• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Управление и аналитика в государственном секторе»

«Работа молодых управленцев сочетает в себе всестороннее владение компьютерными технологиями, ориентированными на сбор, обработку, хранение, передачу и распространение информации»

В Питерской Вышке привычная многим программа бакалавриата «Государственное и муниципальное управление» носит название «Управление и аналитика в государственном секторе». Академический руководитель программы Валентина Петровна Кайсарова рассказала, в чем заключаются отличия в подготовке студентов в Вышке от других вузов, что стоит за необычным названием программы и кто такие новые управленцы.

«Работа молодых управленцев сочетает в себе всестороннее владение компьютерными технологиями, ориентированными на сбор, обработку, хранение, передачу и распространение информации»

  • Многие российские вузы предлагают программы подготовки по направлению «Государственное и муниципальное управление». Чем программа Питерской Вышки от них отличается?

Наша программа стартовала в Питерском кампусе НИУ ВШЭ в 2004 году, выросла из специалитета, наращивая свой потенциал и формируя профессиональное сообщество выпускников в Санкт-Петербурге, Москве и других городах России. Ее перезагрузка произошла в 2017 году, когда в университете стала развиваться новая инновационная модель обучения в ответ на новые вызовы времени. Традиционные программы для бакалавров направления «Государственное и муниципальное управление» в большей степени показывают малое внимание к инструментальной экономико-математической подготовке и концентрируются на Российской Федерации и специфичных для нее проблемах. Как следствие, студенты получают и слабую подготовку по иностранным языкам.

Мы внедрили опыт лучших университетских практик подготовки по математике, теории принятия решений, экономике, менеджменту, публичному управлению, цифровым технологиям и коммуникациям. Преимущества такого подхода в том, что блоки изучаемых дисциплин учебного плана – (общий цикл) и «Minor» (дополнительные специальные курсы) – у бакалавров направлены на то, чтобы выпускник был востребован на перспективных рынках труда, включая сферу государственного и муниципального управления. Мы отдаем себе отчет в том, что работа молодых управленцев сочетает в себе всестороннее владение компьютерными технологиями, ориентированными на сбор, обработку, хранение, передачу и распространение информации. Аналитика – это сложный процесс работы с информаций, но для современного человека – это главный атрибут его развития, а для публичного управления – это и важнейший стратегический ресурс. Студенты могут сами формировать свой индивидуальный учебный план, дополняя обязательные предметы дисциплинами по выбору. На первых двух курсах они получают фундаментальную подготовку, а на третьем-четвертом – специализируются по двум трекам: «Управление государственными и некоммерческими организациями» и «Проектное управление в государственном секторе: оценка программ и политик». Оба трека уникальны и нацелены не только на применение базовых знаний, но и на оценку программ и политик, анализ больших данных. Это позволяет студентам работать в проектах по специализации и решать реальные управленческие проблемы уже в университете. Такая постановка обучения не предлагается студентам в России ни в одном университете. Здесь важен осознанный выбор нашей программы как понимание перспектив собственного роста на основе современных знаний, навыков, инструментов, чтобы стать реальными лидерами, уметь обеспечить взаимодействие между группами граждан, бизнесами и различными государственными структурами.

Обучение позволяет через разные партисипаторные практики, вовлечение в процессы управления, отвечающие современным тенденциям, и подготовку по английскому языку в объеме языкового вуза понять достоинства освоения технологий работы с информацией в муниципалитетах, комитетах, министерствах и отдельных организациях. Исследовательская работа под руководством ведущих экспертов и практиков выстроена нами по алгоритму «обучаясь – обучай других, предлагая результативное решение для общества и государства». Это наращивает собственные сильные конкурентные преимущества каждого студента по сравнению с выпускниками других вузов. Этим объясняется устойчивая позиция ТОП-5 нашей программы по направлению подготовки среди вузов России. 

