Выпускники о нас
Дарья Ткаченко, выпуск 2021 года
Я — участница проекта «Учитель для России».
Работаю учительницей английского языка в школе села Яр-Сале на крайнем Севере, в Ямало-Нененцком автономном округе. Туда можно добраться только на вертолёте или по воде. Это очень любопытный полевой опыт, потому что у места, где я работаю, интересный контекст: ребята, которых я обучаю, — представители малочисленных коренных народов — ненцы. Мне здесь помог мой гуманитарный, исторический опыт, потому что я глубже могу понять контекст и работать более качественно.
Сразу после Вышки я поступила в Европейский Университет в Санкт-Петербурге. Отучилась там семестр, поняла, что жутко выгорела ещё в бакалавриате и мне нужен отдых. Тогда я подумала забрать документы и поступать в магистратуру Вышки, на наш истфак. Но после этого произошло много событий, которые привели к кризису идентичности. Я подумала, что мне хочется заниматься чем-то прикладным. Исследования — это очень круто, и я до сих пор скучаю по академии, но хотелось научиться делать то, что будет быстро приносить результат. Тогда я вcпомнила об «Учителе для России». Одно время программа сотрудничала с Вышкой, и у меня даже несколько знакомых с истфака тоже участвовали. Решила, что это неплохая возможность. Я пошла туда, чтобы, с одной стороны, научиться чему-то новому, с другой — попробовать что-то более прикладное. Я подала заявку на программу, у меня было несколько регионов на выбор. Я сама с Ямала, из Нового Уренгоя. Мы с родителями уехали оттуда, когда мне было 13 лет. Я решила поехать именно на Ямал, потому что регион уже был мне знаком. То, что я хотела получить от программы, я получаю. Нас не просто закидывают куда-то — нас обучают и очень активно поддерживают. Мне кажется, что я очень выросла как профессионал в педагогике. Это та отрасль, с которой я не сталкивалась раньше. Очень круто, что можно собрать себя по кусочкам, посмотреть с разных сторон на процессы и получить больше возможностей в карьерном плане. Иногда очень одиноко, и я скучаю по друзьям и большому городу, но мне очень нравится учить и учиться. Я искренне кайфую, когда придумываю уроки. Мне кажется, что это здорово, когда ты немного меняешь сферу на ту, где ты развиваешься по-новому. Тогда ты лучше понимаешь, действительно ли тебе было важно и интересно то, чем ты занимался до этого. Сейчас я вижу, что мне действительно хочется вернуться в академию и к тому же то, чем я сейчас занимаюсь, тоже важно и нужно.
Удавалось ли вам работать во время учебы?
У меня была возможность посвятить много времени учёбе, потому что первые два года меня обеспечивали родители. К тому же, я изначально была перфекционисткой. Мне нужно было всё сделать идеально. Это я уже потом поняла, что необязательно читать весь текст досконально дважды. Но дальше мне захотелось больше финансовой независимости, и я устроилась работать бебиситтером. Это была неполная занятость, я могла подбирать удобное время. На учёбе это вроде как не отражалось. Так я работала до четвертого курса. Получается, вокруг меня постоянно дети.
Какие навыки, приобретенные во время обучения, помогают вам в работе?
Самое главное, что мне дала Вышка — критическое мышление, возможность думать, выходя за рамки. Не стоит считать, что есть какой-то один правильный ответ и подгонять все свои мысли и действия под него.
Вышка мне дала сообщество. Я нигде не встречала людей, настолько близких по духу, по ценностям. Я говорю и про однокурсников, и про преподавателей. С некоторыми из преподавателей мы до сих пор поддерживаем связь. Например, мы очень хорошо общаемся с моей научной руководительницей, мы обмениваемся новостями, она меня всегда поддерживает.
Я не знаю, хорошо это или плохо, что я сейчас задумываюсь обо всём вокруг и анализирую. Например, я приехала в эту сельскую школу, которая действительно очень интересна своим контекстом. Я замечаю какие-то моменты среди местных учителей и начинаю анализировать их с точки зрения антропологии. Всё равно какая-то исследовательская составляющая вбивается в голову, и от этого уже не убежать.
Почему вы выбрали ОП «История» в Питерской Вышке?
Изначально я поступала на свободные искусства и науки в СПбГУ. Я прошла туда на скидку, но я не очень хотела, чтобы родители оплачивали обучение. И тогда, я помню, что я сижу в своём родном городе с друзьями, ем пиццу и начинает звонить телефон. Я беру трубку и там говорят: «Здравствуйте, Дарья! Это Адриан Селин вас беспокоит. Вы к нам принесете свои оригиналы документов? Вы проходите в зелёную волну». Я сразу согласилась, и это было так буднично. Я даже не знала тогда, что это образование повлияет на мою жизнь настолько сильно. И я нисколько не жалею. Я так рада, что обстоятельства сложились именно так. Истфак — моя любовь, обожаю Вышку!
Какое самое яркое воспоминание сохранилось у вас от учебы в университете?
Мне кажется, у меня осознанная и наполненная жизнь только в Вышке и началась. Я приехала такая юная, восемнадцатилетняя, и университет заполнил всю мою жизнь.
Если выбирать самое любимое, то после второго курса мы ездили на стажировку в Бремен с Дитмаром Гансовичем Вульфом и Александром Валерьевичем Резником. Это была такая насыщенная неделя. К тому же, мы ещё оказались там вместе с моими друзьями. Занимались исследовательской деятельностью: расшифровывали дневники искусствоведа Голомштока. Было очень увлекательно. Ты понимаешь, что твоя работа как историка заключается не только в том, что ты триста лет сидишь в архиве, а потом создаешь текст. Это может быть что-то захватывающее, что даст тебе новые возможности: поехать куда-то, поработать с новыми источниками, познакомиться с людьми.
