• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Управление и аналитика в государственном секторе»

07
Апрель

Студентка ОП «Управление и аналитика в государственном секторе» Мария Великих - призер конкурса-2021 Европейского университета за лучшую студенческую работу

1 июня 2021 года были подведены итоги конкурса на лучшую студенческую работу по экономической тематике, проводимого факультетом экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге. Всего на конкурс поступило 56 работ, среди которых была работа студентки 3-го курса Образовательной Программы «Управление и аналитика в государственном секторе» - Великих Марии.

Студентка ОП «Управление и аналитика в государственном секторе» Мария Великих - призер конкурса-2021 Европейского университета за лучшую студенческую работу

Под научным руководством профессора департамента государственного администрирования, д.э.н.Лукичева Павла Михайловича, Марией была подготовлена достойная исследовательская работа, которая принесла ей почетное призовое место на конкурсе. Работа посвящена феномену «Безусловного базового дохода» (ББД) и его влиянию на основные макроэкономические показатели. В рамках исследования ББД рассматривался как социально-экономический инструмент современных государств. Наше интервью с Марией Великих предлагаем Вашему вниманию.


- Прежде всего, как было принято решение участвовать в конкурсе?

Изначально об этом конкурсе я узнала из рассылки нашей программы, и уже тогда я приняла решение об участии. Спустя какое-то время мне также предложил участвовать и Павел Михайлович, поэтому, можно сказать, что вопрос об участии в конкурсе даже не стоял – все было очевидно!

  • В каком формате проходил конкурс? Стало ли участие в нем полезным опытом?

Сам конкурс был разделён на две секции – бакалаврские и магистерские работы, а формат предполагал сбор пакета документов и отправку работы по электронной почте до определённого срока. К сожалению, никакой защиты не было, жюри принимали решения, основываясь лишь на текстах работ студентов. Для меня стало удивлением, что обязательным условием участия стало написание работы исключительно на русском языке, поэтому мне пришлось переводить своё исследование, хотя английский язык уже давно, как мне кажется, стал языком научного сообщества, отчего и большая часть исследований и публикуется на английском. Мне кажется, участие в этом конкурсе стало отправной точкой моей научной карьеры, поскольку призовое место, так или иначе, говорит о том, что мое исследование было высоко оценено, а значит есть потенциал для будущих успехов в научной среде. Тот факт, что мне удалось занять призовое место, ещё больше пробуждает во мне интерес к проведению исследовательской деятельности. Думаю, в следующем году я вновь приму участие в подобном конкурсе, но  с тезисами по выпускной работе.

  • В чем, на твой взгляд, уникальность исследования «Безусловного базового дохода»?

Это исследование видится мне новым шагом в изучении практики безусловных выплат гражданам. Сама природа ББД сейчас активно обсуждается в научных кругах, государственных структурах и даже выносится на общественные голосования. И практическая ценность работы - выяснить, какое влияние такие выплаты имеют на человека, общество и экономику региона. Проведённые эксперименты в Канаде, США и Финляндии привели к весьма неоднозначным результатам: никто из организаторов экспериментов точно не утверждал о положительной или отрицательной роли выплат, в связи с чем выдвинутая нами гипотеза состояла в том, что такие безусловные выплаты оказывают НЕотрицательное влияние на относительное изменение таких показателей как уровень безработицы, уровень занятости и уровень дохода. При подготовке работы не было встречено ни одного подобного исследования, что подчеркивает научную новизну проведённой работы.

  • Какие навыки и знания во время обучения в университете были особенно важными при написании работы?

Практическая часть исследования состояла из нескольких этапов. Первым шагом являлась предварительная обработка исходных данных (нормирование и сглаживание значений показателей для исключения кратковременных флуктуаций во временном ряду, но для сохранения основной тенденции) с использованием языка программирования Python и дополнительных библиотек numpy, pandas, matplotlib и scipy. Далее с помощью комбинированного статистического критерия, который состоял из статистики Колмогорова-Смирнова, а также последующего использования 2–выборочного непараметрического теста Манна–Уитни-Уилкоксона, проверялась значимость превышения значения одной выборки данных над значениями другой. В данном случае выборками являлись пакеты данных со значениями интересующих макроэкономических показателей по региону, в котором ББД был реализован, и региону, в котором - нет. Причём пары регионов выбирались как схожие по экономическому и/или географическому положению. Соответственно, при написании работы я использовала знания, полученные в рамках дисциплин на 2 курсе: «Технологии анализа больших данных» (С.Н.Кольцов) для практической части, а также знания с курса «Макроэкономика» (П.М.Лукичев) для теоретической, поскольку именно на занятиях данного курса мы знакомились с понятием ББД, где у меня и зародился интерес к данной проблеме. Также на 3 курсе в рамках дисциплины «Инновации в государственном секторе» (М.В.Рубцова) возникла возможность провести дебаты, на которых мы сконцентрировались на вопросе целесообразности введения практики ББД: треть студентов была «за», треть выступала «против», а другая треть была арбитрами процесса. Здесь я бы хотела выразить всем благодарность за предметное обсуждение темы и свой, пусть и косвенный, вклад в изучение этой проблемы!

Работа Марии внесла весомый вклад в копилку исследовательских побед по НИРС наших студентов ОП УАГС в Петербургском кампусе НИУ ВШЭ. Поздравляем Марию и желаем ей успехов в дальнейшем развитии научной карьеры!

Текст подготовила Якимцова Анастасия,
  студентка 2 курса ОП УАГС