  • Почему программа называется «Управление и аналитика в государственном секторе», а не привычное большинству «Государственное муниципальное управление»

Современный человек вовлечен в информационно насыщенную жизнь страны, своего региона и того места, где он живет. Мы видим изменения в системе публичного управления и необходимость ее соответствия современным реалиям мобильной, непрерывно трансформирующейся среды, потребностям и интересам самих граждан. Мы считаем, что и в университете модель подготовки квалифицированных специалистов по направлению «Государственное и муниципальное управление» должна соответствовать актуальным тенденциям и вызовам современности. Во-первых, не секрет, что работа с большими данными и смарт-технологии – уже реальность нашей жизни. Мы видим это в новых средствах связи, электронных сервисах, в здравоохранении, инфраструктуре города. Поэтому обширная система учреждений госсектора и процесс управления становятся все более интеллектуальными, требуют от всех вовлеченных в ее работу людей соответствующих современных навыков и знаний. Во-вторых, цифровые технологии решают важные экономические и управленческие задачи. Накоплен серьезный опыт их внедрения в государственные и муниципальные услуги: Федеральную налоговую службу, Аналитический центр Правительства, Пенсионный фонд, Правительство Санкт-Петербурга и многие другие госструктуры, корпорации и организации. В госсекторе технологии Big Data могут дать взрывной прирост эффективности, но они, к сожалению, пока что используются относительно слабо. Но современные «новые» управленцы должны владеть таким инструментарием.

В-третьих, рейтинги перспективных профессий известных изданий (Forbes, The Economist, АСИ РФ) показывают, что профессия аналитика – самая востребованная, занимает верхнюю позицию отчетов о зарплатах специалистов (в Москве предложения в коммерческом секторе для сотрудников без опыта работы начинаются от 70 000 рублей, в Санкт-Петербурге – от 50 000 рублей). В образовательный процесс подготовки бакалавров в зарубежных университетах, например, у наших партнеров в США (Университет Индианы, Атлантический университет Флориды, Кембридж, Школа государственного и муниципального управления в Нью-Йорке) внедрены и обширно представлены дисциплины по информационным технологиям и работе с данными. Поэтому именно эти аргументы находятся в основе названия и содержания нашей образовательной программы. 

  • Направление подготовки программы наверняка у многих ассоциируется исключительно с дальнейшей государственной службой. Только ли этим ограничиваются перспективы студентов и выпускников программы? 

Наши выпускники уже работают в структурах федеральной и региональной власти, государственных корпорациях и международных компаниях. Есть специалисты государственных унитарных предприятий, сотрудники фонда «Сколково», «Росатома», эксперты «Boston Consulting Group», служащие отраслевых комитетов и территориальных управлений Администрации администрации Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Правительств Москвы и Российской Федерации. Но выбранный ориентир на освоение лучших мировых практик и информационных технологий, применимых в государственных организациях и управлении, открывает более широкие перспективы для наших выпускников. Это, например, трудоустройство в ситуационных центрах регионов, многофункциональных центрах услуг, структурах открытого правительства, при сопровождении общественных платформ в органах муниципальной власти. Актуальные знания в области управленческого консалтинга и освоение пакетов прикладных программ (Python,SPSS, Computer-Assisted Text  Analysis, R-studio, SAS, MAXQDA, Cost-Benefit  Analysis (CBA)), знакомство с оцениванием управления в масштабах муниципалитета, города, региона, страны дает возможности для трудоустройства  в проектных офисах, специальных партнерствах в государственном и коммерческом секторе, в отделах планирования государственных и муниципальных организаций. Выпускники осваивают новые виды занятости: медиаторы электронных сервисов, работу с социальными сетями в отделах по связям с общественностью органов власти всех уровней, учатся работать с местными сообществами, краудсорсингу, реализуют программы волонтерства и добровольчества.