В этой поездке мы ходили в гости к очень известной профессорке Бременского университета Сюзанне Шаттенберг. Она пригласила нас на ужин как коллег. Мы пришли к ней и поняли, что на науке тоже можно зарабатывать хорошие деньги. Мне кажется, это тоже важно. Когда ты сидишь на выпускном курсе и думаешь, что же будет дальше, важно понимать, что это всё точно не бесполезно. Это не просто умение умничать на кухне и говорить про Фуко. Это всё очень важные навыки, которые могут пригодиться в профессиональной деятельности, помогут жить хорошо.
Вообще весь второй курс был очень хороший. Я тогда начала работать с Екатериной Алексеевной Калеменевой и благодаря ей нашла тему, которая мне нравится. Екатерина Алекеевна — чудеснейший человек, и у меня очень много воспоминаний, связанных именно с ней. Она меня очень много поддерживала. Я помню, мы как-то обсуждали с ней мою работу: я собрала какую-то исследовательскую базу, но не могла сделать вывод. Я упрашивала ее сказать мне правильный ответ, говорила, что не знаю, о чём писать. Она посмотрела на меня и сказала: «Даша, вы — правильный ответ». Это настолько запало мне в сердце. Даже сейчас, когда я хочу переложить ответственность на другого человека, я вспоминаю, как она мне это сказала и очень её благодарю.
Тема моего исследования нашлась случайно. На первом курсе я понятия не имела, чем хочу заниматься. Нам сразу на первом курсе сказали определяться с курсовой. Была секунда до дедлайна, я понимала, что надо определяться с темой, открыла предложенные и увидела тему у Дмитрия Вадимовича Панчеко что-то про Афину и античность. А я про античность вообще ничего не знала! Но из всего списка преподавателей у нас вёл занятия только он. Дмитрий Вадимович — очень приятный человек, и я решила, что пойду к нему. В итоге, курсовая первого года — безумное фиаско. Я чувствовала себя очень неуверенно, не понимала, что я читаю и чего от меня ждут. Она получилась посредственной, но, наверное, неплохой для первого года.
На следующий год я решила более ответственно подойти к выбору темы и сделать это заранее. Я решила отталкиваться от людей, с которыми хочу работать. Связалась с Екатериной Алексеевной. Мы тогда обсуждали тему, и я размышляла над тем, что мне вообще нравится в жизни. Я, вот, люблю в кафешки ходить и вкусно есть. Что можно связать с едой? В итоге, я писала про столовые в Советском Союзе. Начинала с того, как формировалось питание, а к диплому это всё выросло в более масштабный труд, и я писала про формирование культуры обслуживания в заведениях общественного питания. Меня интересовал парадокс: у нас есть такое «прекрасное коммунистичеcкое государство», но при этом есть официантки, которые всех обслуживают, есть понятие «сервис». С этим же исследованием я потом и в Европейский университет поступала.
Если я вернусь в академию, то хочу попробовать новую тему. Мне кажется, эта уже себя изжила. Но было бы очень хорошо делать что-то с дипломом. Например, полноценную публикацию. Считаю, если ты не испытываешь искреннее удовольствие от того, что ты делаешь, то вся твоя деятельность превращается в мучения и кошмар. Пока я работала над своей темой, мне было очень любопытно, я с удовольствием работала с источниками.
Что бы вы порекомендовали тем, кто только планирует поступать на ОП «История»?
Старайтесь максимально готовиться к семинарам. Если нет возможности углубиться в заданный текст, то хотя бы постараться его просмотреть. Когда ты готов к семинару, это даёт тебе гораздо больше пользы в рамках полуторачасового занятия. Ты не просто сидишь, а реально работаешь.
Не стесняйтесь отвечать. Я этим грешила и безумно стеснялась. Очень об этом жалею. Во-первых, накоп и мы все хотим сдавать автоматом. Во-вторых, в диалоге рождаются очень крутые мысли. Мне кажется, что наш Департамент очень доброжелательный. Нет такого, что ты сказал что-то на семинаре, а на тебя посмотрели как на дурачка. Наоборот, атмосфера всегда очень поддерживающая. Если ты даже что-то не понял, лучше не постесняться и спросить или высказать свою мысль и потом обсудить это.
Подумайте о теме исследования, но не переживайте, если её сейчас нет. Чаще всего она рождается сама. Если хорошо готовиться к занятиям, обращать внимание на тексты, которые предлагают прочитать, поговорить с разными людьми, обязательно найдётся что-то стоящее. Чаще всего самые крутые темы находятся очень случайно. Следуйте за своим любопытством!
Анастасия Новикова, выпускница 2021 года
В июне я окончила магистерскую программу «Глобальная и региональная история» Питерской Вышки и годовую программу политических исследований Sciences Po Aix во Франции. Сейчас готовлюсь продолжать учёбу во Франции по историческому направлению на программе, посвящённой изучению раннего Нового времени. Я сосредоточилась на участии в разных научных проектах, поэтому временно не работаю.
Какие навыки, приобретённые во время обучения, помогают вам в работе?
Усидчивость. В бакалавриате много времени проводишь за чтением, написанием работ и развитием темы курсовой. Требуется много сил и времени, чтобы внимательно изучить источники.
Искать интерес во всем. Вероятно, это во многом зависело от преподавателей и достаточной степени свободы выбора предметов, но в Вышке я научилась по-настоящему изучать, вникать в предмет и получать удовольствие от того, что изучаешь, даже если тема совсем далека от научных интересов. Так что если на работе возникает дело, которое кажется не слишком интересным или слишком муторным, машинным, я понимаю, что без этого не бывает интересных заданий.
Спокойно реагировать на критику. Иногда комментарии о твоей работе могут очень задевать, но я стараюсь воспринимать любую критику как пользу для меня. Если что-то критикуют в моей работе, значит, я либо могу это улучшить, либо научиться отстаивать свою позицию.
