду в аудитории. С одной стороны это чувство «агона» (прим. ред. борьбы, состязания), но с другой — понимаешь, что ты сейчас вместе со своими друзьями. Это помогает. 

В случае, когда школьник не добился желаемого результата, главное — не опускать руки. Предметная олимпиада — это все-таки спорт, и у спортсменов бывают осечки. Это нормально. Говорить на эту тему бывает сложно, потому что подростки имеют, как правило, завышенные ожидания, но это особенность возраста. В случае «слива» олимпиады, как говорят сами олимпиадники, важно понимать, что жизнь не заканчивается. Существуют еще перечневые олимпиады. В конце концов, есть возможность поступить по ЕГЭ, где уровень сложности заданий объективно проще, чем в олимпиадных турах. Есть большое количество примеров среди олимпиадников, не взявших дипломы ВсОШ, но поступивших в вузы своей мечты. Они занимаются тем делом, которое им интересно. 

Мирра, 8 класс, участница регионального этапа ВсОШ по истории: 

Это мое первое участие в региональном этапе по истории. Я начала изучать эту дисциплину еще до школы, но в последнее время занимаюсь более углубленно. После завершения олимпиады я чувствую себя углом больше девяноста градусов, но меня заинтересовали задания, где нужно было подбирать подходящие суждения о женщинах времен Древней Руси. Было сложно, но мне понравилось. К тому же у меня еще впереди три года для попыток. Тем, кто только планирует участвовать во Всероссийской олимпиаде школьников я бы порекомендовала ходить в центры подготовки. К истории я готовлюсь именно там — это интересно и классно. А еще очень важно не волноваться, но я пока сама не слишком справляюсь с этой рекомендацией. 

Дана, 11 класс, участница регионального этапа ВсОШ по истории:

Первый раз я пошла на региональный этап по истории, когда мне 14 лет. Тогда я думала: «Как я оказалась среди этих гениальных людей?». С каждым годом все действительно становится сложнее. Например, в этом году дали задания про святых. Спасибо, но после этого меня можно было выносить ногами вперед. В этом году организация региональных этапов стала гораздо строже. Но важно всегда настраиваться. Я знаю, что меня морально не пробить, но есть люди, которые переживают. Ко всему нужно относиться спокойней и анализировать свои ошибки. Я бы рекомендовала будущим олимпиадникам верить в себя и свои силы, никогда не сдаваться. Иногда бывает очень сложно, как сегодня. Если вдруг вам говорят, что ничего не получится, вы не созданы для этого, — так когда-то говорили мне, не слушайте. За последний год я поняла, что нужно относиться к олимпиадам чуть проще. Не стоит считать это событие главным экзаменом жизни. Делать победу в олимпиаде большой мечтой правильно, но нужно думать: «Я прихожу в красивый корпус Вышки в центре Петербурга», — и получать от этого удовольствие. 

Организовывать мероприятия подобного масштаба — непростая задача, так как деятельность Центра олимпиад строится на большом количестве процессов. Важно вовремя увидеть и устранить недочеты, учесть специфику региона и площадки проведения олимпиады. 

Наталья Ивановна Ильина

заместитель директора «Академии талантов»

При организации и проведении ВсОШ мы руководствуемся регламентирующими документами федерального уровня. Хотя, конечно, в Санкт-Петербурге, есть своя специфика, как и в любом регионе Российской Федерации. За последние три года мы усовершенствовали систему учета участников олимпиады на всех этапах с помощью портала «Олимпиадное движение» и информируем школьников о результатах через электронный дневник.

Каждая площадка для проведения олимпиады уникальна, и для каждой нужно вырабатывать свою схему проведения. При этом успех организации олимпиады зависит от умения организаторов представить себя на месте разных категорий участников олимпиады — школьников, их сопровождающих, волонтеров. Важно понять заранее, где некомфортно, где не хватает навигации и так далее, и вовремя устранить недочеты.

В этом году в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по истории приняли участие 280 учеников. Прохождение региона не только помогает перейти в заключительный этап, но и дает возможность победителям и призерам получить 8 дополнительных баллов за индивидуальные достижения при поступлении на образовательные программы «История», «Юриспруденция», «Политология и мировая политика» и «Востоковедение».

Иван Пузырев

приглашенный преподаватель Департамента истории Высшей школы экономики — Санкт-Петербург, педагог дополнительного образования в «Академии талантов», тренер сборной Санкт-Петербурга на Всероссийской олимпиаде школьников по истории

Я занимаюсь олимпиадами по истории уже восьмой год, но три из них — в Санкт-Петербурге. За это время я наблюдаю, как ребята и их интересы меняются. Но каждый год есть школьники, для которых важна история, и они готовы ее изучать со всех сторон. В Петербурге традиционно популярен XVIII век. Может быть, это связано с тем, что в школах есть отдельных курс «Петербурговедение». Ребята пишут много исследовательских работ на эту тему, подают их на конкурсы. Недавно, например, «Академия талантов» совместно с Российской национальной библиотекой впервые провели конкурс для старшеклассников «Петербургские исторические исследования».