Существует огромный интерес бизнес-структур в GR-специалистах, умеющих работать с госорганами. Перспективными являются должности администратора онлайн-сервисов, менеджера электронных площадок и платформ. Активность некоммерческого сектора и развитие стартапов вызывает востребованность для трудоустройства в качестве руководителей электронных сервисов или модераторов отдельных направлений. 

  • С точки зрения содержания программы, как студенты приобретают опыт проектной и исследовательской работы в процессе обучения?

Проектная работа и практики во время обучения занимают 25% учебного времени студентов. Важное преимущество, которое дает своим студентам наша программа – возможность учиться под руководством авторитетных и востребованных практиков. У нас есть две базовые кафедры: Международного центра социально-экономических исследований «Леонтьевский центр» и Администрации губернатора Санкт-Петербурга. Кроме того, что программа полностью обеспечивает местами для учебной и производственной практик, на базовых кафедрах студенты могут пройти длительные стажировки, более 1 месяца (в 2021 году – 14 бакалавров (4 курс)); участвовать в проектной работе – 12 бакалавров (2 курс); быть волонтерами (около 40 человек). Так из 55 выпускников нынешнего года 27% прошли производственную практику в Комитетах и подразделениях органов государственной и муниципальной власти, 4% студентов работали в государственных учреждениях, 49% – в исследовательских центрах, в других организациях и НКО – 20%. Наши студенты – активные участники ряда внутренних и внешних проектов. Среди значительных внешних проектов отмечу дорожную карту развития туризма и санаторно-курортного комплекса Карачаево-Черкесии (2019 - 2020 г.г.); НИР «Исследование кластеров, поддерживаемых программой Минпомторга РФ методом сетевого анализа» (2020); «Комплексное исследование социально-экономического развития регионов АЗРФ и разработка предложений по развитию связей Санкт-Петербурга с регионами АЗР, издание справочно-аналитического сборника Арктики» (2020).

Обучение студентов в двуязычной среде под преподавателей, имеющих степени PhD или прошедших переподготовку в зарубежных вузах, научно-исследовательские и проектные семинары уже с первого курса укрепляет навыки проектной и аналитической работы. Так, в конкуре на лучшие исследования НИУ ВШЭ ежегодно 1-2 работы студентов программы выделяются как лучшие среди более 700 работ, по мнению авторитетного жюри. А в мае этого года лауреатом конкурса Европейского университета была признана работа «Безусловный базовый доход и его влиянию на основные макроэкономические показатели»студентки 3 курса М. Великих (научный руководитель,д.э.н.,проф. П.М. Лукичев). На VII научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Экономика, бизнес и общество: трансформация и перспективы» (май 2021, НИУ ВШЭ – СПб) научный доклад Марии Илюшенко, студентки 3 курса, «Оценка доступности наземного общественного транспорта в Кировском районе г. Санкт-Петербурга», научный руководитель к.э.н., доц. Е.Э. Колчинская) был признан лучшим и удостоен Диплома 1 степени.

  • Какие у студентов есть возможности развития и реализации себя за рамками учебных дисциплин?

Программа развивается как большая дружная семья, где обучается около 300 студентов. Но каждый учебный год для адаптации первокурсников студенты-кураторы, прошедшие отбор и подготовку, разрабатывают оригинальные серии специальных событий, вовлекая первокурсников в университетскую среду и общение. С 2020 года совместно с московским кампусом НИУ ВШЭ работает цифровое комьюнити (Школа digital профессий для не безразличных к IT-сфере людей). Студенты обучают всех желающих главным Digital-профессиям, вместе делают проекты. Центр Добрососедства «Дом» как современное общественное пространство для общения горожан привлекает многих наших студентов. Совместно с этой организацией к Международному Дню Соседей-2021 в мае в тёплом соседском кругу прошла дворовая вечеринка «Мастера Петроградки» для жителей, гостей Петроградской стороны и студентов НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. В конце июня студенты с сотрудниками Центра организуют новое мероприятие «Городские комьюнити», где будут выступления спикеров о городских сообществах, мастер-классы для детей, праздничный стол с лимонадом и фруктами, интерактивные игры на знакомство и уголок буккроссинга.