Почему вы выбрали ОП «История» в Питерской Вышке?
Я хотела в Вышку в целом, другие университеты не слишком меня устраивали в плане качества образования. Но результаты ЕГЭ и финансовый вопрос решили всё за меня. На «Историю» я проходила со скидкой 70%. На первом курсе были мысли перевестись на «Филологию». Я думала, что иностранные языки и литература мне ближе на тот момент. Но история оказалась куда интереснее, чем я думала в школе. К тому же я применяю в работе междисциплинарные методы, которые пользуются популярностью и у филологов тоже. Моя тема позволяет мне активно работать с иностранными языками, поскольку историография во многом пишется на английском, а источники мои — на французском. Адриан Александрович Селин, мой научный руководитель, помог мне подобрать тему, которая позволила мне заниматься всем, что интересно: не терять иностранные языки и при этом постоянно развиваться.
История не терпит сослагательного наклонения, но, если бы я вернулась на первый курс, я бы не сомневалась, я была бы точно уверена, что хочу остаться на программе «История». Это опять про интерес. Не стоит сразу разочаровываться в себе, если не получилось поступить туда, куда хотелось. Это про то, что интерес можно найти во всем, можно «втянуться» в то, что никогда не было интересно. А поменять жизнь и выбор можно всегда.
Какое самое яркое воспоминание сохранилось у вас от учебы в университете?
Когда меня взяли работать в научную группу. Тогда я поняла, что моё исследование интересно, что оно полезно, что буквально можно работать в своей области с коллегами по интересам. К тому же это значительно расширило мои навыки, открыло новые перспективы в исследовании, но, главное, я нашла новых друзей, с которыми могу и веселиться, и обсуждать научные работы, и делиться мнениями, и обмениваться советами. Я тогда только больше удостоверилась, что я на своем месте и занимаюсь тем, чем я хотела бы заниматься.
Что бы вы порекомендовали тем, кто только планирует поступать на ОП «История»?
Отбросить предрассудки. История — это не только школьный учебник с набором дат и имён. Подписчики «Историков в Питерской Вышке» уже, наверное, хорошо усвоили, что история — это не про даты. Это про то, что можно с исторической точки зрения изучать любой современный феномен, любую социальную практику. Даже если «История» не стоит у вас первым выбором в документах поступающего, попробуйте!
Екатерина Коковихина, выпускница 2021 года
После бакалавриата я поступила в магистратуру в Европейский университет в Санкт-Петербурге на программу двойного диплома с университетом Пенсильвании в Америке. Я уехала в Штаты, и в мае окончила магистратуру по программе «Российские и восточноевропейские исследования». Лето после окончания магистратуры я тоже посвятила учёбе — решила принять участие в Летней языковой школе. Мой выбор пал на изучение латышского, потому что он связан с исследованием, которое я начала ещё в бакалавриате. Осенью начинаю учёбу уже в NYU (New York University) по программе славистики.
Какие навыки, приобретённые во время обучения, помогают вам в работе?
Самое очевидное — языки. На первом курсе у нас была латынь, которая сейчас помогает мне в изучении романских языков, и я получила хорошую начальную базу немецкого. На протяжении всего обучения нам преподавали два вида английского: академический и более предметный, исторический. Эти знания до сих пор помогают мне в чтении научных текстов на иностранных языках.
Мы много выступали на семинарах и позже по собственной инициативе я участвовала в общеуниверситетских конференциях. Этот опыт помог мне приобрести уверенность в публичных выступлениях и презентации своих проектов.
Почему вы выбрали ОП «История» в Питерской Вышке?
Окончание школы — нервный период, когда нужно было не только готовиться к ЕГЭ, но и выбирать университеты. На момент поступления я практически ничего не слышала про университет. Смотрела подходящие программы под тот набор предметов, которые я сдавала: английский, история, обществознание. В Петербург я собиралась изначально, поэтому одним из вариантов стала Питерская Вышка. Туда я прошла в первую волну и тогда окончательно определилась с выбором.
Какое самое яркое воспоминание сохранилось у вас от учебы в университете?
Множество моментов, проведённых с университетскими друзями, Мы вместе отдыхали и готовились к экзаменам. Мы до сих пор общаемся и всячески поддерживаем друг друга. Это же можно сказать и о преподавателях. Со многими мы до сих пор поддерживаем связь уже за пределами академии. Особенно приятно встречать преподавателей в разных частях мира. Например, не так давно я приехала на конференцию в Нью-Йорк и увидела там девушку, которая работала в Питерской Вышке. Во время учёбы я часто видела ее в кампусе, когда готовилась к ГОСам. Мы не были знакомы, но мне захотелось подойти и передать привет с канала Грибоедова. Мы разговорились и с теплом повспоминали университетские времена. Вышка — это однозначно комьюнити, далеко выходящее за академические рамки.
Что бы вы порекомендовали тем, кто только планирует поступать на ОП «История»?
Я бы порекомендовала не бояться интенсивной нагрузки и дать себе время освоиться. Большой поток информации через какое-то время станет привычным и выстроится в целостную картину. Первый год мне тоже было сложно привыкнуть, но после адаптации я поняла, что хочу продолжать быть частью академического сообщества. Я бы посоветовала проводить больше времени во внеучебных активностях, в том числе с однокурсниками. Межфакультетского взаимодействия за годы учёбы было не так много, поэтому, чтобы завести новые знакомства со студентами других образовательных программ и обменяться полезным опытом из других сфер, я бы порекомендовала не стесняться и брать инициативу в свои руки!