Участие в олимпиадах — это серьезный социальный лифт для всех. Мне интересно наставничество, потому что благодаря работе с ребятами удается открывать им новые горизонты. Мне кажется, что участие в олимпиаде — очень серьезный опыт, но он позволяет заводить друзей и единомышленников из разных регионов. Это очень важно в социализации человека — выход за рамки привычного круга общения. Для меня ценно помогать ребятам в их профессиональном становлении, и я чувствую большой отклик от них. Такая работа стимулирует меня как преподавателя прикладывать еще больше усилий. Я горжусь своими учениками. Когда видишь их результаты, это радует. 

В прошлом году у нас была замечательная история. В июле я возил группу ребят из разных школ Петербурга на археологическую практику в Великий Новгород. В основном будущие историки знакомятся с раскопом на первом курсе университета, но я подумал, что такой интересный опыт — пощупать историю своими руками — будет важен и старшеклассникам. Мы были на Троицком раскопе, куда я и сам ездил десять лет назад, будучи студентом-практикантом. Для меня было большим открытием, с каким интересом ребята перебирали под палящим солнцем новгородский культурный слой XV–XVI веков. Они даже нашли берестяной поплавок и перстень, и какие-то кусочки подошвы. Всегда радостно видеть, когда кто-то зажигается, прикасаясь к истории.

Беата, ученица 11 класса, участница регионального этапа ВсОШ по истории:

На протяжении шестнадцати лет я жила в Республике Беларусь и потом переехала в Санкт-Петерубург. Сейчас я учусь в классе с филологическим уклоном, но моя страсть — история. Я обожаю все, что с ней связано. Это моя первая олимпиада по истории, но в этом году у меня пять региональных этапов. Первым делом, после того, как мы выйдем из Вышки, я планирую выпить кофе и посмотреть, правильно ли я ответила на некоторые вопросы. Лучше всего, на мой взгляд, я ориентируюсь в истории Древней Руси. Мне очень нравится этот период, потому что я всегда мечтала поехать на раскопки, посмотреть и узнать, как это все работает. Я готовлюсь к поступлению в Высшую школу экономики, буду сдавать историю и английский. Я знаю, если у меня получится поступить, то я как раз буду учиться в корпусе на Грибоедова. Так что опыт олимпиады по истории помог еще и узнать, где именно могут пройти мои студенческие будни.

Василий, ученик 9 класса, участник регионального этапа ВсОШ по истории:

Я достаточно давно хожу на олимпиады. Мой старший брат тоже этим очень усердно занимался в свое время, поэтому я давно знал, как это устроено. Я стараюсь участвовать в как можно большем количестве олимпиад, чтобы попробовать себя в разных сферах и понять, что лично мне нравится. Скорее всего я останусь в Санкт-Петербурге, но на какую специальность пойду учиться пока не знаю. Мой отец — Доктор исторических наук, история всегда была для меня интересной, потому что можно изучать, удивляться, узнавать интересные факты и проецировать ситуации из прошлого на настоящую жизнь. Мне интересен весь период до XVIII века. В нем я неплохо разбираюсь. XVII век и раньше по антуражу ощущается, как старая приятная сказка. 

Многие сегодняшние студенты Вышки в школьном возрасте участвовали во Всероссийских и перечневых олимпиадах. Некоторые из них — до сих пор часть олимпиадного движения. Они помогают в организации и проведении мероприятий, занимаются волонтерством. 

Наталья Ивановна Ильина

заместитель директора «Академии талантов»

Олимпиадники — потенциальные студенты Высшей школы экономики, и их сообщество очень хорошо представлено сегодня в университете. В 2023 году доля победителей и призёров олимпиад среди первокурсников ВШЭ составила 47%. Надеюсь, что многие из этих ребят прошли серьезную подготовку по программам дополнительного образования «Академии талантов».

Нам очень приятно было видеть наших бывших воспитанников среди активных организаторов олимпиады по истории и даже членов жюри. Сегодня это студенты разных вузов, а еще вчера участники профильных смен «Академии талантов», победители и призеры заключительного этапа ВсОШ в предыдущие годы. Именно они, как никто другой, понимают все особенности регионального этапа и готовы вкладываться в общее дело, чтобы провести олимпиады для школьников на высоком уровне.

Иван Пузырев

приглашенный преподаватель Департамента истории Высшей школы экономики — Санкт-Петербург, педагог дополнительного образования в «Академии талантов», тренер сборной Санкт-Петербурга на Всероссийской олимпиаде школьников по истории:

Тем, кто тоже хотел бы стать наставником я бы рекомендовал попробовать свои силы в разных форматах. Важно живое общение с ребятами, возможно, в каких-нибудь летних лагерях или, например, на факультетах и департаментах Вышки есть педагогическая практика. Я сам начинал на одной из таких летних смен в лагере для одаренных детей «Дуслык» (рус. «Дружба») под Казанью, откуда я и сам родом. Когда ты погружаешься в это, то понимаешь, насколько тебе интересно преподавание, можешь ли ты находить общий язык с детьми. Наставничество в моем представлении — это способность педагога делиться частью своей души с ребенком. Для этого важно не бояться попробовать себя на практике. Таких возможностей много, их нужно искать. Можно стать ментором. Например, у нас в Вышке есть конкурс научно-исследовательских работ «Высший пилотаж», в рамках которого студент может попробовать себя в роли наставника для тех ребят, кто делает первый шаг в науку и исследования. Не стоит бояться преподавания. Вокруг работы в школах существует множество разных историй, но на самом деле это очень интересно — работать с подрастающим поколением.