Традиционными являются специальные встречи и междисциплинарные семинары. Так, в апреле после проведения дисциплины «Местное самоуправление» в дистанционном формате состоялась долгожданная офлайн-встреча «Стратегии развития муниципальных образований России: разработка и проблемы реализации». Дискуссия преподавателей, муниципальных депутатов и студентов позволила профессионально обсудить пять лучших проектов команд студентов 3 курса.  

Наши ребята – активные участники кейс-чемпионатов и студенческих клубов в кампусе. Ярослав Ясько, выпускник 2021 года, стал Председателем Студенческого совета Петербургского кампуса Вышки. Студенты проникаются большой любовью к городу и включаются как волонтеры в международные мероприятия и знаковые события (ПМЭФ, ЧМ по футболу), участвуют в проектах по благоустройству Санкт-Петербурга (набережной р. Карповки, реконструкции малых мостов и другие).

  • Что новое ожидает будущих первокурсников на программе? 

Валентина Петровна Кайсарова, академический руководитель программы «Управление и аналитика в государственном секторе»

Кайсарова Валентина Петровна

Уверена, что современных школьников сегодня волнуют не только собственные мысли, представления и мнение окружающих, а реальность во всем ее многообразии, когда есть желание почувствовать тенденции и тренды общества. На нашей программе приветствуется стремление раскрыть свой собственный талант и склонность к аналитике. Нововведения будут интересны тем абитуриентам, кто задумывается о том, как на основе новых методов управлять экономикой и общественной жизнью, работать с гражданами и бизнесом. Мы будем внедрять циклы дисциплин для понимания стратегического подхода в управлении, «интеллектуального государственного управления», «smart-городов», системы партнёрства государства и бизнеса, развития городской среды.

К преподаванию привлекаются эксперты мирового уровня. В их числе, например, ведущие научные сотрудники МЦСЭИ «Леонтьевский центр» – О.В. Русецкая, А.Р. Батчаев, Е.Э. Колчинская и другие, зарубежные профессора Р. Кравчук (Университет Индианы), А. Фаразманд, редактор двух международных высокорейтинговых научных журналов (Университет Флориды), В.Е. Полищук, заслуженный архитектор РФ, а также другие коллеги из университетов Санкт-Петербурга. Совместно с профессорами кампуса НИУ ВШЭ в Москве будут реализованы в межкампусном формате несколько дисциплин: Общественные финансы, Местное самоуправление, Этика в социально-экономической политике и принятии решений. Для нового набора студентов по предметной области «Data Culture» запланирован многоступенчатый подход к обучению: на 1 курсе обучение цифровой грамотности, на 2 курсе – «Количественные методы анализа данных», «Технологии анализа больших данных» и «Python для извлечения и обработки данных»; на 3 курсе в рамках дисциплины «Экономическая и социальная статистика» – изучение статистических пакетов и прикладных программ. Наш образовательный стандарт в НИУ ВШЭ сам по себе оригинален и интересен. Его фокус – обеспечить студентов весомыми инструментальными компетенциями. Процесс обучения строится так, чтобы студент приобрел навыки проектно-ориентированного управления и, как современный специалист, в рамках понимания комплексного социально-экономического развития территории смог решать актуальные для жизни граждан проблемы «умными» способами, то есть на основе использования инновационных технологий. Наш бакалавр имеет современное и понятное портфолио, может трудоустраиваться уже в университете. Можно осваивать профессию, используя полученную подготовку, чтобы продолжить обучение по специализированному профилю в магистратуре, либо получить более высокий уровень по уже полученной профессиональной подготовке непосредственно в рабочей среде.

Академический совет программы готов гарантировать такое качественное образование, когда студент учится динамично мыслить, создавать и внедрять самые прогрессивные идеи для себя и для будущего.


Добро пожаловать, у нас современно и очень интересно!