Михаил Всемиров, выпускник 2020 года
Я пошел по академическому треку и сейчас осваиваю PhD-программу Падуанского университета. Она расшифровывается как программа по историческим, географическим и антропологическим наукам. Они выдают ряд грантов на эти три дисциплины и делят их между исследователями. У меня всегда было желание развиваться академически, потому что я боюсь того, что называют «рынок труда», куда нужно выходить и доказывать, какой ты классный. Вообще мне нравятся гуманитарные науки и гуманитарное мышление само по себе. Если у меня получится в дальнейшем развить PhD как постдок, и я смогу найти преподавательскую позицию, — это будет красота.
Какие навыки, приобретённые во время обучения, помогают вам в работе?
Когда я поступал в бакалавриат, гуглил какие-то вещи, потому что стоял вопрос выбора между историческими, филологическими, лингвистическими и около экономическими программами. Когда я читал это все, то натыкался на разные мнения, и одно из них меня убедило пойти на историю. Человек, который учился на историческом написал: «Вас просто учат хорошо читать тексты», — и читать много. Несмотря на то, что вам задали одну большую книгу, вы её прочтете за вечер, потому что у вас вырабатывается навык для критического анализа текстов любого рода. У тебя складывается впечатление о том, как конструируется исследовательский нарратив. Все тексты, которые мы читали, формируют широкую гуманитарную базу.
Историческая наука учит обрабатывать большое количество текстов быстро. У всех разное мнение, но мне нравилось, что у нас на Департаменте не учили стандартной хронологической истории — «кто? когда? что? зачем?». Нас очень подковали по вопросам методологии, гуманитарных дисциплин, критического анализа и всего остального.
Почему вы выбрали ОП «История» в Питерской Вышке?
Я окончил обычную среднестатистическую школу в Копейске — маленьком городе около Челябинска. Тогда я отталкивался от экзаменов, которые выбрал, но нужно было определиться с местом. Почему я подал документы в Вышку, не помню, если честно. Наверное, я просто не очень хотел изучать классическую школу, где меня начнут пичкать датами. Встал вопрос: Москва или Питер? Меня приняли в оба филиала, но я выбрал поехать в Петербург. У меня теория, что вся Россия делится на два лагеря: те, кому нравится Петербург и те, кому нравится Москва. Этих людей не примирить. Это просто разные способы жизни. Санкт-Петербург мне оказался ближе. Я помню, что мне Адриан Александрович Селин позвонил и сказал, что я попал в «зелёную волну», а я уже тогда сидел с билетами и ответил, что на днях принесу документы.
Какое самое яркое воспоминание сохранилось у вас от учебы в университете?
Самое первое, что вспоминается, — то, как мы основали Студенческое научное общество. Я был среди тех, кто бегал по всем этим кабинетам и говорил: «Мы вам нужны!». У нас сложился пул людей, которые хотели заниматься чем-то академическим. Помню, тогда еще в этом участвовал Евгений Хвальков, мы сплотились вокруг него, и возникла идея СНО. У нас были разные семинары, мы приглашали преподавателей, организовывали конференцию Usable Pasts. Это все было очень весело и полезно. К тому же мы очень неплохо пополнили свои CV. Но было страшно от непонимания того, что будет со СНО после нашего ухода. Поэтому мы начали собирать людей. И сейчас это ещё живет.
Что бы вы порекомендовали тем, кто только планирует поступать на ОП «История»?
У всех свой путь. Бакалавриат — это очень широкая рамка. Вы можете попробовать всё. А если вы что-то попробовали и вам не понравилось, это тоже очень хорошо. Значит, вы на пути к тому, что вас заинтересует. У меня заняло некоторое время, чтобы это осознать. Но когда осознал, начал заниматься фотографией, потом попробовал волонтерство, после появилось СНО, мы стали подаваться на Летние школы и конференции. Если вам это нравится — делайте. Бакалавриат — это свободное время. Вы уже не обременены школьной программой. Попробуйте развить себя в этой свободе.
Александр Марксон, выпускник 2020 года
Я преподаватель по обществознанию. У меня свой онлайн-курс. Мои обязанности сейчас — это полный цикл упаковки образовательного продукта: разработка презентаций, проведение занятий, составление и проверка домашних заданий. В общем, я работаю с большим количеством информации.
Какие навыки, приобретённые во время обучения, помогают вам в работе?
Работа с информацией. Учеба на истфаке предполагает, что ты много пишешь, читаешь, смотришь, говоришь, выступаешь — перерабатываешь огромное количество информации. Это, наверное, самое главное. Прочитать учебник, выделить в нём самое главное и придумать, каким образом донести свою мысль, — это ценно. Отсутствие боязни белого листа, умение сформулировать свою мысль, навыки публичных выступлений — всё это оказалось полезным для моей будущей карьеры.
Почему вы выбрали ОП «История» в Питерской Вышке?
Это такая романтическая история. Это была моя детская мечта. Где-то в четвертом классе я понял, что мне интересна история. Я участвовал в олимпиадах и конкурсах, связанных с историей Петербурга и историей в принципе. Так что я знал, что пойду на истфак. Уже классе в восьмом или девятом я начал изучать, какие есть исторические факультеты. Качественного исторического образования в Петербурге не так много. Тогда-то я и понял, что хочу именно в Вышку, хочу получить широкое гуманитарное образование западного образца. По-моему, я даже когда документы подавал, то подал их только на один факультет. Кроме Вышки я даже не относил никуда документы.
Какое самое яркое воспоминание сохранилось у вас от учебы в университете?
Моя личная жизнь и самые близкие люди связаны с моим курсом. Так остаётся до сих пор. В Вышке был хороший и разнообразный преподавательский состав, большое количество интересных учебных дисциплин, в том числе и на английском языке, то, чем раньше занимался Центр исторических исследований под руководством Александра Семенова, где я даже успел немного поработать. Если выводить какую-то генеральную линию, то сила программы в разнообразии и в большом количестве людей, которые увлечены своим предметом. Возможно, я даже жалею, что не оставалось времени на научную деятельность и стажировки. Но многие мои друзья этим активно пользовались, ездили в Германию.
