• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента

Современный педагог – медиатор в мире информации

Многие студенты, особенно студенты магистратуры, приходят в Высшую школу экономики в Санкт-Петербурге не только на конкретные программы, но и на конкретных преподавателей. Академический руководитель магистерской программы «Финансы», декан Школы экономики и менеджмента Елена Рогова одна из таких педагогов.

Современный педагог – медиатор в мире информации

– За что вы любите преподавательскую профессию?

– За многое. Во-первых, это одна из немногих профессий, где ты всегда можешь увидеть эффект от своей работы – как быстрый, в виде вопросов студентов, интереса в их глазах, – так и отложенный. Когда кто-то из моих учеников через несколько лет после окончания университета занимает высокую должность или создает успешный стартап, я понимаю, что в его успехе есть и частичка моего труда. Когда приходят выпускники, это тоже большая радость. Когда выпускники пишут или звонят и спрашивают: нет ли у вас толковых студентов, мы их хотим взять на работу, это тоже твое достижение.

Во-вторых, преподавание это всегда и возможность учиться, узнавать что-то новое. Невозможно в меняющемся мире читать долгие годы одно и то же: всегда есть либо новые результаты исследований, о которых хочется рассказать, либо изменения в окружающей жизни, которые нужно учесть, либо новые технологии, которые хочется внедрить. Иногда я даже учусь от своих студентов: они по части технологий достаточно подкованы, и мне приходится следовать за ними. Так, в этом году я для бакалавров использовала быстрые тесты в Kahoot, проекты вела в Telegram. На следующий год планирую внедрить и другие технологические «примочки».

Далее, ты не можешь преподавать, на мой взгляд, если сам не ведешь исследования, либо не используешь то, чему учишь, на практике. Очень многие вещи, о которых я рассказываю студентам, выросли либо из решаемых мною и коллегами практических задач (бизнес, экспертиза), либо из проведенных исследований. И это держит тебя в тонусе, не дает расслабляться.

Наконец, мне просто нравится быть в студенческой среде, это мощный энергетик.

– Какой из читаемых вами курсов вы любите больше всего?

– Мне дороги все курсы, но, наверное, самый любимый сейчас это «Слияния и поглощения», курс, который я читаю на магистерской программе «Финансы». Он начался с интересного практического казуса – несколько лет назад к нам с коллегой обратилась одна юридическая фирма с просьбой выступить экспертами при оценке акций компании, ставшей объектом поглощения. Еще через пару месяцев другая юридическая фирма привлекла нас к процессу, где российская компания пыталась оспорить сделку, совершенную с зарубежными активами другой компании, потому что продавец предоставил, на их взгляд, нереалистичную финансовую модель. Этот процесс потребовал не только экспертизу в области финансового моделирования, но и задействовал многие другие области знания – и менеджмент, и учет, и право. Поэтому курс, который я читаю, получился не чисто финансовым, но мультидисциплинарным, и я каждый год стараюсь его наполнить новыми практическими кейсами, как российскими, так и международными. 

– Каким вам видится будущее преподавательской профессии в свете наступления виртуальных технологий в преподавании?

– Преподаватель все более превращается из единственного источника знаний в медиатора, посредника, помогающего студентам определиться в мире информации, выловить оттуда действительно ценное, научиться эту информацию правильно использовать и интерпретировать. Поэтому академикам нельзя замыкаться в «башне из слоновой кости», нужно обязательно выглядывать во внешний мир и видеть, что там появилось нового, что нужно использовать. Нужно учитывать и то, что студенты очень сильно меняются, они читают не те книги (а иногда вообще не книги), слушают не ту музыку, смотрят не те фильмы, что предыдущее поколение. У них и карьерные устремления совсем другие, и научные интересы. Приходится менять учебный процесс, делать его все более интерактивным, использовать новые технологии. Но основные задачи остаются прежними – нужно заинтересовать студентов предметом, «влюбить» в него, заставить их узнавать новое и стремиться превзойти учителя. Это не меняется.

– Что бы вы хотели пожелать молодым преподавателям?

– Смелости признавать свои ошибки, отвечать на неудобные вопросы. Терпения. Готовности помочь студентам. А главное – не терять интереса к своей профессии, несмотря на трудности, не расслабляться, и осваивать новые знания, чтобы быть интересными и прививать любовь к предмету.