О программе
Программа открыта в 2012 году. На протяжении своей 11-летней истории она завоевала прочное место в ряду лучших исторических образовательных программ в Санкт-Петербурге и в Российской Федерации, свидетельством чему является – третье место в предметном рейтинге по истории и археологии (рейтинги лучших ВУЗов России RAEX-100 2022 и 2023 гг.) по версии рейтиногового агенства «РАЭКС-Аналитика». Программа включает общее фундаментальное образование в области наук об обществе, политике и культуре и построена с учетом опыта ведущих международных университетов. Бакалавры получают подготовку в областях интеллектуальной, политической и технологической истории, истории международных отношений. В основу программы положены инновационные разработки фундаментального и нового исторического образования, результаты высокого качества подготовки на программе подвержены неизменно высоким процентом выпускников (30%) поступающих в магистратуры по историческому направлению, в том числе и в магистратуры ведущих международных университетов.
Основные принципы работы программы:
- соответствие международным образовательным и научным стандартам, интеграция в международную академическую среду, образовательная и научная мобильность;
- раннее (начиная с первого года обучения) включение студентов в исследовательские проекты;
- ориентация выпускников не только на российский, но и на международный рынок труда;
- систематическое развитие глобальной, сравнительной и транснациональной истории как общей рамки исторического знания и инструмента преодоления ограничений, создаваемых канонами национальной истории.
Программа предлагает студентам:
- учебные курсы высококвалифицированных преподавателей (в том числе и иностранных);
- научное руководство студенческих исследований серьезными учеными — преподавателями факультета;
- ежегодные археологические/музейные/архивные/педагогические практики;
- межвузовский обмен с факультетом истории НИУ ВШЭ в Москве и Перми;
- международный обмен в ведущими университетами мира;
- множество общеуниверситетских мероприятий.
Актуальность исторического образования
Современный историк — это человек, получивший фундаментальное социально-научное и гуманитарное образование, владеющий несколькими иностранными языками (кроме английского, студентам предоставляется возможность углубленного изучения итальянского, немецкого, французского и др. языков), способный не только к архивной, музейной или педагогической работе, но и к серьезной экспертной аналитике и работе в междисциплинарных исследовательских проектах. Наряду с классической профессиональной подготовкой историка бакалавры осваивают важные новые методологии и навыки в области семантического и антропологического исторического анализа, исторической социологии, регионоведения, исторической компаративистики, пространственного анализа, истории науки, изучения коллективной памяти, анализа материальной культуры и окружающей среды. Данная модель образования дает важные для современной жизни аналитические навыки, которые позволяют понимать и объяснять вызовы глобализации, миграции, непрерывных технологических революций, новых форм организации политического пространства, межкультурного диалога, природных катаклизмов и истощения природных ресурсов. Со второго курса в учебном плане студентов обязательно стоят дисциплины на английском языке.
Международное сотрудничество
Участие студентов образовательной программы "История" в международной студенческой мобильности предоставляет им возможность повысить уровень владения иностранным языком, познакомиться с образовательными системами других стран, приобрести уникальный опыт сотрудничества в международной академической среде, получить яркие впечатления от жизни и учебы в другой стране.
Практика
В рамках реализации программы бакалавриата по истории была создана широкая инфраструктурная образовательная и научные среда, которая позволяет уточнять методы и подходы к новому историческому образованию и давать учащимся бакалавриата по истории опыт практической работы. На протяжении многих лет археологическая практика студентов-историков проходит в таких городах, как Старая Ладога, Великий Новгород, Старая Русса в тесном сотрудничестве с Центром по организации и обеспечению археологических исследований Новгородского музея-заповедника и Старорусской экспедицией Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. Музейные практики проходят в крупнейших музеях города – в Кунсткамере, Государственном Эрмитаже, Музее истории Санкт-Петербурга, Центральном выставочном зале "Манеж", Государственном музее истории религии. Архивное дело студенты изучают в ведущих архивах Санкт-Петербурга, таких как Центральный государственный архив Санкт-Петербурга, Российский государственный исторический архив, Российский государственномый архив Военно-Морского Флота, Центральный государственный архив литературы и искусства. Педагогическая практика проходит не только в школах Санкт-Петербурга, но и в школах других городов России.