Теплых воспоминаний на самом деле очень много и об учёбе, и о внеучебке. В Вышке очень классно построена система адаптации учеников. Это, конечно, познается в сравнении. Возможно, это не имеет никакой ценности, когда тебе 17–18 лет. Но когда общаешься с людьми своего возраста, которые обучались в других университетах, понимаешь, что там не так здорово была построена эта работа, условия обучения были не такими комфортными.
Что бы вы порекомендовали тем, кто только планирует поступать на ОП «История»?
Важно чем-то увлечься, найти какую-то тему, которая важна для тебя, чтобы было интересно учиться. Это жизненный совет. Я поступал с интересом к Германии XIX века, периоду Бисмарка. Потом меня резко перекинуло на XX век. Я заинтересовался прошлым исторического образования в Советском Союзе. Потом я пообщался с Адрианом Александровичем и меня увлекла тема Новгорода XVI века, по которой я в итоге писал ВКР. Мой опыт в данном случае скорее контрпример. Обычно студенты сосредотачиваются на какой-то одной теме. Но не нужно бояться экспериментировать, пути могут быть самыми разными.
Вышка — это сложно и интересно. Тебе нужно понимать, куда ты идешь. Тебе нужно знать про четыре сессии, накопительную систему оценивания. Держать в голове все эти вещи, чтобы хорошо построить свой процесс образования. Ещё советую почаще выступать на научных конференциях, отправляться в зарубежные поездки, насколько это возможно сейчас. Нужна готовность изучать иностранные языки.
Если у тебя возникает чувство диссонанса, ты не знаешь, кем хочешь быть в свои 18 лет, где планируешь учиться и что исследовать — это нормально. Это проходит. Тебя обязательно прибьет к какому-то берегу, ты найдешь своего преподавателя. Важно постараться погрузиться в образовательный процесс и привыкать к дедлайнам. Дедлайны — это важно, если ты хочешь хорошо учиться. Окончить «Историю» в Вышке — это не настолько невыполнимая задача. Окончить «Историю» в Вышке хорошо — это уже сложнее. История очень многогранна и широка. История есть у любого явления, процесса. История интересней, чем может показаться на первый взгляд.
Юлия Закржевская, выпускница 2020 года
Я — аспирант Европейского университета. Моя деятельность изменилась мало: продолжаю изучать тему русско-шведских отношений в XV–XVI веках и оттачиваю исследовательские навыки. Дополнительно участвую в проектах. Сейчас я вхожу в совместный проект ВШЭ СПб и НовГУ в рамках «Зеркальной лаборатории», посвященный Старой Руссе конца XV–начала XVII веков.
Какие навыки, приобретенные во время обучения, помогают вам в работе?
Вышка научила, в первую очередь, не бояться обращаться за помощью к коллегам. Преподаватели, студенты и даже сотрудники других университетов, как правило, настроены доброжелательно. Конечно, бывают неприятные случаи, но мне часто везло на отзывчивых людей. Второй важный навык — быстрый сбор и обработка информации. Эти умения пригодятся в любой деятельности.
Почему вы выбрали ОП «История» в Питерской Вышке?
До 11 класса я никогда не слышала о ВШЭ. Изначально собиралась поступать на факультет свободных искусств и наук в СПбГУ, потому что там можно было прослушать курсы из разных областей и потом окончательно определиться, к чему лежит душа. Однако уже зимой стало понятно, что баллов не хватит. Тогда моя знакомая посоветовала подать документы в Вышку. Что было дальше, помню смутно. Помню, как подала документы только на истфак Вышки и только на бюджет. Шаг был безумный, но он сработал.
Какое самое яркое воспоминание сохранилось у вас от учебы в университете?
Хоть это и звучит пафосно, бакалавриат — одно большое теплое воспоминание. Самая главная его часть — люди, которые, во многом, сформировали характер, вкусы и взгляды на жизнь. Мне всегда приятно вспоминать наши совместные поездки в Тотьму или Владимир и создание СНО. Как бы тяжело ни было, в компании друзей можно посмеяться и найти выход из любой ситуации.
Что бы вы порекомендовали тем, кто только планирует поступать на ОП «История»?
Не нужно бояться, что историческое образование ставит крест на карьере. Напротив, опыт показывает, что многие люди, окончившие истфак, работают в областях, максимально далеких от истории. У каждого свой путь.
Мария Черноскутова, выпускница 2020 года
Сейчас я работаю в Вышке на кафедре физического воспитания. В мои обязанности входит преподавание шахмат, то есть физкультуры для студентов, принятие зачетов у студентов. Еще я преподаю шахматы в доме детского творчества «Союз» в Выборгском районе. Там я делаю то же самое, только уже для детей.
Какие навыки, приобретенные во время обучения, помогают вам в работе?
В работе я пошла не по профессии. Мне кажется, если дальше не идешь в магистратуру и аспирантуру по истории, то найти работу непросто. Либо надо идти работать в архив, где мне очень нравилось. Но это будто бы чем-то похоже на работу в суде: я знаю, какая там зарплата и какая сложная работа. Я понимала, что я там завяну, не хотела этого.
Но я не жалею, что училась на историка в Вышке, потому что получила полезные навыки: умение писать и анализировать тексты, знание языков, поставленность речи, публичные выступления. Все это очень мне помогает в преподавательской среде. Сейчас я очень хорошо объясняюсь и на английском, и на русском языке. На «Истории памяти» нас учили выстраивать взаимосвязи, анализировать не только текст, но и изображения. На самом деле много навыков, которые можно перечислять бесконечно. Они помогают не только в работе, но и в учебе, в жизни, в коммуникациях.
Какое самое яркое воспоминание сохранилось у вас от учебы в университете?
