О студенческой экспедиции в Старую Ладогу
Завершающей экспедицией в рамках программы “Открываем Россию заново” для студентов третьего курса направления “Управление и аналитика в государственном секторе” стала поездка в Старую Ладогу. Группу, как всегда, сопровождали академический руководитель программы Валентина Петровна Кайсарова и ее заместитель Екатерина Сергеевна Степанова.
Старая Ладога – это населенный пункт с очень древней и интересной историей. По самой популярной версии населенный пункт назван в честь реки Ладога, на побережье которой расположен. В 2003 году она была названа “Древним столетием Северной Руси”, и неспроста, ведь, ряд древних источников сообщает, что именно сюда был призван Рюрик на княжение в середине VIII века.
До прихода Рюрика на эти земли, Старая Ладога являлась славянским центром торговли и ремесел. Здесь проходили торговые маршруты, а также по арабской технологии варились бусы, называемые “глазки”, за продажу которых, по сведениям одного арабского торговца X века, можно было купить раба.
В 1116 году здесь закладывается каменная крепость, так как Старая Ладога была очень важным стратегическим объектом для стоянки кораблей и обороны северных рубежей Руси от нападений финнов и шведов.
Долгое время земли Старой Ладоги были местом вечного противостояния между славянами и скандинавскими народами, однако, с восшествием на престол Петра I, Старая Ладога утрачивает свое значение, что обусловлено строительством, чуть севернее, укреплений и гавани названной Петром Новой Ладогой.
Однако, сегодня Старая Ладога остается популярным туристическим направлением. Каждый год населенный пункт посещают тысячи туристов, ведь здесь можно прикоснуться к прошлому, побывать в крепости и на самой старой улице в России именуемой “варяжской”. Также здесь каждый год проходят фестивали исторической реконструкции посвященные средневековой эпохе.
Первый день участников экспедиции, как и положено, начался с заселения: в этот раз группе были предоставлены два домика в коттеджном поселке Барский - стоит заметить, условия проживания вполне соответствовали названию.
После заселения студенты обсудили с руководителями экспедиции темы, стоящие на повестке дня: участникам экспедиции предстояло изучить благоустройства поселка, обсудить с местными жителями актуальные проблемы и подготовить свои вопросы к местной администрации, встреча с которой предстояла на следующий день. Определившись с приоритетными задачами, участники экспедиции приступили к их выполнению.
Под конец первого дня традиционно был проведен познавательный квиз: ребята проверили и пополнили свои знания об истории Старой Ладоги и ее положении в наши дни.
На следующий день состоялась встреча с администрацией. Это была самая познавательная часть экспедиции – студенты смогли прикоснуться к внутренней кухне муниципального управления. Была прочитана лекция о экономическом состоянии Волховского района, в котором находится Старая Ладога, а также был показан фильм, в котором продемонстрировали достижения в района в развитии инфраструктуры за этот год.
Далее студенты смогли задать свои вопросы главе администрации сельского поселения и обсудить актуальные проблемы. Вопросы касались демографии, проблем местных жителей, дорожной инфраструктуры, стратегии привлечения туристов, логистики, взаимодействия сельского поселения с городом, а также взаимоотношения администрации Старой Ладоги с администрацией музея-крепости.
Студенты вынесли для себя много полезного и познали тонкости управленческой профессии.
В этот же день студенты посетили Староладожскую крепость. В ходе экскурсии студентам рассказали немало интересного об истории крепости и Старой Ладоги, быте здешних жителей, населявших эти земли столетия назад, и об особенностях архитектуры местных сооружений.
Внутри крепостных башен оборудованы современные экспозиции, также рассказывающие об особенностях жизни первых людей этой земли, их культуре и военном ремесле. Эти темы раскрываются не только достоверными и тщательно подобранными экспонатами, но и с помощью современного мультимедийного оборудования, делающего прогулку по башням крепости действительно захватывающим путешествиям по истории Старой Ладоги и всей Древней Руси.
Третий, последний день путешествия, тоже прошел не без пользы: участники экспедиции встретились с заместителем директора Староладожского музея Ириной Владимировной Григорьевой.
Ирина Владимировна рассказала, чем примечательна Старая Ладога с точки зрения культурного наследия, как развивается местный туризм и с какими проблемами сталкивается Староладожский музей. Впечатления студентов от музея были еще свежи, поэтому они активно участвовали в дискуссии. В частности была отмечена современная мультимедийная аппаратура, используемая в экспозициях - заместитель директора отметила, что подобное оснащение стало возможно благодаря финансированию со стороны Европейского банка реконструкции и развития и Министерства Культуры Российской Федерации и что они дальше хотели бы развивать музей в подобном современном направлении, так как это делает его доступнее и интереснее для посетителей.
Таким образом, поездка в Старую Ладогу стала для студентов полезным путешествием с точки зрения не только профессионального опыта, но и новых впечатлений и погружения в русскую культуру.
Это, как было отмечено ранее, была завершающая экспедиция по Ленобласти в рамках программы “Открываем Россию заново” и можно с уверенностью сказать, что закончилась она для третьекурсников на высокой ноте. Остается пожелать нынешним студентам второго курса, чтобы им также выпала возможность испытать этот захватывающий опыт!