Мне запомнились очень профессиональные умные и отзывчивые преподаватели: Марина Викторовна Лоскутова, Адриан Александрович Селин. Еще очень много преподавателей, которых можно перечислять и перечислять.
Также самое яркое впечатление, которое мне пригодилось даже больше, чем учеба, — внеучебная деятельность. На первом курсе я пошла на приветственную встречу спортивного студенческого клуба Питерской Вышки, познакомилась со всеми. Я с детских времен увлекалась шахматами. И только-только созданный моими одногодками Никитой Беловым и Сашей Вершининым шахматный клуб дали мне задание помогать им с развитием клуба. Я взаимодействовала с рекламой, спонсорами призов. Главное быть активным и тебе это все воздастся. Теперь меня пригласили работать преподавателем. Этот путь, начиная с первого курса, был не просто так. Я проявила инициативу, пошла помогать ребятам и до сих пор все воздается. Сейчас шахматы в Вышке — что-то нереальное. Даже, можно сказать, важнее, чем волейбол или баскетбол.
Еще одно воспоминание — жизнь в общежитии на Крупской — the best. Все там, как семья. Это небольшое двухэтажное здание, где администрация общежития действительно дает эту ласку. По вечерам мы собирались за барной стойкой и играли в настолки. Это даже веселее, чем жить в квартире. Мы до сих пор с друзьями вспоминаем все эти времена.
Что бы вы порекомендовали тем, кто только планирует поступать на ОП «История»?
Я бы посоветовала не бояться, что вам это не пригодиться в будущем. Даже если вы не пойдете работать по профессии, не стоит бояться. Все полученные навыки на образовательной программе очень пригодятся в жизни. Я рекомендую заняться этим историческим похождением даже не для профессии, а для себя. Вы сможете поставить все точки над i. Если вас хотя бы немного интересует история, вам стоит поступить на эту программу. Она даст вам намного больше, чем экономика, менеджмент и юриспруденция. Вас научат мыслить, учиться. Если вы любите учиться и хотите развиваться самостоятельно, то эта образовательная программа для вас. Вам стоит научить себя читать и быть готовым брать в руки книгу, которую до вас могли не открывать 200 лет. Вам нужно будет научиться ответственности за источники, за вашу подачу историю. То, как вы расскажете о том, что вы нашли — это все не просто так.
Диана Копалина, выпускница 2020 года
Я работаю HR-менеджером в компании по организации мероприятий преимущественно частного характера: дни рождения, свадьбы, юбилеи. Одна из ключевых моих задач — рекрутинг. Еще я занимаюсь обучением и психологической поддержкой персонала, регламентами. Параллельно работаю репетитором — преподаю английский язык для детей. Времени крайне мало, и я беру ограниченное количество учеников. Мне нравится работать с детьми и я очень люблю английский, поэтому это занятие — больше мое хобби.
Какие навыки, приобретенные во время обучения, помогают вам в работе?
Я скажу базовые вещи. Умение критически мыслить сейчас — это базовая необходимость. Сюда же можно отнести выстраивание причинно-следственных связей. Иногда пугают люди, которые не умеют этого делать. Я очень благодарна Вышке за то, что у меня есть такие знания, опыт и понимание того, что происходит и происходило в мире.
Еще один навык — умение работать в сжатые сроки. Я никогда не забуду, как писала работу по «Антропологии» на втором курсе. Нам нужно было выбрать книгу и сделать по ней ревью. В моей книге было около 300 страниц. Я оставила всё на последнюю ночь перед сдачей. Написала, если не ошибаюсь, на «отлично». Благодаря нашему университету я беру на себя больше задач. Когда ты учишься в Вышке, то стараешься освоить все, что можно, читаешь книги по 800 страниц за две ночи. Все это для того, чтобы достичь чего-то крутого. Эту практику я применяю и в работе. Часто беру на себя задачи, решение которых на начальном этапе мне абсолютно неизвестно. Но ты берешь и делаешь, потому что так интересней жить.
Знание языков. Я не любила латынь и думала, что никогда больше к ней не вернусь. Но изучение языков в Вышке дает невероятный опыт. Теперь я могу спокойно учить любые европейские языки без репетитора, потому что знаю, как это все выстраивается. Сейчас я спокойно самостоятельно изучаю испанский, потому что у меня есть такая база. Здесь нужно сказать большое спасибо Сергею Владимировичу Солнцеву и Галине Николаевне Ленько. Если бы не они, все это работало бы иначе.
Умение поддержать любой разговор, быть разносторонне развитым. Благодаря Вышке у меня есть знания во многих сферах: от антропологии до маркетинга. Если ты умеешь разложить все по полочкам, то обретаешь невероятно полезный бэкграунд на все случаи жизни. Стыдно говорить, что ты учился в Вышке, если ты не пользуешься этим всем.
Почему вы выбрали ОП «История» в Питерской Вышке?
Изначально я вообще не рассматривала истфак. В одиннадцатом классе я долго не могла определиться, куда хотела бы поступать. Но была убеждена, что я гуманитарий. Тогда к нам в школу пришла преподавательница из Вышки, вроде бы с «Политологии». Она рассказывала о том, как ведется обучение в Вышке, говорила о самой программе. Мне это очень понравилось и я решила, что с вузом уже определилась. Оставалось понять, на какую специальность лучше поступать. У меня были не самые высокие баллы ЕГЭ для Вышки, но я не хотела, чтобы за мое обучение платили родители. Раздумывала даже взять gap year, но родители настояли на продолжении учебы. Я им за это очень благодарна.
В день перед подачей документов в Вышку, я просматривала сайт и увидела, что по баллам прохожу на «Историю» с 75% скидкой на оплату обучения. Еще я подавала на «Политологию» и «Юриспруденцию». В июле мы подписали договор с истфаком. Я помню, как уже в августе смотрела на сайте программу дисциплин, которые предстоит изучать, и радовалась. Там был курс «История Америки», одна из моих любимейших дисциплин до сих пор.
На первом курсе в первом семестре было тяжело, даже раздумывала переводиться на «Политологию». Но я очень довольна собой, что решила не сдаваться. После второго курса я перевелась на бюджет. Так произошло мое знакомство с истфаком. Для меня это особенная история, которая должна была со мной произойти. Истфак вообще в моем сердечке навсегда!
Какое самое яркое воспоминание сохранилось у вас от учебы в университете?
Было очень много классных моментов. Несмотря на то, что я работала, у меня была классная студенческая жизнь. Я была в СДС (студентами для студентов), участвовала в Днях Питерской Вышки, помогала проводить новогоднюю «Ярмарку ВолВШЭбников». В рамках этой ярмарки мы ездили в приют, где находятся дети, родители которых не могут их финансово обеспечить. Мы играли с ними, дарили подарки. Это довольно тяжелое, но важное воспоминание, потому что я получила ценный опыт.
Отдельное приятное воспоминание — преподаватели. Очень люблю Адриана Александровича. Это человек, которому я очень благодарна за весь тот настрой и позитив, который он нам дарил. Евгений Александрович Хвальков, Евгений Викторович Анисимов, Дмитрий Вадимович Панченко — очень часто их вспоминаю. Это люди, которые заложили фундамент моего образования и фундамент меня как человека.
Особенно ценное воспоминание — мои однокурсники. Это люди, с которыми было очень интересно общаться. Периодически мы списываемся с некоторыми. Это классный период становления в какой-то немного замкнутой академической среде.
Еще приятные воспоминания оставляют курсы. Дисциплину по Второй мировой войне я просто обожаю до сих пор и вспоминаю с большой любовью. Все курсы, которые вёл Адриан Александрович. Большое количество воспоминаний с латыни. Сергей Владимирович Солнцев создавал для нас некий перфоманс в изучении языка. Местами я периодически скучаю по вузу, учебе. На второй год после выпуска я уже задумывалась, не пойти бы еще куда-нибудь учиться. Но понимаешь, что если идти, то только в Вышку.
Самое-самое яркое воспоминание — археологическая практика. Несмотря на то, что мы проводили по восемь часов в день на раскопе, который я до сих пор с ужасом вспоминаю, это именно та история, которая осталась навсегда со мной. Она задала вектор развития. После практики мы все вернулись немного более взрослыми. Та коммуникация, которая у нас выстроилась — это очень дорогого стоит.
Что бы вы порекомендовали тем, кто только планирует поступать на ОП «История»?
Я бы порекомендовала не зацикливаться полностью на учебе. Стоит давать себе возможность разностороннего развития. Попробовать себя в разном. На выходе из университета важно иметь не только корочку, но и какой-то жизненный опыт. К сожалению, как HR-менеджер я иногда вижу, как тем, кто концентрировался исключительно на учебе иногда не хватает опыта работы. Но, если вы собираетесь совмещать, не стоит забывать про учебу. Иногда хочется дать себе подзатыльник за то, что пропускала порой интересные курсы, которые мне могли пригодиться. Будучи студентами, у вас есть уникальная возможность попробовать себя в разных сферах. После окончания университета у тебя уже не находится столько времени на разностороннее развитие. И одно из самых главных — впитывайте опыт, который дают преподаватели. Все они уникальны и то, что делает каждый из преподавателей — это что-то невероятное. Крайне важно прислушиваться к тому, что они говорят.
Артём Гусак, выпускник 2020 года
Я работаю аналитиком данных в Lesta Games. Из самого названия должности, думаю, понятно, что большую часть времени занимает работа с данными. Я провожу исследования, строю визуализации, помогаю команде в разработке продукта.
Какие навыки, приобретенные во время обучения, помогают вам в работе?
Я не назову конкретные навыки, а лишь скажу, что в стенах университета я просто сильно вырос. Я научился думать, анализировать информацию и относиться к ней критически, сильно развил софт-скиллы. Сформировал большую часть взглядов на жизнь, которым пока остаюсь предан, но не исключаю что в будущем они изменятся.
Какое самое яркое воспоминание сохранилось у вас от учебы в университете?
Тут даже раздумывать не стану. Лучшее, что у меня было в стенах университета — взаимодействие с научным руководителем.
Что бы вы порекомендовали тем, кто только планирует поступать на ОП «История»?
Думаю, то, что я скажу, будет полезно тем, кто сомневается в своем жизненном пути, как и я в своё время. Есть вероятность, что придя сюда вы напрасно потеряете время и силы как, впрочем, в любом вузе и на любом направлении. Лично я полностью погрузился в уготованное мне приключение. Меня ждали небольшие научные открытия и много искренней детской радости от них, победы и поражения в дискуссиях, огромный поток знаний, — попробуй впитать столько — финансируемые проекты, научные конференции (причем не только студенческие) и в целом очень интересная и насыщенная жизнь. Если бы я вновь оказался абитуриентом и знал бы всё это ещё тогда, я бы без каких-либо размышлений снова впутал себя во всё это. Если готовы к этому, несмотря на трудности (их будет много), то вперёд!
Яна Большедворская, выпускница 2020 года
Сейчас я работаю менеджером проекта в контуре ГК «Росатом»: занимаюсь корпоративным обучением и развитием (T&D). Основная задача — это работа над развитием актуальных компетенций у экспертов и руководителей.
Какие навыки, приобретенные во время обучения, помогают вам в работе?
Навыки проведения исследований! В любой работе важно задавать правильные вопросы, а для этого нужно проводить анализ и ставить гипотезы. К тому же история как направление здорово помогает ориентироваться в лавинах информации и прокачивать структурность своего мышления. Плюсом добавлю иностранные языки и два софт скилла — приоритизацию задач и умение договариваться.
Почему вы выбрали ОП «История» в Питерской Вышке?
Я переводилась на «Историю» с «Политологии» из другого вуза, и решающим фактором была сама Вышка. Меня привлекло прогрессивное академическое и студенческое коммьюнити. У меня была возможность поучиться на разных программах: на мобильности в Турине и в магистратуре в московской Вышке, и, сравнивая, могу сказать, что питерский истфак — действительно академически сильное направление.
Какое самое яркое воспоминание сохранилось у вас от учебы в университете?
В моем случае, это международные поездки: на 2-4 курсах я ездила на летние школы в Германии, архивную практику в Польше, семестр по мобильности в Италии. Кажется, что на еще большее количество мероприятий за рубежом я ездила самостоятельно, но на летних школах от Вышки с нами были наши преподаватели, поэтому остались такие приятные воспоминания именно об этих совместных поездках и приключениях в них.
Что бы вы порекомендовали тем, кто только планирует поступать на ОП «История»?
Во-первых, я советую следовать за своими интересами и не мыслить шаблонами: брать предметы, писать курсовые работы на абсолютно разные темы и не бояться быть непоследовательными, подавать заявки на участие в интересных, возможно, международных проектах даже с невысоким средним баллом. Во-вторых, если вы задумываетесь о своей будущей карьере, имеет смысл сразу соотносить свои интересы, компетенции и возможности для развития на рынке (российском или зарубежном). Если к окончанию бакалавриата у вас будут знания и опыт участия в разных полезных активностях, а также понимание того, куда двигаться дальше, — все точно получится!
Выпуск 2017-18 учебного года
Магистратура НИУ ВШЭ СПб "Современный социальный анализ"
Во-вторых, т.к. ОП в филиале была относительно молодая, многие преподаватели были новыми, вследствие чего не так хорошо понимали, например, как оценивать и прочие вопросы. Другие же не брали в расчёт собственный учебный план, из-за чего в конце пострадали оценки многих ребят.
В-третьих, есть то, что, как мне теперь кажется, является в принципе проблемным для многих преподавателей не только на "Истории", а именно - своевременное объявление накопленных оценок и другие организационные вопросы.
Большим контрастом, однако, здесь выступает качество знаний.
Во-первых, преподаватели нашего истфака - это обычно большие профессионалы в своей области. Выбор чтения и материал, который преподается, как правило, оказываются релевантными, часто сложными и неоднозначными, но почти всегда очень полезными для понимания предмета.
Во-вторых, Вышка, как правило, не навязывает студентам своего "мнения", а учит их думать критически.
В-третьих, что, вероятно, вытекает из предыдущего пункта, истфак лично меня научил всегда аргументировать свою позицию и терпимо относиться к позиции других людей.
В-четвёртых, истфак учит писать. В процессе обучения с самого первого курса студенты пишут очень и очень много, и со временем то, что мы пишем, развивается тем сильнее, чем больше мы читаем и пишем.
На самом деле - и я считаю это главным - в Вышке меня окружали замечательные люди - как преподаватели, так и студенты."
Магистратура Central European University, Факультет: Medieval Studies, Кафедра/направление: Comparative History
Магистратура НИУ ВШЭ СПб «Современный социальный анализ»
Из минусов я бы отметила то, что нам давали мало практических навыков, которые мы могли бы применить к работе не в академической сфере (какие-то количественные методы, например). Но, я думаю, что и их будут преподавать в скором времени."
Магистратура НИУ ВШЭ СПб "Прикладная и междисциплинарная история"
Магистратура Central European University "Comparative History: from 1500 to Present Time"
Магистратура НИУ ВШЭ СПб «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме»
Что касается моей учебы: на "Экономике впечатлений", то мне в целом нравится учиться. Как и везде есть свои минусы (например: в организации или ещё в чем-нибудь). Что-то кажется очень интересным и полезным, а что-то не очень. Не знаю, куда это приведет в будущем пока (но это как и в любом образовании), но сейчас кажется, что есть куда расти, и это кажется интересным занятием для жизни.
К слову, история как база не мешает и иногда даже помогает. Есть ощущение, что что-то сложно (что касаемо менеджмента, аналитики или экономики) - это нужно осваивать. А что-то не очень, например, на Истории всё-таки неплохо научили именно писать (как процесс построения научной работы), критиковать, анализировать, оценивать общую ситуацию. "
Работает преподавателем в Гуанчжоу (Китай)
Выпуск 2016-17 учебного года
Магистратура МГУ, факультет "Социология""
Отмечая ещё положительные моменты, хочется сказать, что именно на историческом факультете чувствовалась «семейная» атмосфера, когда студенты и преподаватели могли говорить «на равных». Хорошим подтверждением этому является то, что организация различных (в основном, правда, исторически направленных) мероприятий проходила в «дружеской» обстановке, после которой всегда имеется повод вспомнить эти события."
Магистратура СПБГУ, Факультет "Индоевропеистика"
Работает в "Альфа-банке"
Магистратура СПБГУП. Факультет Журналистики
Выпуск 2015-16 учебного года
магистратура НИУ ВШЭ в Москве, факультет филологии
Анкеты Александры Егоренко
магистратура МГУ, факультет журналистики
Мои ожидания фундаментального образования полностью оправдались. Но я думал, что процесс получения будет несколько более легок и, если можно так выразиться, будет проходить в более игровой форме. Так что фундамент просто шикарный, но процесс был тернист. Как и любой процесс получения новых знаний".
Интервью с Олегом Кудиновым
программа "Сравнительная история"
Отзыв Ксении Литвиненко
магистратура НИУ ВШЭ в Москве, факультет гуманитарных наук, кафедра фундаментальной и прикладной лингвистики
Интервью с Сергеем Михайловым
программа "Сравнительная история"
Интервью с Анной Смеловой